Наш интернет-магазин «Корвана»: материалы для вышивки и рукоделия - korvana.ru

Вход для пользователей

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 5 пользователей и 6 гостей.

Пользователи на сайте

  • Tatiana_
  • Г_ЕЛЕНА
  • fr.dragon
  • ksusha
  • el123

Последовательность действий при создании предмета церковного шитья.

Изображение пользователя Лия.

Решила озвучить в своем блоге тему, чтобы снова не потерялся "вопрос о смыслах", поднятый в одной теме.

Я хочу вышить предмет церковного шитья, например, литургические покровцы в подарок храму. Почему бы и нет? На протяжении последних четырнадцати лет только этим и занимаюсь. Идем дальше. С чего же начать? Видимо это будут орнаментальные покровцы, так как рисовать я не умею и не дерзаю рисовать лики. Хорошо - выбор сделан в пользу орнаментальных покровцов.Орнамент — язык тысячелетий, он старше всех произведений искусства. Позволю себе снова процитировать Б.А.Рыбакова: «Разглядывая затейливые узоры, мы редко задумываемся над их символикой, редко ищем смысл. Нам часто кажется, что нет более бездумной, легкой и бессодержательной области искусства, чем орнамент. А между тем в народном орнаменте как в древних письменах отложилась тысячелетняя мудрость народа, зачатки его мировоззрения и первые попытки человека воздействовать на таинственные для него силы природы». Ух ты! Оказывается не все так просто! Значит надо для начала изучить теорию - от корней языческих, так сказать, попутно просеивая плевела, дойти до современного настоящего церковного искусства. Это огромный теоретический пласт, который многим людям поднять не под силу. Потом ведь надо еще научиться рисовать. А вот тут приостанавливаюсь возле настоящего современного церковного искусства. Придется констатировать, что все уже придумано до меня. Возможно мой личный шедевр еще ждет своего часа, но менее тернистый и быстрый путь в современных реалиях нашей быстротечной жизни это копирование. Не прямое, конечно, копирование. Надо все же уважать чужой интеллектуальный труд и, используя формулу приглянувшегося орнамента, расцветить его своими красками в рамках канона. Ведь копируют же иконописцы шедевры мирового искусства (учатся, ставят руку, вглядываясь в творения великих мастеров прошлого). Предмет в этом случае точно получится церковным, если я его не ухитрюсь испортить плохим качеством шитья. Так что с копированием готовых орнаментов тоже придется немного подождать и все же изучить традиционные техники церковного шитья. Выбираю учителя и учусь, учусь, учусь, прошивая образцы и оттачивая мастерство на учебных пяльцах или небольших работах. Получив зачет от учителя и благословение от священника приступаю к работе. Если учитель у меня был замечательный (а мои учителя все на редкость одаренные люди!), то он, конечно, рассказал мне не только о техниках шитья, но и о тканях и материалах, с которыми можно работать. Доверюсь его опыту, потому что своего еще все-равно нет. Итак: рисую (показываю, советуюсь), делаю цветной эскиз (показываю, советуюсь), подбираю материалы (показываю, советуюсь), вышиваю (показываю и со спокойным сердцем выслушиваю критику). И таким вот способом пытаюсь вырасти в церковную золотошвею, не забывая при этом, а лучше, поставив это в первую очередь - жить церковной жизнью, участвовать в церковных таинствах. Думаю, что должно все получиться.

PS: в храме используют пасхальные покровцы, которые я вышивала лет 10-12 назад. Я бы, честно сказать, их сожгла , но ведь не отдадут. Так они (покровцы) и служат мне укором, напоминая, каждый раз на Пасху, как делать нельзя, и, что выдавать "на гора" бездумные работы тоже нельзя.

  

Изображение пользователя ArtO.

алаверды к "Я хочу вышить предмет церковного шитья":

начиная предпроектную работу я должна исследовать и максимально полно и точно знать все, что связано с историей, символикой, практикой применения, требованиями практического (богослужебно-прикладного), литургического, художественно-эстетического, догматического порядков выбранного предмета....

и помнить, что главная задача церковного благоукрасителя — «сохранить наследие»....

кстати, далеко не поверхностный и легко решаемый вопрос, какое именно наследие я собираюсь сохранять?...:-)

 
Изображение пользователя pev4ayaValentina.

А я не пыталась вырасти в церковную златошвею, т.к.работа, семья, служение на клиросе было для меня в центре моей жизни. Но было страстное желание учиться церковной вышивке, что я и делала по возможности на интерне- курсах. А теперь, когда Господь резко ограничил меня в моих возможносстях церковная вышивка вышла на первый план... Вот ведь как в жизни бывает!

 
Изображение пользователя Tetiana.

Лия, позвольте добавить. В самом начале такой момент. С "я хочу" может и не надо тогда начинать? Чтобы работы не лежали дома в шкафах потом, и зачем придумывать себе лишнюю работу... ну, нам как бы и не положено чего-то там хотеть?:)

 

Лия, я думаю, именно благодаря тем покровцам, за которые теперь стыдно, вы и ВЫРАСЛИ в златошвейную швею, и другие идут тем же путем, не все могут сходу выдать шедевр. необходимо на чем-то учиться, и вы сейчас укоряете меня за тот путь, которым шли сами. К сожалению... Ну нет у меня учителя (или учителей) как у вас, что ж - бросить всё?

 

Я выбрала себе в учителя сайт Убрус. Последовательность действий может быть кажется не той. Но я не один месяц на нем просидела, вычитывала, вникала, как могла. Хотя, может надо было сначала выложить рисунок...

 

Кстати, в самом первом своем сообщении, я писала, что началось не с "хочу", батюшка попросил. Это и был 1-й пункт в последовательности действий.

 
Изображение пользователя Лия.

Tetiana пишет:

С "я хочу" может и не надо тогда начинать? Чтобы работы не лежали дома в шкафах потом

Татьяна, совершенно с Вами согласна, но за 10 лет существования мастерской при храме 90 % новичков приходили именно с таким запросом. 

Текст моего первого сообщения не является моей золотошвейной автобиографией хотя некоторые моменты имеют сходство. Это скорее ответ на заявки тех самых 90 % появившихся и исчезнувших, кстати, очень молниеносно, когда их "я хочу вышить" (желательно успеть к празднику, который через месяц) испарялось после первых двух занятий по работе с шилом или без шила (в мастерской это не было обязательным условием) по пришиванию простого витого шнурка.

Моя собственная золотошвейная автобиография началась после посещения выставки лицевого шитья в НГОМЗ, возникшим желанием "я хочу ТАК научиться" и поиском учителей.

 
Изображение пользователя Лия.

Ir.i пишет:

Лия, я думаю, именно благодаря тем покровцам, за которые теперь стыдно, вы и ВЫРАСЛИ в златошвейную швею

Ирина, если я уже и выросла в церковную золотошвею, то это благодаря помощи Божией, упорному труду по 10-12 часов в день, общению с грамотными специалистами или чтению специализированной литературы, учебе и стажировке в соответствующих учебных заведениях, посещения выставок, музеев и конференций. 

Я рада, что Вы вернулись.

 
Изображение пользователя Лия.

Ir.i пишет:

Я выбрала себе в учителя сайт Убрус.

Хотя, может надо было сначала выложить рисунок...

1)Сайт "Убрус" (конкретно форум) это сообщество самых разных людей со своими целями, желаниями и идеями. В учителя лучше выбрать конкретного человека или группу конкретных людей. На данном сайте это интернет-группы по обучению. Наверняка они Вам попадались. когда Вы искали нужную Вам информацию. Учитель еще хорош тем, что он направляет движение ученика по правильному руслу, не мешая ему при этом развиваться в самостоятельную творческую личность.

2) Это был бы очень верный путь, на мой взгляд.

 
Изображение пользователя Евгения Ярославна.

Вопрос о смыслах, это еще вопрос и о Традиции церковного шитья. 70 лет эту Традицию тщательно искореняли и в итоге она была почти потеряна, оставаясь уделом лишь историков и музейщиков. В современной живой литургической жизни появилась острая необходимость в восстановлении этой Традиции. Это чувствуется даже по форуму - сколько людей приходят сюда за этим, желая послужить Церкви этим искусством. Убрус и занимается этой сложной задачей - восполнением утраченного и восстановлением подлинного. Поэтому так болезненен вопрос о дилетанстве в церковной вышивке. И интересен вопрос о смыслах.  

Ирина, это хорошо что вы остались, несмотря на такой жесткий прием. Это маленькая победа!

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Осмелюсь напомнить, что на этом сайте существует такой раздел, как библиотека -

4 страницы интереснейших статей, и все о церковной вышивке, о многообразии ее смыслов.

http://ubrus.ru/articles

 

 
Изображение пользователя Лия.

Людмила, я пыталась открыть, но к сожалению написано, что файл больше не существует. Возможно, что этот сбой произошел, когда несколько лет назад сайт пережил два переезда, которые как известно равносильны одному пожару. У Вас открываются ссылки? Может у меня проблема с программой на ПК?..

Подборка книг в библиотеке действительно очень хорошая.

 
Изображение пользователя Ирина Вербицкая.

Да, файлы не найдены. Хорошо, хоть названия остались.

 
Изображение пользователя Лия.

Ссылки на статьи открываются. Закрыты только ссылки на книги.

 
Изображение пользователя Евгения Ярославна.

Спасибо, Людмила!

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.
 
Изображение пользователя Лия.

Людмила, благодарю сердечно за ссылку.

 
Изображение пользователя Евгения Ярославна.

Интересная беседа и актуальная. Спасибо, Людмила. Добавлю в копилочку статью с сайта РусАхр о символике креста - http://www.rusarch.ru/uspensky_b1.htm

На сайте много статей о символике храмовой архитектуры. Читать- неперечитать))