Наш интернет-магазин «Корвана»: материалы для вышивки и рукоделия - korvana.ru

Вход для пользователей

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 4 гостя.

Мой личный отклик и форма благодарного почитания святителя Спиридона Тримифунтcкого.

Изображение пользователя ArtO.

Первое принесение в Россию десницы святого в 2007 г. можно считать событием, начинающим историю новейшего общественного и всенародного почитания св. Спиридона Тримифунтского.

Сообщения о строительстве новых храмов в честь святого Спиридона, многочисленные свидетельства современников о чудотворении по молитвам к святителю и массовый отклик церковных художников, утверждают в мысли о новейшем почитание епископа Тримифунтского.

Все эти события нашей современности приводят к выводу об актуальности создания пелены с его изображением. Настоящая работа — мой личный отклик и форма благодарного почитания святителя Спиридона.

Иконографический прототип. Поясной образ св.Спиридона из программы росписей Церкви Иоакима и Анны мон-ря Студеницы (1314 г)
Изображение пользователя ArtO.

Представляемая подвесная пелена является моей дипломной работой и итогом обучения в магистратуре факультета церковных художеств кафедры золотного и лицевого шитья ПСТГУ и 24.11.17 была представлена комиссии на защите.

Целью данной дипломной работы являлось создание авторской подвесной пелены с образом св. Спиридона Тримифунтского в традиции церковного шитья периода конца XVI — второй половины XVII вв.

В задачи работы вошли создание общей композиции подвесной пелены, поиск и выбор иконографического прототипа для разработки образа святителя на среднике, создание прориси средника и проработка технического рисунка изображения святого с учетом выбранных техник и материалов шитья, разработка текстовой каймы пелены с расчетом пропорций и воспроизведением стилистики и конструкции шрифта, заимствованного у памятника церковного шитья второй половины XVII в., разработка колористики произведения, выбор материалов и технических приемов шитья, непосредственно само техническое исполнение.

Данная пелена является полностью авторской разработкой, при этом продолжает литургические традиции византийского и древнерусского искусства, в декоративно-художественном смысле сохраняет приемы художественных стилей выдающихся памятников церковного шитья конца XVI – второй половины XVII в.

 
Изображение пользователя ArtO.

Для исследования темы в целях определения и раскрытия значения личности святителя в контексте истории Церкви изучены материалы по истории Древней Церкви, догматическому богословию, истории русской церкви.

Для поиска художественных решений с требованием сохранить и последовать лучшим традициям церковного искусства была изучена литература и источники по иконографии, истории византийского и древнерусского искусства.

Практические задачи выбора стилистики и приемов шитья были решены с помощью обзора материалов по истории церковного шитья через призму деятельности церковных мастерских и исследования средневековых памятников древнерусского и византийского шитья.

Для обзора литературы по агиографии были привлечены наиболее фундаментальные труды из византийского и древнерусского корпусов житийной литературы.

В работе было использовано более 50 книг.

Общий фактический объем альбома с иллюстративным материалом около 200 изображений.

 
Изображение пользователя ArtO.

За исключением кратких обзоров в материалах популярного формата до настоящего времени не существует комплексных искусствоведческих исследований иконографии святителя Спиридона Тримифунтского.

Была поставлена задача самостоятельного исследования памятников и выявления особенностей иконографии святителя Спиридона.

В процессе работы над задачей по изучению иконографии святителя Спиридона был просмотрен существенный массив изображений св.Спиридона Тримифунсткого с охватом периода создания памятников XI - XIX вв.

Наибольшее число памятников насчитывается в числе образов группы настенных росписей храмов и предметов церковного шитья. По времени создания отобранные для изучения фрески относятся к периоду конца XIII-XVI вв, памятники из числа предметов церковного шитья охватывают период середины XIV- конца XVII вв.

Средневековых икон с индивидуальными образами святителя Спиридона до нашего времени сохранилось считанное количество. Однако необходимо отметить, что в тот же самый период, святитель Спиридон обязательно присутствует в чине святителей в разных икон с сюжетными многофигурными композициями, что несомненно говорит о его почитании. Иконы позднего периода создания не были включены в массив изучаемых памятников.

Сербия, Македония, Афон, Древняя Русь были основными местами где святой особо почитался и образ святителя Спиридона был обязательным и значимым в церковном искусстве и церковной жизни.

 
Изображение пользователя ArtO.

Базовым иконографическим прототипом в работе над пеленой был выбран поясной образ святителя Спиридона из программы росписей Церкви Иоакима и Анны монастыря Студеницы (Сербия, Косово, XIV в., 1314 г.). Алтарная преграда храма двух ярусная, не высокая, многоуровневая по верхнему контуру. Это позволяет из пространства храма видеть образ святителя Спиридона, написанный в арочном своде окна, расположенного на северной стене алтаря.

Фигура святителя написана на темно-синем фоне. Колорит фрески святителя Спиридона наполнен насыщенными цветами темных тонов. На синем фоне контрастно выделяются только нимб и отдельные светлые детали облачения. В целом, тональность цветов облачения, настолько темная, что контур фигуры святого (по линиям контура фелони) почти сливается темно-синим цветом фона. Такое цветовое решение только усиливает впечатление от образа, так как кроме внутренней сосредоточенности, которой наполнен образ святого, тональность цветов выделяет и приковывает внимание к лику святителя и его благословляющей руке.

Образ святителя Спиридона поясной, в целом фигура святого написана фронтально с едва заметным ракурсом (разворотом).

Святитель облачен в фелонь серо-лилового цвета темного тона. Контуры фелони и все крупные линии драпировок интенсивно прописаны основным лиловым цветом на два тона темнее.

Фелонь плотно облегает всю фигуру святого. Драпировка ткани мягкие, спадающие, в основном написана с помощью широких и мягких складок. Общий рисунок драпировок подчеркивает контуры и динамику фигуры святого, пластичность передается по средством складок на сгибах рук и местах драпировок ткани.

На плечах святителя белый омофор с большими черными крестами, третий черный крест на омофоре покровенной руки.

Правая рука святого сложена в благословляющем жесте. Рука прижата к телу, кисть расположена на уровне живота святого. Благословляющий жест лишен энергичной интенсивности и, напротив, исполнен сдержанности и кротости.

В левой, покровенной в знак особого благоговения, руке святой держит закрытое Евангелие. Титул Евангелия золотой, богато декорирован элементами, имитирующими драгоценные камни и жемчуг в ювелирных оправах. Контру титула Евангелия окаймлен темно-коричневой линией. Срез Евангелия темно-красного цвета с тремя замками темно-коричневого цвета.

Лик святого выполнен в темных тонах палитры коричнево-горчиных цветов. Моделировка лика выразительная и выполнена с помощью высветления областей надбровных дуг, скул, спинки носа святого. Черты лика крупные, но тонко прописаны.

Седая, светлая, вьющаяся, борода разделена на несколько широких прядей, отдельные из которых подчеркивают подбородок.

Мягкими волнами клинообразная борода спускается до верхней точки груди святителя. Моделировка бороды умеренная, пряди разделены плавными светлыми линиями светло-серого цвета.

На святителе традиционный для него головной убор в виде плетеной шапочки горчично-коричневого цвета. Особенностью и отличием шапочки на данной фреске является несколько увеличенный размер головного убора.

Нимб святого крупный, написан золотом и обрамлен контрастным двойным контуром линий коричневого и белого цветов.

 
Изображение пользователя ArtO.

В процессе поисков для выбора технических и стилистический приемов шитья был произведен дополнительный обзор памятников, а именно подвесных пелен и надгробных покровов.

Изначально решение дополнительно к обзору пелен изучить шитые предметы крупных форм было обусловлено самим размером проектируемой пелены. При оптимизации иконографии надгробных покровов до поясного образа, полученный результат наиболее подходит в качестве шитого прототипа как по фактическому размеру образа на среднике, так и по особенностям иконографии в целом.

Кроме того, надгробный покров в своем роде феноменальный предмет именно древнерусского шитья.

Физические размеры покрова и фактическая масштабность такого рода работы позволяла средневековым художника в максимальной выразительности продемонстрировать все возможные и существующие художественные и стилистические решения, а так же творческий подход, ювелирную декоративность во всем многообразии приемов, особое мастерство и высочайшие техники исполнения.

В процессе изучения памятников этого вида так же подробно были изучены и описаны особенности личного шитья каждого святого, проработаны и сделаны схемы свето-теневой моделировки ликов, отрисованы схемы направления зашивки.

Последним аспектом внимания при исследовании данных памятников стали тексты каймы. Масштаб работ делает тексты покровов отдельным артефактом из области палеографии. Были отобраны подходящие по стилистике шрифты, исследовано строение и соразмерности пропорций, выделены отличительные особенности конструктивных решений.

Итогом работы стал выбор основных шитых прототипов. Определены основные характеристики и приемы для разработки свето-теневой моделировки и направлений зашивки лика святителя Спиридона Тримифунтского на среднике пелены. А так же выбран и полностью проработан образец текста для каймы и надписания имени святого на среднике. Конструкция и стилистика вязи на кайме покрова «Митрополит Алексий» были взяты как прототип и пример для разработки шрифта текста на кайме моей пелены св. Спиридону Тримифунсткому.

Из числа работ светлиц Древней Руси были выбраны следующие покровы:

  1. покров надгробный Святителя Леонтия Ростовского (1553 г., мастерская Анастасии Романовны Захарьиной, вклад царя Иоанна IV (Грозного) в Успенский Собор в г.Ростове Великом) 

  2. покрова надгробный преподобного Авраамия Ростовского (1642-1649 гг., мастерская Строгановых, вклад Андрея Семеновича Строганова в ростовский Богоявленский Авраамиев монастырь) 

  3. покров надгробный митрополита Алексия (1650 г., мастерская Царицы Марии Ильиничны Милославской, вклад царя Алексея Михайловича (Тишайшего) и его супруги Марии Ильиничны Милославской в Чудов монастырь Московского Кремля) 

  4. покров надгробный митрополита Ионы (1650-1660-е гг., мастерская Царицы Марии Ильиничны Милославской, вклад царя Алексея Михайловича (Тишайшего) и его супруги Марии Ильиничны Милославской в Успенский Собор Московского Кремля) 

  5. покров надгробный преподобного Сергия Радонежского (1671 г., мастерская Анны Ивановны Строгановой, вклад вдовы Дмитрия Андреевича Строганова Анны Ивановны и его детей Григория и Пелагеи)

Выбор именно этих покровов обусловлен двумя ключевыми критериями: драгоценность орнаментального шитья и многовариантность иконографии ликов.

Характерной деталью иконографии святителя Спиридона является головной убор, который безусловно влияет на проработку черт лика, а так же на последующие свето-теневую моделировку и направление зашивки, особенно в лобной части лика. Из пяти покровов, выбранных для изучения, иконография святого, изображенного на трех из них предполагает облачение святителя с головным убором.

В дополнение к шитым прототипами при разработке схемы свето-теневой моделировки и зашивки лика были изучены образ святителей из святительского чина в алтаре Софии Киевской (XI в.) 

 
Изображение пользователя ArtO.

Некоторая информация о техническом исполнении подвесной пелены.

Размер пелены в готовом виде: 70 Х 58 см.

Материалом для основы была выбрана ткань жаккардового переплетения однотонного золотисто-желтого цвета с крупным растительным орнаментом в виде стилизованных цветов и веток.

Все доличное шитье сделано по сплошному настилу из хлопчатобумажного мулине. В доличном шитье применялись швейные шелковые нити двух размеров: тонкие (№ 65) и нити среднего размера (№ 33).

Шитье облачения святителя исполнено швейным шелком № 33, шелковыми пасмами в четыре нитки с использованием прикрепов «двойной клопчик», «косой рядок», «восточный шов». Выбор столь простых по орнаменту прикрепов сделан осознанно, т. к. цвет занимает главное место и имеет руководящее значение в совокупности художественных средств, используемых для создания образа на среднике и подвесной пелены в целом.

Нимб, титул Евангелия и поруч шиты золотной нитью № 3, по сплошному настилу, с использованием прикрепов «клопчик простой», нить прикрепа в тон золота.

Контуры драпировок облачения и фигуры святого оформлены с помощью щелковых и золотных шнуров ручной скрутки.

 

 
Изображение пользователя ArtO.

Техника и прием зашивки шапочки является авторским решением.

Плоскость поверхности головного убора в шахматном порядке разбита на сегменты. Что, с одной стороны, имитирует фактуру плетения, а с другой, решает художественную задачу по цветовому соотношению. Достаточно доминантный темно-коричневый цвет облегчается в восприятии, благодаря золотистым бликам, равномерно распределенным по поверхности шапочки. Так же смягчается опасная для лика контрастность светлого золота нимба и темно-коричневого шелка.

Головной убор полностью зашит шелковыми коричневыми шнурами и сканью ручной скрутки. Диаметр шнуров целенаправленно подбирался и в итоговом варианте составляет 1 мм. Шитье делалось по форме, повторяя изгибы линий формы шапочки. Шнуры уложены в горизонтальном направлении, ряды шнуров при шитье очень плотно притягиваются друг у другу. Шитье создает требуемый эффект высокого шитья с оригинальной не гладкой фактурой, похожей на шов «косая стежка», но без ярко выраженных линий прикрепов.

В дополнение к художественно-декоративному эффекту необходимо отметить, что данный прием можно отнести к быстрым техникам шитья.

 

 
Изображение пользователя ArtO.

Личное шито хирургическим шелком № 2 усиленной скрутки. Нити были окрашены растительными красителями. Шитье выполнено атласной гладью, по форме, по разработанной схеме зашивки и свето-теневой моделировки лика.

Тропарь святому шит в технике линейного жемчужного шитья по бели. Внешние и внутренние контуры букв оформлены с помощью золотных шнуров ручной скрутки.

Точное описание доличного и лицевого шитья, характеристики использованных материалов и технология сборки пелены с отрезной каймой подробно описаны в пояснительной записке.

 
Изображение пользователя ArtO.

Анализируя итоги работы, хочу сказать, что в целом была поставлена и решена задача совмещения в одном произведении византийских и древнерусских художественных традиций.

Цель сохранить наследие Предания является одной из основных для церковного художника.

С точки зрения декоративно-прикладного искусства цвет ткани, выбранной для пелены и вся палитра материалов, которыми исполнено облачения святого сообразуется с традициями византийского и поствизантийского монументального искусства.

Цветовые и тональные сочетания, а также принципы свето-теневой моделировки и схемы зашивки лика, реализованные в лицевом шитье образа святителя Спиридона, были заимстованы и творчески переосмыслены при изучении выдающихся произведений древнерусского церковного шитья.

Жемчужное орнаментальное украшение образов использовалось как художниками византийского направления, так и являлось широко применяемым материалом и излюбленной техникой в древнерусских художественных мастерских.

 
Изображение пользователя ArtO.

В заключение хотелось бы выразить благодарность научному руководителю Марии Евгеньевне Денисовой за руководство над дипломным проектом, заведующей кафедрой Анне Юрьевне Лебедевой и всему педагогическому коллективу кафедры за плодотворное сотрудничество, а также Наталье Сергеевне Пискуновой за бесценную помощь и консультации в период работы над прорисью и Андрею Станиславовичу Попову за великодушие и отзывчивость во время работы над колористикой пелены. Особая благодарность рецензенту Вере Борисовне Казариной, давшей положительную оценку моей работе и вдохновляющую меня на дальнейшие труды.

 
Изображение пользователя ArtO.

Иконографический прототип: поясной образ святителя Спиридона из программы росписей Церкви Иоакима и Анны монастыря Студеницы (Сербия, Косово, XIV в., 1314 г.). 

место нахождение образа: в арочном своде окна, расположенного на северной стене алтаря.

17403

 

 
Изображение пользователя ArtO.

прорись (в работе) 

17404

 
Изображение пользователя ArtO.

17405

 
Изображение пользователя ArtO.

первый планшет и средник пелены еще в пялах

(*в процессе работы над пеленой были внесены столь существенные изменния в шрифт и соотвественно все размеры каймы и черты лика, что по факту получилось два планшета ) 

17406

 

 

 
Изображение пользователя ArtO.

мозаичные прототипы (для проработки личного)

Свт. Епифаний Кипрский.

Левая сторона святительского чина в алтаре Софии Киевской. 
(оплечное кадрирование)

17408

 

 
Изображение пользователя ArtO.

мозаичные прототипы (для проработки личного)

св. Григорий Нисский 

правая сторона святительского чина в алтаре Софии Киевской. 
(оплечное кадрирование)
17409
 
Изображение пользователя ArtO.

шитый прототип (для проработки личного)

 

покров надгробный преподобного Авраамия Ростовского (1642-1649 гг., мастерская Строгановых, вклад Андрея Семеновича Строганова в ростовский Богоявленский Авраамиев монастырь)

(оплечное кадрирование)

17410

 
Изображение пользователя ArtO.

оплечное кадрирование образа св. Спиридона на среднике пелены

17411

 
Изображение пользователя ArtO.

средник подвесной пелены с образом св. Спиридона

17412

 
Изображение пользователя ArtO.

итог...

17413

 
Изображение пользователя Марья Цыбряева.

Спасибо большое за подробный рассказ, очень интересно.

 
Изображение пользователя ArtO.

пелена в ракурсе (в надежде показать цвет, рисунок жаккарда и пр. нюансы фактур шитья)

17421

 

 
Изображение пользователя ArtO.

17422

 

 

 

 

п.с. Качественная и подробная оцифровка пелены будет сделана и представлена после Рождества.

попытка показать палитру личного и линии зашивки...

 
Изображение пользователя Дина.

Какая масштабная работа!! Большое спасибо, что показали все этапы!!! Получилось очень свежо и традиционно.

 
Изображение пользователя Nat_Ott.

Ничего себе....а сколько времени потребовалось на такую работу?  Очень здорово!

 
Изображение пользователя ArtO.

благодарю вас за великодушную оценку. 

Именно на этой работе я поняла насколько важна и необходима насыщенная и объемная предпроектная подготовка, т.е. те самые 50 книг и 200 изображений.

А также описания  (словесные) образов и максимальное кол-во прорисованных эскизов архи-необходимы.

При том подусловии, что такого рода исследования и аналитика и само шитье просто диаметральные (хотя быпо полушариям:-)) виды интеллектуального труда, но именно 

этот тандем логического и образного дает возможность приблизиться к авторскому решению. 

В рамках учебной программы есть безусловное требование осознанности и обоснованности каждого решения (композиционного, художественного, богословского и т.д.), т.е. ты обязана на примерах церовных источников и памятников продемонстрировать и объяснить (или защитить) в связи с чем существует каждый см. твоей работы и без начитывания, насматривания и формулирования подобная задача не достижима:-) 

по срокам исполнения - где-то в феврале 2016 г. был определен предмет и общая концепция работы,  22 марта 2016 г. состоялась первая примерка материала (т.е. выбрана основная ткань и начат поиск форм и размеров жемчуга), 17 ноября 2017 г. я сдала пелену на кафедру, 24 ноября 2017 г. состоялась защита.

(первая примерка жемчуга на ткани и в соразмерности:-) 

17430

 

 

 
Изображение пользователя Хельга.

Поздравляю! Какой огромный труд проделан!

 
Изображение пользователя ArtO.

спасибо, Ольга

да, нагрузка была выше обычной (намного:-)

 
Изображение пользователя Лия.

Оля, еще раз сердечно поздравляю с защитой и колоссальным трудом по созданию пелены. Жаль только, что у тебя, видимо, не будет возможности выставлять эту работу на выставках. Надеюсь, что кафедра все же будет принимать участие в выставках и хотя бы москвичи ее увидят "живьем". Ты - молодец!!!

 
Изображение пользователя ArtO.

Cпасибо, Лиечка:-)

практически хочется разделить с тобой поздравление как с со-трудником :-) вспоминая все наши разговоры и обсуждения в процессе работы над пеленой, хочу тебя сердечно поблагодарить за это деятельное соучастие и отзывчивость, а так же не могу не вспомнить твою пелену со св. Николаем и житийными клеймами :-)

17433

в планах кафедры была какая-то выставочная деятельность, но по большому счету, хотелось бы чтобы пелены ушли в храм....

посмотрим как Господь все устроит.

 
Изображение пользователя Elena_Balashova.

Изумительная работа!