Наш интернет-магазин «Корвана»: материалы для вышивки и рукоделия - korvana.ru

Вход для пользователей

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 10 гостей.

Из истории реставрации древнерусского лицевого шитья

Из истории реставрации древнерусского лицевого шитья Ростовского музея

В. К. Кривоносова

Одной из составных частей музейного собрания считается обширный по составу и разнообразный по характеру вещей фонд тканей, насчитывающий около 5 тысяч единиц хранения. Его комплектование велось на протяжении всей истории музея. Это были дары, передачи, закупки. В состав фонда входят разнообразные коллекции: головные уборы, гражданская и церковные одежды, кружево, бисер, полотенца и др. Особо ценную группу составляют произведения древнерусского лицевого шитья. В собрании музея их насчитывается около 70 единиц хранения, значительная часть которых поступила в музей в 20-е годы прошлого столетия из упраздненных ростовских Авраамиевского и Спасо- Яковлевского монастырей, Успенского собора, других храмов Ростова. По своему происхождению это произведения в основном вкладные, выполнены они искусными знаменщиками и вышивальщицами в лучших мастерских своего времени – Соломонии Сабуровой, Анастасии Романовны, Дмитрия Ивановича Годунова, митрополита Варлаама, «именитых людей» Строгановых, ростовской княгини Марии Луговской.

Временные рамки создания произведений лицевого шитья Ростовского музея охватывают нач. XVI – кон. XVII столетий. Многовековое существование не всегда в благоприятных условиях, неоднократные переделки и поновления пагубно отразились на их сохранности. Это требует особого внимания при хранении и высокого профессионализма реставраторов по тканям, предотвращающих от разрушения ценные реликвии древнего лицевого шитья.

Отсутствие документов в музейном архиве не дает основания говорить о каких-либо реставрационных работах по тканям в первые десятилетия существования музея. Сотрудничество с ЦГРМ, затем ГЦХРМ и ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря началось только в 20-е гг. прошлого столетия, причем длительное время речь может вестись о реставрации тогда, в основном, иконописи. Тесные связи музея с отделом прикладного искусства ГЦХРМ начались с 60-х годов. В письме директора мастерских С. Сидорова директору музея от 9 января 1961 г. отмечено, что предполагается командировать во 2-м квартале двух реставраторов по тканям для работы в музее. В результате таких поездок реставраторов в Ростов были проведены профилактические работы, а затем отобраны некоторые произведения, нуждающиеся в проведении реставрационных работ в стационаре ГЦХРМ.

В конце 60-х гг. в музее началась работа над созданием экспозиции древнерусского искусства. Работавший в то время научным сотрудником музея В.Г. Пуцко, составил список произведений лицевого шитья, требующих первоочередной реставрации, проделал большую работу по изучению, атрибуции и публикации памятников, которые вошли затем в постоянную экспозицию. В этот список было включено 13 единиц хранения и среди них наиболее ранние из состава коллекции, такие как палица «Спас»1 из мастерской Ульяны Обрасцовой 1510 г., пелена подвесная «Деисус» 1520 г.2, покров на мощи св. Исидора Блаженного втор. пол. XVI в.3, покров Авраамия Ростовского конца XVI в.4, и другие. Все они находились в характерном для древних вещей состоянии: сильно загрязненные, деформированные, с прорывами, утратами изначальных тканей, порой переложенные с изменением формата, на другой фон с добавлением украшающих элементов. 27 августа 1967 г. экспонаты были переданы в прикладной отдел ГЦХРМ. Не останавливаясь подробно на реставрации всех произведений из названного списка, остановимся на некоторых из них.

Самое раннее произведение, поступившее на реставрацию, палица «Спас» – вклад Ульяны Обрасцовой в Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле в 1510 г. На синем шелке, в центре, в медальоне, поясное изображение Христа, в углах шестикрылые херувимы. Вкладная надпись обрамляет медальон и продолжается в промежутках между изображениями херувимов. Личное выполнено шелком, доличное золотными нитями «в прикреп». В графе «сохранность» значилось: «синий шелк почти весь утрачен, золото на крыльях вверху и буквы в верхней части палицы утрачены». Реставрировала это произведение реставратор высшей категории ВХНРЦ Т.А. Горошко. По фрагментам сохранившегося авторского фона была тонирована реставрационная ткань и проведена полная дублировка, промыто и укреплено шитье и текст надписи, проведено укрепление и дублирование подкладки.

Покров « Авраамий Ростовский» поступил в музей из Авраамиевского монастыря в 1921 г. и датирован кон. XVI в. В графе «сохранность» отмечалось: «загрязнен, шитье шелком обветшало, в XIX в. нашито на синий атлас и украшено узорчатым галуном, что искажает облик памятника». Реставратором М.П. Рябовой были произведены расчистка и укрепление шитья. Шитье переложено с позднего фона на реставрационную х/б ткань, тонированную в цвет первоначального фона. Воссоздан первоначальный размер покрова. Проведенные реставрационные работы позволили не только возвратить памятнику состояние и внешний вид близкие к авторскому, но и провести новую, более точную атрибуцию. В результате исследований, научный сотрудник прикладного отдела ВХНРЦ А.В. Силкин пришел к выводу, что рассматриваемый покров был создан в мастерской Анастасии Романовны, и, следовательно, в середине XVI в., а не в конце, как считалось ранее5. Таким образом, в нашей коллекции мы имеем два произведения, вышедшие из мастерской жены Ивана Грозного Анастасии Романовны.

Интересна история покрова с изображением Исайи Ростовского, датируемого кон. XVIIв.6 Реставрирован он был в 1983 г. О.Г.Волынцевой-Шуриной. Поступил на стол к реставратору в очень ветхом состоянии, с утраченным фоном средника, разрушенными каймами, с частично утраченной надписью. Во время реставрации шитье было очищено и укреплено, произведена реконструкция фона по сохранившимся фрагментам авторского. На каймах в местах утрат подведен тонированный холст и газ. Утраченные фрагменты вязи воссозданы шелковыми пунктирами по следам прикрепы. Н.А. Маясовой в результате сравнительного анализа некоторых памятников лицевого шитья был сделан вывод, что покров «Исайя Ростовский» происходит из московской мастерской Акилины Бутурлиной и выполнен в кон. XVII- нач. XVIII вв.7 (рис. 1).

В 1978 году из Ростовского музея на реставрацию в ВХНРЦ была отправлена еще одна группа памятников лицевого шитья. Среди них следует отметить замечательную по художественным достоинствам плащаницу 1637 г. « Положение во гроб»8, вклад митрополита Варлаама в Успенский собор. Работала над ней Л.Л. Агапова. Несколько ростовских вещей было отреставрировано А.Н.Беляковой. Это – палица «Деисус» 1662 г.9 и пелена «Положение во гроб» 1663 г.10, созданные в мастерской княгини Марии Луговской, а также строгановские: покров «Авраамий Ростовский» 1642 – 49 гг.11 и воздух «Положение во гроб с избранными святыми» 1661 г.12 Атрибуция этих двух последних памятников была уточнена А.В. Силкиным. И.В. Михайловой был отреставрирован воздух нач. XVI в., выполненный почти полностью, за исключением нимбов, цветными шелковыми нитями.

Много лет с (1982 по 1991) и очень плодотворно работала над восстановлением памятников Ростовского музея реставратор Т.А. Горошко. За эти годы отреставрировано 85 единиц хранения фонда тканей, из них 10 – произведений лицевого шитья, таких как пелена «Явление Юрышу» XVII в.13, пелена «Богоматерь Тихвинская» 1630-х гг.14, орарь строгановского шитья 1660 г.15, митра 1651 г.16, а также предметы народно-прикладного искусства. Митра дошла до наших дней в очень плохом состоянии. Помимо лицевого шитья девятифигурного Деисуса, выполненного шелковой, золотной и серебряной нитями, в ней применено низание жемчугом и употреблены такие материалы, как заячий мех и кожа. От времени митра потеряла свою первоначальную форму, утратила часть жемчуга, меховая опушь пришла в ветхое состояние. Было проведено удаление черной патины, промывка и перенизание жемчуга, дублировка фона и подкладки, очищение меха, укрепление кожи и другие виды работ. Эта митра в 1651 г. была вложена княгиней Ф.В. Сицкой в Авраамиевский монастырь и является исторической реликвией. Она могла принадлежать Ионе Сысоевичу, бывшему с 1646 по 1652 гг. архимандритом этого монастыря и ставшему впоследствии Ростовским митрополитом.

С 1983 по 1986 гг. под руководством Т.А.Горошко проходила стажировки в ВХНРЦ автор этого сообщения, оставаясь при этом хранителем. Во время стажировок проводились работы на народых головных уборах , полотенцах, на лицевом шитье. Так, на пелене «Богоматерь Казанская» XVII в. (сохранился лишь средник) были удалены поздние наслоения из шнура, удалены многочисленные восковые пятна, шитье промыто и укреплено, сохранившиеся фрагменты фона были сдублированы и укреплены шелковой нитью, подведена реставрационная подкладка. На клобуке митрополита Ионы Сысоевича удалена темная патина с металлического шитья, укреплен серебряный шнур по контуру рисунка, проведено укрепление и дублирование стеганой шелковой подкладки.

В последние годы реставрация предметов из музейного фонда тканей проводится реставратором высшей категории Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника А.Ф. Черторижской. За это время приведено в экспозиционное состояние около 20 памятников народного, прикладного искусства, таких как вышивки, кружева, гражданская одежда и около 10 произведений лицевого шитья – митры, палица, пелена, фелони. По красоте художественного исполнения и сложности ведения реставрационного процесса выделяются несколько вещей, на которых следует остановиться особо.

Митра XVII в.17 выполнена в виде невысокой цилиндрической шапочки с меховой опушкой. Шита золотными и серебряными нитями «в прикреп». На тулье вышит «Голгофский крест с орудиями страстей». Подобные же кресты размещены по всей окружности, между ними вышиты изображения херувимов и восьмиконечные звезды. Поступила митра на реставрацию в очень ветхом, можно сказать, аварийном состоянии: сильно деформированная, меховая опушь утрачена полностью, загрязненная, с большими сквозными прорывами, утратами холста. Серебряные нити шитья потемнели, шелковый голубой фон утрачен почти полностью за исключением небольших фрагментов в виде отдельных нитей. Ватная прокладка, не подлежащая восстановлению, полностью руинирована, оставались многочисленные поздние чинки, и небольшие фрагменты шелковой подкладки начала XIX в. (рис. 2).

В процессе реставрации шитье было промыто, в местах утрат подведен дублировочный холст и укреплены оставшиеся нити шелкового фона. Изготовлена и смонтирована новая ватная прокладка, шелковая подкладка сдублирована на плотный газ. На заключительном этапе реставрации шитье было проклеено. В результате проведенных работ головной убор приобрел прежнюю форму и экспозиционный вид.

Небольшая подвесная пелена «Никола Можайский в житии» XVII в.18 поступила в музей в 1921 г. из Успенского собора. По своей композиции она повторяет иконы подобной иконографии и отличается тонким шитьем многочисленных миниатюрных клейм. В среднике пелены по атласу песочного цвета в арочном проеме с трехлопастным завершением располагается ростовая фигура Николы с поднятыми руками. В правой он держит меч, в левой – город. Вокруг центральной фигуры размещено 18 многофигурных клейм. Личное пелены выполнено светлым шелком, абрис лица, рук, фигур – темно-коричневым. Доличное шито золотной и серебряной нитью «в прикреп», нити прикрепа красные, зеленые, коричневые, голубые. Нимб Николы низан бисером, ворот, цата и поручи – мелким жемчугом. Подкладка пелены малинового шелка.

Ткань фона пелены сильно посеклась, по краям ее многочисленные сквозные отверстия от гвоздей, наблюдалась частичная утрата жемчуга, букв в надписях и нитей прикрепа, подкладка ветхая, загрязненная. Заметны следы прежний реставрации: подкладка дублирована, фон переклеен, в результате чего появилась чрезмерная жесткость пелены, ломкость нитей. Возможно, это явилось следствием профилактических работ при подготовке пелены к экспонированию в 60-х гг. прошлого века.

В результате реставрационных работ шитье было промыто, проведено дублирование подкладки клеем с предварительным крашением и дополнительное укрепление иглой с нитью по местам утрат фрагментов. Во избежание появления дополнительных разрывов старая дублировка, очень редкий газ, оставлена. Сквозные отверстия перекрыты синей крашениной, газом, атласом, восполнены также частично утраченный жемчуг и нити прикрепов. На фоне средника и в клеймах подведен плотный газ.

Палица «Богоявление» 1660-х гг.19 является вкладом княгини Марии Луговской в Авраамиевский монастырь. В центре ее изображена сцена крещения – обнаженный Иисус Христос на фоне голубой реки и слева от него – Иоанн Креститель. Справа от Христа фигуры трех ангелов. В верхнем углу изображение Саваофа, в остальных углах размещены херувимы. По всему периметру палицы проходит широкая полоса вкладной надписи, выполненная серебряной пряденой нитью. Палица была сильно загрязнена, частично утрачены тексты и авторский атлас. Палица промыта, на полях, в надписях проведено укрепление уточных нитей и букв, фрагменты ткани перекрыты дублировочным тонированным газом. Проведено также дублирование крашеной тканью подкладки.

Интереснейшим памятником лицевого шитья является замечательная по богатству и красоте фелонь 1636 г.20, изготовленная по заказу Ростовского митрополита Варлаама и вложенная им в Успенский собор. Стан фелони выполнен из темно-вишневого турецкого бархата с золотной нитью, на котором серебристыми неширокими лентами выделены вертикальные овалы с заостренными концами. По лентам проходят цветочные гирлянды, внутри овальных картушей размещены напоминающие опахала фигуры, украшенные стилизованными цветами в виде букетов. Оплечье выполнено из розовато-лилового атласа. На нем в два ряда в кругах шиты поясные фигуры: в верхнем ряду – Деисус, в нижнем – в центре Никола, слева и справа от него – апостолы. Между кругами размещены четырехконечные кресты, вся поверхность фона покрыта металлическими блестками. Фигуры шиты золотной и серебряной нитью «в прикреп» цветными шелками, лики и руки – шелковой нитью бежевого цвета «в раскол». По верху и низу оплечья двумя полосами проходит текст, верхний из которых является вкладным. Текст первоначально был выполнен жемчугом по «бели», что придавало фелони еще более богатый вид. Многочисленные нити крепления свидетельствуют о том, что жемчуг когда-то был спорот. По низу фелони проходит широкая полоса вышитой по атласу вкладной надписи, разделенной посредине растительным орнаментом. Подкладка фелони состоит из хлопчатобумажной ткани двух цветов: голубого и синего.

Состояние фелони перед реставрацией было неудовлетворительное. Стан сильно загрязнен, деформирован, в сквозных прорывах. Оплечье и подольник с остатками нитей и фрагментов атласного фона шитья и многочисленными его утратами, особенно на подольнике. Буквы в надписях с обрывами нитей «бели». Подкладка фелони сильно загрязнена, с чинками, разрывами.

Подобное состояние потребовало очень сложных и кропотливых реставрационных работ. После демонтажа фелони была произведена сухая чистка изнаночной стороны и промывка всех демонтированных деталей. Укреплены иглой с нитью разрывы на стане и остатки нитей на подольнике. Особенно сложной работы потребовало восполнение утраченных фрагментов фона шитья на оплечье (аппликационные вставки из тонированного шелка с укреплением оставшихся нитей) и полное восстановление фона шитья на подольнике. Нижняя атласная тесьма частично дублирована на тонированный газ с последующим укреплением иглой с нитью, верхний край оплечья обработан каймой из тонированного шелка. На подкладке фелони восполнены утраченные фрагменты ткани, заменены старые чинки.

После монтажа фелонь предстала в обновленном виде, дающем представление о высоком вкусе и умении исполнителей из мастерской, работавших по заказу митрополита Варлаама.

Еще одна фелонь, прошедшая через руки реставратора А.Ф.Черторижской, фелонь с изображением на оплечье Преподобного Иринарха Затворника21. Стан ее из голубого атласа был сильно руинирован, оплечье загрязнено, нити вышивки посеклись. Во время реставрации почти весь стан укреплялся реставрационной сеткой, шитье промыто и укреплено. Фелони возвращен экспозиционный вид.

Подводя итог выше сказанному, нужно отметить, что за годы с 1967-го по настоящее время было отреставрировано 156 единиц хранения.

Восстановленные произведения Ростовского музея неоднократно принимали участие в выставках, посвященных труду реставраторов. Так, в декабре1987 г. в нашем музее проходила «Выставка реставрированных работ», где были представлены произведения иконописи, живописи, прикладного искусства в том числе и ткани. В 1988 г. в Москве состоялась «IX выставка произведений искусства, реставрированных ВХНРЦ им.И.Э.Грабаря», в 1989 г. – выставка в Париже «Сокровища русского религиозного искусства», в мае 2002 г. – в Санкт-Питербурге – «IV Триеннале» «Реставрация музейных ценностей России» и др.

  1. РЯМЗ. Т-3882. Пост. в 1921 г. из Авраамиевского монастыря г. Ростова.
  2. РЯМЗ. Т-4083. Пост. в 1922 г. из церкви Никольского погоста у Иисусова креста.
  3. РЯМЗ. Т-4131. Пост. в 1922 г. из церкви Никольского погоста у Иисусова креста.
  4. РЯМЗ. Т-3811. Пост. в 1921 г. из Авраамиевского монастыря г. Ростова.
  5. См. Силкин А.В. Древнерусское шитье. IX Выставка произведений искусства, реставрированных Всероссийским художественным научно-реставрационным центром им. акад. И.Э. Грабаря. М., 1988. С.153, № 344.
  6. РЯМЗ. Т-3739. Пост. в 1921 г. из Успенского собора г. Ростова.
  7. См. Маясова Н.А. Одна из последних древнерусских светлиц. ПКНО, 1994. Л., 1996. С. 393.
  8. РЯМЗ. Т-3706. Пост. в 1921 г. из Успенского собора г. Ростова.
  9. РЯМЗ. Т-3462. Вклад Марии Луговской в ц. Спаса на Песках.
  10. РЯМЗ. Т-3461. Вклад Марии Луговской в церковь Никольского погоста у Иисусова креста.

  11. РЯМЗ. Т-3797. Пост. в 1886 г. от Геласия, архимандрита Авраамиевского монастыря г. Ростова. Вклад Андрея Семеновича Строганова. См. Силкин А.В. Малоизвестные памятники строгановского лицевого шитья из Ростова Великого. ПКНО, 1984. Л., 1986. С. 420-423. Силкин А.В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 57-58.
  12. РЯМЗ. Т-3464. Пост. в 1922 г. из Успенского собора г. Ростова. Вклад Дмитрия Андреевича и Григория Дмитриевича Строгановых. См. Силкин А.В. Малоизвестные памятники строгановского лицевого шитья из Ростова Великого. ПКНО, 1984. Л., 1986. С. 424-425. Силкин А.В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 86-87.
  13. РЯМЗ. Т-3902. Пост. в 1889 г. от неизвестного лица. Пуцко В.Г. Памятники русского прикладного искусства XV – XVII вв. в Ростове. Белград, 1980/1981. С. 52.
  14. РЯМЗ. Т-3707. Пост. в 1921 г. из Успенского собора г. Ростова.
  15. РЯМЗ. Т-3841. Пост. в 1923 г. из Успенского собора г. Ростова в обмен на икону «Воскресение Христа».
  16. РЯМЗ. Т-2234. Пост. в 1921 г. из Успенского собора г. Ростова. Вклад Строгановых.
  17. РЯМЗ. Т-3662. Пост. в 1921 г. из Авраамиевского монастыря г. Ростова.
  18. РЯМЗ. Т-2999. Источник поступления не установлен.
  19. РЯМЗ. Т-3842. Пост. в 1921 г. из Успенского собора г. Ростова.
  20. РЯМЗ. Т-873. Пост. в 1921 г. из Авраамиевского монастыря г. Ростова. Вклад Марии Луговской.
  21. РЯМЗ. Т-2630. Пост. в 1921 г. из Успенского собора г. Ростова.
  22. РЯМЗ. Т-3286. Пост. в 1958 г. из Борисоглебского музея.

[#]