Наш интернет-магазин «Корвана»: материалы для вышивки и рукоделия - korvana.ru

Вход для пользователей

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 12 гостей.

Катапетасма. Помогите советом.

Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Дорогие убрусовцы и гости, поделитесь своим опытом. Поступил такой заказ : маленький храм, в нем маленький иконостас, в иконостасе низкие царские врата (греческого типа), в просвете царских врат хорошо просматривается катапетасма. Требуется на катапетасме вышить образ Св. Троицы (иконография св. Андрея Рублева).

Прежде чем начать работу, возникло множество вопросов.

Во-первых, обычно в иконостасах образ СВ. Троицы помещается в верхнем ряду, а в этом случае этот образ находится ниже Тайной вечери, возможно ли такое размещение ?

Во-вторых, правомочно ли такое изображение именно на катапетасме ?

Как технически надо это исполнить ? Вышить отдельно пелену и повесить ее поверх катапетасмы ? Пришить на нее ? Вышить прямо на катапетасме ? Тогда как ее сдвигать при открывании царских врат ? Есть предложение отодвигать, не собирая в складки, паралельно иконостасу, скрывая за ним.

Пожалуйста, помогите ответить на эти вопросы, и на другие, которые пока не догадалась задать. Если вы уже достаточно долго воздерживаетесь от секса, возможно самое время заглянуть на интим портал https://kzngirls.com , где красивые шлюхи и путаны Казани разместили откровенные анкеты с номерами для связи.

Изображение пользователя Jelena.
Что касается размещения Троицы под Тайной вечерей — вопрос сложный: ведь в византийских низких иконостасах не было изображения Тайной вечери. Так что этот проект уже является модернизированной версией.

Возможно ли изображение Троицы на катапетасме? Львиную долю сохранившегося древнего шитья составляют памятники древнерусские, причем в основном 16–17 века, а церковного шитья других регионов сохранилось сравнительно мало. Среди русских памятников катапетасм нет, так как у нас в это время уже был распространен высокий иконостас. Единственное исключение — завеса Царских врат ("Предста Царица"), которую в 1555 (1556) г. царь Иван Грозный и Анастасия Романовна вложили в Хиландарский монастырь на Афоне. Из византийского шитья известны катапетасмы с изображениями Спаса Великого Архиерея и Благовещения. Все три есть в первом номере журнала. Там же статья О.Дроздовой "Столетия связующая нить", где перечислены упоминания других сюжетов, известных по письменным источникам. В Сербии мы видели очень разные изображения на катапетасмах. Видимо, жестких ограничений по сюжету нет.

Про техническую сторону я уточню у наших, как мы вышивали и напишу позже.
 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.
Большое спасибо ! Жду любых сведений с благодарностью.
 
Изображение пользователя Лена.
Мы шили белую катапетасму следующим образом: ангелы вышивались отдельно и перекладывались на ткань фона, на изнанке - та же ткань. Как сдвигать вышитую катапетасму - не знаю. Думаю, проблем не будет, если между фигурами будет незашитое пространство фона, тогда ткань соберется в складки. Но, если есть возможность отодвигать завесу, наверное, это предпочтительнее, ткань и вышивка сохранятся лучше.
 
Изображение пользователя Татьяна.
   Людмила, а я очень рада увидеть Вас воочию (на фото)! Простите, я опять не по теме...Заклеенный
 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Да, Татьяна, кажется, мы так давно знакомы... Ждала, чтобы сын мне помог разместить фото. Никак не могу освоить эту премудрость.

Лена, спасибо Вам за информацию. Оказалось, катапетасма - интересная тема для размышлений, поделюсь, если найду что-то новое. 

 
Комментарий перемещен сюда.
 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Вот что пишет И. А. Шалина о литургическом использовании икон «Христос во гробе» :

«... икона мертвого Христа во гробе – Akra Tapeinosis .... представляет собой поясной образ мертвого Иисуса, изображенного стоящим в гробу на фоне креста, со склоненной главой и закрытыми глазами, скрещенными впереди и бессильно опущенными вдоль тела руками, следами кровавых ран. Образ сопровождается надписью «Царь Славы» или реже «Снятие со креста». Причем такие элементы композиции, как надпись, крест и гроб не являлись обязательными, менялось также положение рук и главы.

... древняя икона Akra Tapeinosis находилась в пространстве храма в течение всей страстной недели, вокруг нее концентрировалась служба и вся драматургия церемонии Страстей.

... фронтальность и симметричность позволяют предполагать, что прототипом была ... вертикально подвешиваемая завеса - катапетасма. Ее архетипом могла быть завеса Иерусалимского храма, раздравшаяся надвое во время Распятия (МФ.27.51), в тот момент, когда Христос испустил дух.

... в Софии Константинопольской... подвешенная над алтарем между столпами кивория катапетасма являла образ всей службы, была важнейшей иконой литургического таинства. .... евангельская символика алтарной завесы как «плоти Христа» (Евр. 10.20) более всего соответствует изображению мертвого тела Спасителя и согласуется с его образом на плащанице, как раздравшейся в пятницу иконы – завесы. ... Если реликвия ...висела у алтаря св. Софии, это объясняет устойчивую символику храмовой катапетасмы царских врат, как образа мертвой плоти Христа. Поскольку самый архаичный фронтальный тип катапетасмы восходит к нерукотворному отпечатку евангельского синдона, то и расположение ее в алтарном пространстве могло воспроизводить древний образ размещения самой реликвии..... Значительную роль играл здесь сам материал – ткань, на которой чудесным образом запечатлелся сначала Лик Христа, а после его смерти – и все Его тело. Поэтому на иконах такой иконографии образ белой ткани столь значим и в смысловом, и в художественном отношении.» (Цитата из статьи на сайте http://pravoslavie.ru/sretmon/turin/hristosvogrobe.htm ).

В практическом смысле вроде бы можно сделать вывод, что для Страстной недели в храме будет правильным пошить белую катапетасму с вышитой иконой «Христос во гробе» (погрудно) на ней. Довольно трудно представить себе такую композицию. По смыслу возможен и другой вариант : поместить образ "Спаса Нерукотворного".

Приходилось ли Вам видеть реально такие решения для катапетасм ?

 
Изображение пользователя Jelena.

Мне кажется, Ирина Александровна пишет совсем о другом. Из этого материала нельзя сделать никаких выводов "в практическом смысле". Этой темой И. А. Шалина занимается давно, и она пришла к интересным выводам. Но, как мне известно, не все считают их однозначными. И, во всяком случае, речь совершенно не идет о катапетасме в современном смысле слова - алтарной завесе.

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.
Елена, а в чем неоднозначность этих выводов ? У меня нет доступа к такой информации. Разве символическое значение катапетасмы сегодня изменилось ?
 
Изображение пользователя Татьяна.
А мне кажется, что ничего более уместного, чем крест на Катапетасме не найти.
 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Да, Татьяна, это так, классическое решение. Но заказчик хочет именно низкие, маленькие царские врата. Помещение маленькое, иконостас ограниченных размеров, мало икон помещается. В ходе обсуждений сегодня возник новый вариант : вышить на катапетасме - Христос Великий Архиерей.

Читаю "Убрус № 1". Трудно достать хорошую прорись для этого изображения.

 
Изображение пользователя Grach.
Людмила здравствуйте!Нашла прорись "Спас Великий Архиерей" из сборника "Иконные образцы 17-20в.,изданного Историческим музеем в Москве. Образец датируется 18в.,левая сторона,размер 27,5*20см.Посылаю в свой дневник,по другому не могу.Посмотрите,может быть вам подойдет.Других пока нет.
 
Изображение пользователя Grach.
Здравствуйте Людмила! Посылаю вам изображение иконы 15в. Новгород- "Спас Великий Архиерей".Смотрите мой дневник. Татьяна.
 
Изображение пользователя Jelena.
Выводы не о катапетасме, а о связи иконографии Акра Тапейнозис с реликвиями Страстей Христовых.
 
Изображение пользователя Grach.
Людмила,в 1номере "Убруса" есть статья О.Дроздовой "Столетия связующая нить" там как раз говорится об иконографии,которая использовалась при шитье катапетасмы.Прочтите,очень интересно.Журнал скачала с рубрики "Последние сообщения" у меня на 3стр. "Убрус 1".
 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.
Татьяна, спасибо Вам. С опозданием, но прочитала. Собираем книги и журналы, а потом забываем, что же в нашем архиве есть. Эту работу буду делать очень медленно, слишком серьезная.
 
Изображение пользователя Мария..
О катапетасме посмотрите следующие книги:
 
Изображение пользователя Мария..
Посмотрите следующие книги: 1. Известия императорского Русского археологического общества. Т. 4. Вып. 1-6. 1863: Стасов В.В. Заметки о древней русской катапетазме. 2. Троицкий Вл. История плащаницы. - Сергиев Посад, 1912 3. Бадяева Т. А. «Пелена Марии Тверской» сб. «Вопросы истории СССР» МГУ 1972г. 4. Добронравов Г. И. История катапетасмы - М., 1912 5. Иерусалимская А. А. Ткани собора св. Софии // В сб. Восточное Средиземноморье и Кавказ IV - XVI вв. - Д., 1988 6. Иконостас происхождение - развитие-символика / Ред.-сост. A.M. Лидов. М., 2000 7. 14. Кондаков Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне. - СПб., 1902 8.Вагнер Г. К. «Рязань» М. 1971г.
 
Изображение пользователя pev4ayaValentina.
Мария Евгеньевна!!! У Вас что, дома полный каталог спец литературы по вышивке в широком смысле этого слова? Я поражена Вашей быстротой ответа и широтой приведенных ссылок. Чувствуется сразу: ПРОФЕССИОНАЛ... 
 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.
Спасибо, буду искать.
 
Изображение пользователя Мария..
Спасибо в первую очередь Дроздовой О.Э., создавшей библиографию по церковному шитью. Я ее только постоянно дополняю, когда натыкаюсь на не вошедшии туда книги. То, что имею, несомненно, не все! Первый вариант библиографии, без моих добавок, года 4 назад распечатали, и продавали на нашей конференции.
 
Изображение пользователя Мария..
А прочитаете книги, приезжайте к нам на конференцию, с докладом. Буду рада, или высылайте по почте, если трудно приехать, напечатаем.
 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Мария Евгеньевна, мне было бы очень интересно познакомиться с Вами и принять участие в такой работе, спасибо за приглашение.

Как Господь даст ...

 
Изображение пользователя Мария..
Ближайшая конференция будет 1-3 марта 2007г. Собиретесь, пишите личным сообщением.
 
Изображение пользователя Jelena.
Мария Евгеньевна, есть ли у Вас текст приведенной Вами статьи - Добронравов Г. И. История катапетасмы - М., 1912?
 
Нет
 

Сестры, остался от пелены вышитый в прикреп золотом большой 8-ми конечный крест. Батюшка решил использовать его на катапетасме. А я в растерянности-как технически это исполнить? Понятно, что я вырежу крест, по возможно оработаю сыпучие края, а вот как обшить его шнуром или жемчугом на готовой катапетасме? Я ведь подклад уже не сделаю, она сшита  и обработана. Допустимо ли чтобы со стороны алтаря было видно нитку-изнанку прошивающую шнур? А если нет, то как прикрепить-то? Стирать будут желтую завесу, конечно, просто клеевая паутинка боюсь отойдет, крест больщой и очень объемный, использовала для настила и объема шнурок, боюсь при стирке отпадет, а приход не мой, значит сделают без меня.... Может чтобы аккуратнее выглядела изнанка пришить на машинке, но опять как шнур умудриться пришить на машинке?

Как быть?

 
Изображение пользователя Татьяна.

   Лен, у нас кресты на катапетсме обязательно делаются с обоих сторон, одинаковые.

 
Изображение пользователя Marusya.

У нас крест нашивается только с одной стороны - со стороны храма. Я пришиваю крест обычно на машине. и уже потом можно по контуру пришить шнур, аккуратно прикрепляя его по периметру стараясь попадать именно в машинный шов. У нас Царские врата высокие, поэтому батюшка швы эти допускает. Я бы так сделала. И все-таки нужно у точнить мнение батюшки.

 

О! Других вариантов нет? А если икона-не двустороняя же? Или может с изнанки просто парчовый крест или из тесьмы.     Спасибо, Танюша-может  это и выход. Подумаю.

 

Сколько секретиков есть! Спасибо, Марина! Конечно спрошу, просто как-то не сразу сообразила как это будет, да и самой определиться надо, а потом уж варианты батюшке предлагать.

Спросила-согласен на шов машиннки с изнанки желтого цвета. Значит проклею сначала, потом прошью с запасом ткани вокруг креста и шнур в места шва спрятать постараюсь. Спасибо!!! Но в следующий раз буду думать вперед! Конечно лучше подклад или двойную вышивку.

 
Изображение пользователя Marusya.

Ну вот и слава Богу!

 
Изображение пользователя Татьяна.

Бог в помощь!

 

Всем доброго дня!Прошу помощи.Наше маленькое  село далеко от города.Почти всё ,что необходимо для нашей церкви,делаем сами:и столярные работы,покраска,а швейные выполняю я.Благо появился интернет,что не знаю,ищу там.Сшила Батюшке две скуфии по старому образцу,салфетки и т.д.,а сейчас необходимо заменить катапетасму. Что необходимо знать для её изготовления?У нас висит простая ,белая занавеска.А я хочу сделать красивую,навыки в шитье средние,раньше работала в городе в швейном ателье.

 
Изображение пользователя Jelena.

Так катапетасма - это и есть занавеска! :) Только обычно они красные. Снимите мерки с той, что висит у вас, подберите соответствующий кусок ткани, подрубите, крест у нас в храме на обеих сторонах, в храм и в алтарь.

 
Изображение пользователя Anechka.

На счет цвета - спросите батюшку. У нас настоятель предпочитает как о облачение в алтарь - разных цветов на разные праздники

 и тут http://www.ubrus.ru/node/6022