Наш интернет-магазин «Корвана»: материалы для вышивки и рукоделия - korvana.ru

Вход для пользователей

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 10 гостей.

В Старой Ладоге фрески из церкви св. Георгия.

Изображение пользователя Elena_Balashova.

Судьба забросила меня недавно в Старую Ладогу. С точки зрения как туриста, так и паломника - место замечательное. Две церкви 12 века, два монастыря, неподалеку Свирь и путь на Валаам. Прекрасные виды, замечательная крепость, интересные музеи. Вокруг - древние курганы, "кровавый ручей", на котором Александ Невский разбил шведов, все это на берегу древнего Волхова. И неземной красоты внутри крепости храм, стоящий на обрыве, как блая птица что сейчас взлетит. В храме уцелели фрески 12 века, восстановленные чудотворцами-реставраторами. При личном рассматривании они поражают. Некоторые показались мне весьма удивительными. 

Св. Николай

изображение очень крупное, и фотография не может передать впечатление, производимое этим образом, к тому же оно нескольк нечеткое, вживую советую смотреть. ФОтография из музея вс открытки гораздо лучше передает точность линий. Поробую отсканировать позже. Обращаю внимание на некоторую "восточность" черт лика - очень длинные брови, "хищная" форма крыльев носа. удлинненая линия век, четкие скулы. Интересный "кружок" на месте подбородка. Потрясающе проработанные пальцы, очень красивой формы. 

9987

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

он же, сфотографированный не спереди, а справа

 

9988

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://www.ladogamuseum.ru/dos...

 

 

о фресках

http://www.archmuseum.ru/?p=479

Подробнейшим образом - о фресках, анализ

http://www.rusarch.ru/sarabian...

Вход в храм - 40 рублей, он не действующий. Рядом в музее можно купить фотографии фресок (как я и сделала). Музей-храм работает по солнечным сухим дням. Второй храм 12 века находится чуть дальше, на территории Успенского девичьего монастыря, вход бесплатный, но увы, древних фресок там не сохранилось. 

 

А второй удивительный для меня факт - тоже очень крупные изображения архангелов Михаила и Гавриила. 

Их лики производят незабываемое впечатление - они непривчно аскетичные и сторгие, если не сказать - хмурые. И на удивление "взрослые" - никакой юношеской благообразности. 

 

9990 9991

9989

Наша древняя столица) Старая Ладога. Действительно, удивительные места

 
Изображение пользователя Elena_Balashova.

Самое знаменитое изображение из этой церкви - "чудо св. Георгие о змие"

удивительно хорошо сохранившаяся фреска. Св. Георгий без доспехов, на копье - флажок, посмотрите какой необыкновенный змей. А царевна - хороша! 
9992

 
Изображение пользователя Elena_Balashova.

9993

 
Изображение пользователя Elena_Balashova.

Художественная реконструкция фрески (каким было исходное изображение)
9994

 
Изображение пользователя Elena_Balashova.

Еще интересные детали, привлекшие мое внимание. Потрясающая по красоте фигура Спаса Пантократора в окружании ангелов. Причем, у Христа необычная деталь - узкий рукав одежды, выглядывающий из широкого рукава верхней. 

9995

 
Изображение пользователя Elena_Balashova.

Очень выразительные лики пророков Давида и Соломона. Тоже в облике прослеживается очень сильно "восточные" черты. Обращают на себя ассиметричность черт, нарочитая, придающая впечатление живых лиц. 

9996 9997

 
Изображение пользователя Elena_Balashova.

Еще одна обращающая на себя деталь - фреска "жертвоприношение Иоакима и Анны" - у св. Анны на плечах - звезды приснодевства?

9998

 
Изображение пользователя Elena_Balashova.

Еще интересная деталь - фреска "страшный суд" - все святые изображены сидящими, непривычный ракурс. 

 

 

9999

 
Изображение пользователя Elena_Balashova.

В музее в комментарии к фрескам сказано, что аналогичная роспись по композиции  располагается в византийских храмах западной Европы. Очень сильно влияние подобной византийской художественой манеры и техники чувствуется в живописи раннего итальянского возрождения. 

 
Изображение пользователя Halina.

Уважаемая Елена Балашова. Очень и очень интересные фото и комментарии к ним. Спасибо!

 
Изображение пользователя Elena_Balashova.

 

 

Пророк Даниил. Одет, кстати, совсем как византийский молодой человек того времени. У него на ногах не штаны, а высокие чулки, одетые на длинные белые нижние штаны. Подол далматики - рубашки - подоткнут - и данная конструкция виднеется - где чулок кончается. А на ногах у него не сапожки, а обмотки. Подобный вид одежды встречается на фресках ТОГО времени всего несколько раз - когда виднеется край чулка с нижними белыми штанами. И историки костюма в свое время много копий сломали - носили ли в византии чулки или штаны? Пока не было опубликовано захоронение знатного византийского юноши с этими самыми чулками....

 

 

10000

 
Изображение пользователя Elena_Balashova.

Пророк Гедеон складывает персты непривычным для нас способом. (ниже в дискуссии о. Петр уточняет значение этого жеста). обратите внимание на необычную линию прорисовки нижнего века, на вообще нобычные линии глаз

10001

 
Изображение пользователя Elena_Balashova.

у св. Климента который папа римский такой же способ прорисовки линий лика. интересный!

10002

 
Изображение пользователя Alla_A.

Красотищща! А Спаса на Нередице нет?

 
Изображение пользователя икос.

Надо же, я тоже в эти дни была в Старой Ладоге

 
Изображение пользователя Elena_Balashova.

За хорошие слова спасибо! всегда рада поделиться полезным! Увы, я посетила только эту церковь, и решила что это достаточно важная информация. Так как только закончила " лицевые" курсы, особое внимание обращаю на лики. Как раз, заканчиваю лик Николы, и увидя такой потрясающий образ, захотелось сделать как раз вышивку именно с этой фрески. Попробую сделать прорись и схему вышивки. Еще очень впечатлил лик арх. Михаила, я собиралась делать работу с его изображением, и как раз искала подходящий лик. Этот меня весьма впечатлил. Но - отсюда вопрос - в статье говорится, что лик архангелов с этих фресков самый крупный из всех ликов  из церкви (это так), поэтому, согласно монументальности работ, в его прорисовке присутствует специфика определенная. Короче говоря, - не факт, что на маленькой работе правильное впечатление останется. 

 

Alla_A пишет:

Красотищща! А Спаса на Нередице нет?

http://www.icon-art.info/locat...

http://yandex.ru/images/search...

Копируете ссылку и будет вам красота)

 
Изображение пользователя Tatiana_.

Спасибо!

 
Изображение пользователя Стрельникова Ксения.

Спасибо

 
Изображение пользователя pater-peter.

Немного о деталях:

Георгий в доспехах. Да, такая у него кольчужка.

Туника Христа, вполне распостраненное изображение.

 

10005

10004

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иоаким и Анна? Сомневаюсь. Вероятней всего, это часть стретения.

На изображении Страшного Суда, изображены сидящие апп. По слову Христа: "когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых"  Мф. 9: 28. Так что, все норм.

10008

С одеждой Даниила, тож все в порядке. Изображений подобного рода - предостаточно. Интересно, куда историки смотрели? Зачем копья портить было?

10007

10006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гедеон сложил персты не для благословения, а к призыву слушать.

10009

 

http://www.liveinternet.ru/tag...

 

 
Изображение пользователя pater-peter.

А фрески - шикарные! Завидую Вам

 

Приезжайте - отвезем - покажем)

Хорошая тема) и, буквально, вчера вечером подарили прекрасный альбом - фрески храмов Болгарии. Выложу как-нибудь

 
Изображение пользователя Alla_A.

Спасибо!

 
Изображение пользователя Elena Samukova.

Спасибо за рассказ.

 

Свет, не как-нибудь, а как следует и прям сегодня !

 

и большущее спасибо, очень после отдыха с внучками на работу настраивает!

 
Изображение пользователя Elena_Balashova.

Спасибо, О Петр за ценные замечания.

Попробую ответить более развернуто.

Насчет типирование фресок - это не ко мне, а к реставраторам. 

Что они пишут о фреске: "Роспись жертвенника по традиции посвящена сценам детства Богоматери или так называемому Протоевангельскому циклу....От Протоевангельского цикла Георгиевской церкви, который изначально состоял из четырех сцен, сохранилась лишь первая композиция — «Жертвоприношение Иоакима и Анны», где изображены родители Богоматери, — приносящие в иерусалимский храм очистительную жертву в виде двух агнцев за дарованное им дитя (илл. 47)." http://www.rusarch.ru/sarabianov1.htm

(Хотя, старца Симеона там трудно не заметить.)

Хочу еще отметить, что изображение одной из мучениц (возможно, св. рв.ап.Марии Магдалины), с крестом в руке, тоже почему то украшено звездами приснодевства. Чья ошибка - художника, реставратора, более поздних поновителей? Это кто-нибудь встречал?

Насчет жеста пророка Гедеона - спасибо за поправку, я исправила ошибку. Зная сама значение этого жеста, хотела обратить на него внимание сестер, так как в современном церковном искусстве подобный жест редко используется. Такой же жест и у царя Соломона в этой церкви. Спасибо о. Петр, поправка полезная насчет жестов.  Я вижу, даже тему отдельную сестры сделали.

За изображения узкой в рукавах туники Христа - спасибо. 

Про чулки-штаны.

Не секрет, что есть такой способ дискуссии - отметать все доводы, которые не укладываются в стройную систему фактов, как сомнительные. Поэтому ряд людей много лет брали бритву оккама, и резали по чулкам, утверждая, что это штаны, а на возражения "ну видно же!" отвечали - "это несовершенство изображений" "это рубашка", "это украшения" и т.д. 

Вы привели красивые фрески, если я не ошибаюсь,10 века. "Избиение болгарами христиан". Над этими изображениями в свое время была война чулочников со штанниками :)

А вот про сидящих апостолов - не знала, спасибо, это важная информация.

 

Азаров пишет:

Свет, не как-нибудь, а как следует и прям сегодня !

йес, сэээр!

 
Изображение пользователя Лия.

chainic пишет:

Хочу еще отметить, что изображение одной из мучениц (возможно, св. рв.ап.Марии Магдалины), с крестом в руке, тоже почему то украшено звездами приснодевства. Чья ошибка - художника, реставратора, более поздних поновителей? Это кто-нибудь встречал?

На иконе Богоматери "Знамение" из Новгородского Софийского собора, на живописи 12 века звездами украшены не только плечи и чело но и краях мафория и поручи. Возможно, что на одежде мученицы также украшение.