Наш интернет-магазин «Корвана»: материалы для вышивки и рукоделия - korvana.ru

Вход для пользователей

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 4 гостя.

Пелена или шитая икона?

Изображение пользователя Jelena.
Людмила подняла важную тему:
Darakw, 29 Июль, 2007 - 12:31

1. Не могу конкретно сформулировать отличие шитой иконы от пелены. Вроде понимаю, что икона - это шитый образ без каймы. Пелена - образ с орнаментальной или "шрифтовой" каймой. Но видела разные варианты: с каймой иконы, без каймы пелены. Как правильно, канонично определяется одно и другое?

 


Изображение пользователя Jelena.

Шитая икона -- пелена
Вопрос сложный. В литературе он, насколько мне известно, никак не освещен. Совершенно одинаковые по композиции вещи в разных изданиях называются то пеленами,  то иконами.
В древности были распространены пелены. Наверно, главное их отличие - в их прикладном, т. е. не самостоятельном, характере. Пелены прикладывались к иконе писаной, которая и была святыней. А все остальное, весь приклад, включая пелены (у чтимых икон их могло быть несколько), оклад, привесы, убрусцы, завесы и пр., служило для украшения, означало особое почитание чудотворной иконы.
Понятие "шитая икона" в описях встречается крайне редко. Но встречается, что портит нам стройную картину...
В современных искусствоведческих статьях понятие "икона шитая" встречается применительно к тем вещам, которые были как бы "самостоятельными" иконами, например, в составе шитых иконостасов.
Таких реальных иконостасов сохранились единицы, но относительно некоторых памятников шитья есть предположения, что они могли быть именно частью таких походных иконостасов.
Другие вещи называются иконами, а не пеленами из-за того, что прикреплены на жесткую основу, в отличие от пелен, которые предполагаются мягкими.

Если у кого-то есть сведения или собственные мысли на этот счет, пишите. Может, сможем совместно решить эту терминологическую проблему... 

 
Изображение пользователя Darakw.
Нет, теоретически-то я это знаю, читала не раз. Но здесь не оговаривается, как именно выглядит (с точки зрения изобразительной) то и другое, правила шитья.
 
Изображение пользователя Grach.
Согласно Маясовой пелена и шитая икона одно и тоже. Размеры бывают разные- пелена "УСпение Богоматери" была предназначена для храмовой иконы Успенского собора Московского Кремля разм.140*210. Есть небольшие 47,5*38,5 и т.д. Определение  шитой иконы  по Маясовой из того же каталога-- "пелена с вышитым священным  изображением,обычно значительного размера. Вышитая икона помещалась в киоте в пристолпном или пристенном иконостасе. Шитые иконы участвовали в церковных процессиях, нередко заменяя живописные. Иногда они составляли целые походные иконостасы."
 
Изображение пользователя Grach.
Согласно Н.А. Маясовой -Пелена имела разные употребления: это четырехугольный плат,которым в церквах накрывали престол и жертвенник,а также выносили при церковных шествиях.Подвешивали под икону, а иногда вешали пелены отдельно и называли шитой иконой. Пелены подвесные были праздничные и повседневные.На подвешенных под икону пеленах вышивали накладной или вышитый крест, или лицевые изображения , в большинстве случаев повторяющих икону.Img387Img388Img389Img391Img392Img390 Получается, что пелена и вышитая икона одно и тоже. Повседневные подвесные пелены были наверное попроще, а в праздничных присутствовало больше украшений.
 
Изображение пользователя Grach.
Пелена- четырехугольный плат, употребляемый в церквах для покрытия престола и жертвенника, или выносимый при церковных шествиях,или подвешиваемый под икону, с накладным или вышитым крестом или лицевыми изображениями, в большинстве случаев повторяющих икону. Подвесные пелены были праздничные и повседневные. Кроме того,существовали пелены выносные,заменяющие иконы в крестных ходах, а также аналойные.Иногда пелены вешали отдельно и называли шитой иконой.--- из книги Н.А. Маясовой "Древнерусское лицевое шитье", каталог,стр.465.
 
Изображение пользователя Darakw.

А правильно ли будет назвать такую работу: http/darakw.MoiFoto.ru/29572/f694555

пеленой? Ламинированная иконка из церковной лавки, нашитая на вышитую основу. Сейчас так же делаю для иконы Св. Преп. Серафима Саровского, только вместо орнамента слова из тропаря. Может, есть для таких работ другое название? Или вообще никакого нет?

 
Изображение пользователя Grach.
По видимому вышитая икона от пелены отличается тем, что икону убирают в киот, значит она должна быть на твердой основе и ставят в опеределенное место в иконостасе, то есть она используется стационарно, а пелена - на мягкой основе и более подвижная, как Елена сказала у одной иконы может быть несколько подвесных пелен и их можно менять (пелены праздничные и повседневные).А шитье по моему и там , и там одинаковое, я имею ввиду - и на пелене , и на иконе можно шить кайму, а можно не шить. Ведь у живописных икон оклады тоже украшались золотом,драг. камнями, жемчугом, а были совсем простые без украшений.
 
Изображение пользователя zinaida.

 У  кн.Трубецкого есть работа"Россия в её иконе".Кусочек текста,иллюстрирующий нашу тему я ,с Вашего разрешения,сейчас перепишу(нет сканера).

  "В ризнице Троице-Сергиевской лавры есть шитое шелками изображение св. Сергия,которое нельзя видеть без глубокого волнения.Это-покров на раку преподобного,подаренный лавре великим князем Василием,сыном Дмитрия Донского,в 1423 или1424 году. Первое ,что поражает в этом изображении,-захватывающая глубина и сила скорби:это- не личная или индивидуальная скорбь,а печаль обо всей земле русской,обездоленной,униженной и растерзанной татарами.

 Всматриваясь внимательно в эту пелену,вы чувствуете,что есть в ней что-то ещё более глубокое,чем скорбь,тот молитвенный подъём,в который претворяется страдание;и вы отходите от неё с чувством успокоения.-Сердцу становится  ясно,что святая печаль дошла до неба и там обрела благословение для грешной ,многострадальной России.

 Я не знаю другой иконы ,где так ярко и так сильно вылилась мысль,чувство и молитва великого народа и великой исторической эпохи..."

 Трубецкой применяет оба понятия для одной работы.

Может действительно просто отличать работы на жесткой и мягкой основе,как у Елены сказано

 
Изображение пользователя zinaida.
 Прошу прощения,глюк прошёл.Почему -то мои комментарии "уехали" в верх,а не вниз
 
Изображение пользователя Jelena.
Ну, текст Трубецкого никак не может быть основой для терминологического определения.
Речь-то вообще идет о покрове на раку.