Наш интернет-магазин «Корвана»: материалы для вышивки и рукоделия - korvana.ru

Вход для пользователей

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 8 гостей.

Знакомство с церковной вышивкой

Изображение пользователя Юлия Сергиенко.
Современное церковное шитье, основанное на древних традициях – это востребованный вид искусства, по которому защищаются дипломы, диссертации, издаются статьи и альманахи, многие из мастериц являются членами ТСХР (Творческий союз художников России). Работами мастериц украшаются храмы, также проводятся выставки церковного шитья и ярмарки. Церковная вышивка условно делится на орнаментальное и лицевое шитье. Лицевое шитье – это вид церковного искусства, создающий священные изображения на ткани с помощью вышивки. Это своего рода иконопись иглой. Вышитые изображения располагаются на богослужебных предметах, облачениях, иногда даже служат иконами. В отличие от орнаментального церковного шитья, которое, как правило, служит декоративным целям, хотя и может использоваться как самостоятельный вид вышивки, лицевое шитье можно назвать по праву вершиной древнерусского искусства. Множество предметов древнерусской работы, исполненных в технике лицевого шитья, выставленных в музеях и хранящихся в запасниках, являются шедеврами и своего рода бесценным наследием русского и мирового искусства. Как правило, среди них – покрова на мощи святых, плащаницы Господские, пелены, воздухи и покровцы, ризы священнические, саккосы.
В 2017 г. при Свято-Троицком соборе г. Саратова начал работу кружок церковной вышивки. На занятиях все желающие имеют возможность познакомиться с основами церковного орнаментального шитья.
(От редакции. Занятия по орнаментальному шитью начали проводиться под руководством автора данной статьи – педагога дополнительного образования Юлии Сергиенко, с детства интересующейся традиционными видами рукоделия, историей и созданием этнографического костюма, прошедшей обучение по краткому курсу «Церковное орнаментальное шитье» Школы церковных искусств золотошвейной мастерской во имя святой праведной Тавифы и повышение квалификации по авторскому курсу «Основ золотного шитья» творческой мастерской «Древо» Ирины Николаевой, члена Творческого союза художников России и Международной Ассоциации Художников).
За время учебы мастерицы начали знакомство с историей церковного искусства. Познакомились с основами церковной орнаментальной вышивки, изучили основы понятия построения рисунка, ознакомились со способами перевода рисунка на ткань. Были пройдены такие основные техники вышивки, как шитье шнурами, конетелью, жемчугом по настилу, шитье по картону. Мастерицами были изготовлены несколько простых богослужебных предметов и сувениров. Работы поучаствовали в Пасхальной ярмарке при Свято-Троицком соборе. Участницы изготовили 14 детских хоругвей для крестного хода к празднику Пасхи, подсвечники в алтарь, было пошито несколько подризников.
Работы мастерицы Любови Антипашиной, выполненные в изучаемых техниках, в преддверии светлого праздника Пасхи приняли участие в выставке «Весеннее настроение» Саратовского этнографического музея, которая продолжала цикл мероприятий, посвященных 25-летию музея, и является вторым этапом выставочного проекта, объединяющего саратовских мастеров вышивки, работающих в различных техниках.
На протяжении года для участниц трижды проводились экскурсии в музее Свято-Троицкого собора. Экскурсии проводила куратор музея И.В. Воронихина. В комнате-ризнице гостям были показаны образцы старинного шитья, которые хранятся в фондах музея и на примере которых они могли познакомиться с различными техниками золотного шитья. Гости увидели священническое и диаконское облачения  1-й половины XIX в., оплечия фелони, плащаницу, вышитые ризы на иконы, богослужебные ткани.
В мае для участниц кружка и всех желающих в духовно-просветительском центре Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова прошел семинар по древнерусскому лицевому золотному шитью. Его провели мастера школы церковной вышивки и древнерусского лицевого шитья золотошвейной мастерской Троице-Сергиевой Лавры Надежда и Нина Осиповы. В течение последних 26 лет они ведут курсы по вышиванию два раза в год на Новом Валааме, в Финляндии. Эти специалисты хорошо известны в Русской Православной Церкви среди вышивальщиц.  По приглашению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина они посетили и наш город.
 С октября 2018 г. помимо изучения орнаментального шитья начали проходить занятия по лицевому шитью с Еленой Балашовой, закончившей ПСТГУ (кафедра церковного шитья, магистратура, г. Москва). До этого она обучалась церковному шитью в мастерской «Убрус». Елена занимается церковным шитьем десять лет и имеет диплом художника декоративно-прикладного искусства, является дипломированным специалистом по церковной вышивке, с правом преподавания.
Сама Елена про свои занятия рассказывает так:
– Боится ли церковное лицевое ручное шитье конкуренции с машинной вышивкой?
– Нет, невозможно сравнить качество машинного шитья с ручным, к тому же машинной вышивке неподвластны ни наши материалы, ни наши техники. И конечно, нельзя недооценить то, с каким настроем выполняет вышивальщица работу над ликом, молитвенный труд всегда сопровождает работу.
– Сколько может стоить лицевое шитье? – Некоторые работы выполняются годами. Некоторые материалы крайне драгоценны. Богослужебные предметы с лицевым шитьем, как правило, стоят десятки, а большие – так и сотни тысяч рублей. Однако не стоит заниматься этим шитьем для обогащения, есть гораздо более простые способы заработать деньги.
– Все ли могут обучаться церковному шитью?
– Все. Ни возраст, ни пол не помеха. Даже слабое зрение не является противопоказанием. Нужно только искреннее желание посвятить часть своей жизни молитвенному подвигу во славу Божию.
– Где можно научиться церковному лицевому шитью, что можно посоветовать?
– С сентября при Свято-Троицком соборе г. Саратова в помещении воскресной школы каждую субботу проходят занятия по орнаментальному и лицевому церковному шитью. В дальнейшем предполагается выполнение на базе этого кружка богослужебных предметов лицевого шитья и создание золотошвейной мастерской.
– Без чего невозможно изучение лицевого шитья?
– Без знания основ церковного искусства и иконописи. Поэтому в программу обучения входит обучение рисунку и получение теоретических знаний.
– Надо ли иметь навыки шитья, чтобы обучаться на курсе?
– Да, желательно уже уметь вышивать.
– Надо ли сначала учиться орнаментальному шитью перед обучением лицевому?
– Желательно, но можно проходить программу одновременно, занятия разнесены по времени.
– На чем основана программа обучения? Кто автор методики? – Программа экспериментальная, авторская.
– Как проходит обучение?
– Два часа в неделю мы изучаем технику шитья, просматриваем образцы работ, изучаем примеры древнерусских работ, основы иконописи, проектирования, общие вопросы церковного искусства. На дом задаются обязательные задания по отработке техники шитья и творческие задания. Планируется изучение орнаментального рисунка.
Сестер-учащихся я сразу ориентирую на выполнение небольших богослужебных предметов с вышивкой в стиле церковного лицевого шитья. Начинаем мы с малых форм – закладок в Евангелие.
Юлия Сергиенко, 10 марта 2019 год