Наш интернет-магазин «Корвана»: материалы для вышивки и рукоделия - korvana.ru

Вход для пользователей

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 1 пользователь и 9 гостей.

Пользователи на сайте

  • Ruth Solotko

Великомученик воин Никита на хоругви и обложке Убруса

Изображение пользователя roses_gardener.

Третий день любуюсь изображением. Изначально просто хотела уточнить какой именно Великомученик Никита изображен слева, но нашла в статье, что это воин. что вобщем-то подтверждается его одеждой. Вроде вопрос снят. И вот смотрю на хоругвь и думаю, наверное что-то, что было изначально изображено в центре между Никитами утеряно, да? 

И вообще, есть у меня предчувуствие, что буду шить воина Никиту. Потому что недавно отдала золотую закладку в его восстанавливаемый храм, думала, что все, а тут глаз не могу от обложки отвести. 

19484

Изображение пользователя Лия.

В середине - Святая Троица, которой предстоят святые. В центре пелены (под Троицей) в принципе, больше никого изображать и не нужно. Хотя шитье и перекладывалось на новый фон. Вы тоже хотите в предстоянии св. Никиту изобразить или фпронтально?

 
Изображение пользователя roses_gardener.

Хочу в предстоянии. Как здесь. Мне по смыслу это близко. Лия, а вы точно знаете, что здесь в середине никого не было? Просится икона Богородичная... 

Мне, для реализации это будет слишком сложно, просто интересно действительно ли не было. А то странно, что пусто в центре. Или какой-то смысл в этом есть? 

 
Изображение пользователя roses_gardener.

Нашла откуда взят образ Никиты. Святой Великомученик Никита Готфский, с житием. Икона строгановской школы конца XVI века.

19485 19486

 
Изображение пользователя roses_gardener.

Что интересно, с его житием связана икона Богородицы Новоникитская, и празднуется с его памятью в один день 28 сентября. 

Необычная иконография. И копье с губкой очень необычно крестоообразно размещены. Возможно это связано с тем, что нет Голгофы, и таким образом орудия "привязали" к кресту. Есть ли достоверная информация на этот счет? Очень интересно. 

19487

 
Изображение пользователя Лия.

В канонических сборниках житий святых история с явлением иконы мученику Никите отсутствует. Например, в житии по изложению святителя Димитрия Ростовского обращение ко Христу воина Никиты связывалось не с видением, а с проповедью готского епископа Феофила. Он «просветил Никиту светом веры и крестил во имя Отца, и Сына и Святого Духа». Никита жил в IV веке, когда племя готов, заселившее берега Дуная, разделилось между собой на последователей вождя Фритигерна и его врага Афанариха. Последний был жестоким гонителем христиан. Несколько раз единоплеменники сражались между собой, и победа доставалась то одному, то другому. Однажды Фритигерн повелел перед битвой сделать изображение креста и носить перед полками, после чего военный успех оказался на его стороне. Афанарих из мести воздвиг гонение на христиан в своем уделе. Тогда от рук жестокого вождя пострадал принявший христианство воин Никита. После долгих истязаний, которые, однако, не причинили святому вреда, Афанарих велел сжечь мученика.История с видением иконы, которой нет в каноническом житии Никиты, встречается среди «отреченных» книг – апокрифов, которые церковь отнесла к сомнительным источникам. Тем не менее, среди вымысла в этих сборниках христианских легенд могли сохраниться подлинные древние предания. Одним из таких апокрифов было «Житие святого мученика Никиты». Здесь Никита назван не варваром, а римлянином и даже сыном императора Максимиана. В апокрифе подробно рассказывалось, как мученик Никита спорил о вере со своим отцом-язычником, и, укрепляемый архангелом Михаилом, оставался невредимым после пыток и мучений. Никита обратил в христианство тысячи язычников, в том числе двух колдунов, которые не смогли убить его заклятым зельем.В начале апокрифа сказано, что во сне Никите было «видение пречестного креста над головой». Утром он вышел в город и стал искать человека, который бы истолковал его сон. Никита встретил блаженную женщину по имени Ульяна. Она показала Никите свой нательный крест с изображением Пресвятой Богородицы. Это был энколпион – небольшой двусторонний крест, изображающий распятие с одной стороны, а Богородицу – с другой. Такие кресты-медальоны были распространены и на Руси. Никита, увидев изображение Богоматери на крестике Ульяны, поклонился и сказал: «Воистину это то самое видение, что видел я ночью!» С этого момента Никита уверовал во Христа и отказался от служения языческим богам. В этом апокрифическом тексте история прообраза Новоникитской иконы выглядит яснее и логичнее, чем в сборнике Е. Поселянина, где Никита почему-то обнаруживает икону у себя на груди.

 
Изображение пользователя Лия.

В приведенной Вами иконы строгановской школы довольно много свободного пространства между образом мученика и  Богородицы в углу в облачном сегменте. Мне не хочется ничего добавлять в эту кажующуюся "пустоту", тем более, что сама икона с житийными клеймами.

 
Изображение пользователя Лия.

Этому сайту я доверяю. Не нашла иконы древнее, чем конец XVII  века. 

 
Изображение пользователя Лия.

А вот и разгадка сей странной иконографии.

"Следует отметить, что видение было Никите, претерпевшему мучения и казненному по приказу императора Максимиана (286–310), а не Никите Воину, проповедавшему христианство среди своих соплеменников-готов и казненному за это в 372 г. Память и того, и другого мученика Никиты отмечается в один день. В. М. Истрин отмечает, что жития этих мучеников соединяются уже в раннее время, и позднее явление иконы стали относить к 372 г."

 
Изображение пользователя Лия.

На 13-ой минуте кратко об иконе  16 в. из ГТГ Никиты воина.

 
Изображение пользователя Лия.

На 57 минуте об иконе Богородицы Новоникитской (Ушаковской).

 
Изображение пользователя roses_gardener.

Да, Лия, у меня тоже было это предположение, что раз жития разняться, то скорее всего в них совместились по человеческой невнимательности жития нескольких святых. Аналогичная история с Арсениями Новгородскими. Коневские, если память не изменяет. Там тоже день памяти в один день и жития переплелись. 

 

В изображении строгоановского письма все логично, взляд и руки направлены к Богородице, а в пелене этого нет. Но не важно. Я не думаю, что все исторические памятники были идеальными. 

 

Спасибо за интересную беседу. Все посмотрела.