Наш интернет-магазин «Корвана»: материалы для вышивки и рукоделия - korvana.ru
Вход для пользователей
Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 12 гостей.
Как называется этот шов?
Arseniy, 23 March, 2008 - 00:17

Как точно можно назвать этот шов? Он достаточно редкий, и известен по воздуху из Ростовского музея второй половины XV в. и некоторым новгородским вещам середины XVI в.
По достигаемому эффекту шов внешне похож на прикрепный косой ряд, но на самом деле выполняется на проем.
Искусствоведам и музейщикам его точное название неизвестно.
А.В. Силкин предложил называть швом "на проем с "косо-ступенчатым" расположением стежков". Н.В. Суетова из ГИМа - косым рядом на проем.
Подскажите, кто может... Спасибо
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
мы называем "косая стежка", есть несколько ее вариантов. Почему редкий? полно вещей таким швом.
Я бы не сказал, что "полно". Во всяком случае в 15-16 вв. Поэтому-то и возник вопрос, как точно этот шов назвать. Меня самого удивило, что названия не знал даже Александр Васильевич.
А где еще встречается? Очень важно знать.
Косая стежка. Часто встречается в национальных швах народов Поволжья. В Марийской республике. Выполняется по счету ниток. Косая стежка выполняется в горизонтальном, вертикальном и диагональных направлениях. Я вышивала такой шов лет 30 назад когда училась.
Шов, действительно, не такой уж редкий. Встречается на вещах 15-16 в. И на русских, и на западных. Распространенное название - "косая стежка".
Еще встречается название "рядки". Н. А. Маясова пишет об "Успении" из Кирилло-Белоз. м-ря, что оно шито "однообразным швом "рядком"". Правда, в другом месте она называет "простым швом "рядки"" клопчик 1:1.
Вобщем, "косая стежка" - оптимальное название.
Нашла в книге ДОМОВОДСТВО 1960г издания.
Рязань, Суздаль
Очень интересно, спасибо большое.
Чем-то стежок похож на гобеленовый.
Елене: да, Успение из Кирилло-Белозерского монастыря я не вспомнил. А это не косой ряд в прикреп? Лихачева пишет о том, что выполнено «в прикреп». Мне по фотографии не ясно. Похоже вроде на стежку…
А кто-нибудь знает употребление этого шва в московском шитье? Мне встречаются пока только новгородские вещи или связанные с Русским Севером.
Спасибо Татьяне за отсканированные странички!
Спасибо, Мария Евгеньевна. В Суздале уже нашел. Под Рязанью Вы имеет ввиду Успение? Но я просто всегда ориентировался на описание Силкина, что там доличное и фон зашиты "косым рядом". Поэтому, когда был в Рязани, на этом внимания не заострял. А сейчас по фотографиям понять сложно.
Похоже Слава вышита этим швом.Из коллекции Рязанского музея.
не только, в москве тоже есть, говорю полно.
Арсений, здравствуй! Первое что приходит на ум - самый известный покров на раку прп.Сергия Радонежского! Там ведь одежды все стежкой сшиты.
Покров Антония Печерского из ГРМ (100-прцентная косая стежка). Поскольку кирилловское Успение считается выполненным в той же мастерской, то скорее всего там тоже стежка.
Один из сударей, которые в ГРМ считаются новгородскими 15 в., с чем лично я не согласна.
Покровы Евфросинии, Иоанна и Федора Суздальских кон. 16 в. (Евдокии Старицкой) в Суздале, там тоже имеется. Уж эти-то последние - всяко московских шитейных традиций!
Арсений, вот тебе сюрпрайз: борода! Там и еще есть.
Маша, привет!!! Я посмотрел на свои плохие снимки покрова. Шов более менее могу различить на епитрахили, кажется действительно он... Спасибо
Дорогая Елена, покров насколько я понимаю Маясова сравнила с Успением. Может быть действительно сделан в одной мастерской с Успением, а может быть и нет. А какого он времени??
По поводу покровца из ГРМ. В чем сомнение? На первый взгляд, кажется, можно отнести и к первой половине XVI. А почему бы и не новгородские. Там такое разнообразие стилей было во время владычества того же Макария (1526-1542 кажется).
Всем-всем огромное спасибо за помощь, а то в моей голове эта, как я теперь узнал, "косая стежка" крепко связалась только с Новгородом, что повлекло дальнейшие неправильные суждения. Спасибо!
А вот не надо так... Борода это похоже все таки тот самый "косой ряд". Вообще их отличить-то как-то сложно по фото.
Но на пелене со свт. Ионой не стежка. на том и стоять буду:)
Покров загадочный. Датируется, кажется, концом 15 в., как и средник Успения. Как-то не с чем его сравнить... Разве что с маленькой пеленой с оплечным Николой из ТСЛ. Но я не берусь в данном случае ничего утверждать. Аналогия с Успением, в основном, из-за использованных материалов: и ткань как будто та же, и шелка. Но для каких-то ответственных выводов их надо рядом положить. А судари из ГРМ я отношу к первой половине 16 в., как и "Положение во гроб" из Ростова, и "Агнцев" с идентичной композицией из Переславля Залесского (опублик. в № 8 "Убруса") и музея Рублева (кстати, везде есть стежка!). И очень возможно, что все это где-то там и вышивалось - в Ростове или близлежащих землях. Мне кажется, эта группа памятников - хорошая тема для исследования!
Насчет Ионы - может, ты и прав... У меня фотки только из Маясовского альбома. Посмотрю при случае.
а что на бороде свт. Ионы?
на бороде кажется пкосой ряд?... Там написано, что выполнена она крученым шелком. Может быть, из-заэтого такое странное впечатление?
С пеленой из ТСм покров лучше не сравнивать. Ничего общего!!! Лена, может быть, поменяемся темами по исследованию;) Меняю пелены на покровцы;))) Готов с доплатой переводами...
Елена на вашем фото 0003,172 "одежды шиты косым рядком",борода тоже "косым рядком" т.к. четко прослеживается ряд.У косой стежки этого нет.Это мое мнение.
нет не косой ряд, там на проем, нормальная золотошвейка не будет шить косым рядом в таком странном, совсем неудобном направлении
нет не косой ряд, там на проем, нормальная золотошвейка не будет шить косым рядом в таком странном, совсем неудобном направлении
-Да конечно, стежка! во-первых, там места очень мало, нужно же между линиями прориси в прикрепе все время нить разворачивать - ну кому это надо! во-вторых, если смотреть выше - усы, волосы над ушами - ясно, что это "на проем" шито, и плавно в проемную же стежку переходит. Кому в голову придет (какой нормальной золотошвейке!
) стыковать косой ряд с проемным швом!
Лена, может быть, поменяемся темами по исследованию;) Меняю пелены на покровцы;)))
- Тебе что ли так пелены надоели, или по покровцам нарыл чего?
не отчаивайтесь, Арсений, это обычное дело на пути всякого исследования думать, что все это чушь, что я делаю и т.д. и т.п. со стороны мне не кажется, что надо менять Вашу тему, сейчас просто весна и еще пост...вот "колбасит" всех...
Вам не попадалась книжка: Уэйн К. Бут, Грегори Дж. Коломб, Джозеф М. Уильямс. Исследование. М. 2004, почитайте, интересно, что авторы говорят о себе.
Да нет, я стараюсь неотчаиваться. Отчаиваться некогда, менять поздно, да и не надо, главное. Тема хорошая, я ее люблю. А книжку поищу обязательно. Мне в свое время очень пригодилась книга Умберто Эко "Как написать дипломную работу". Она, конечно, немного с уклоном для европейского студента, но все равно очень ценная и для нас.
Тебе что ли так пелены надоели, или по покровцам нарыл чего? Я ведь если нарою, то ничего не скажу
, ты меня знаешь. Шутка.
Кстати о покровцах. В книге Николаевой - Произведения русского прикладного искусства с надписями XV - первой четверти XVI в. // Археология СССР. Свод археологических источников. М., 1971. С. 89-90 - опубликован крестообразный по форме предмет (напоминающий современный покровец) с Распятием из Вологодского музея. Датирован началом XVI в. (датирован, вероятно, по палеографии, техника похожа несколько на вторую половину века). Опубликован как набедренник (sic!). Я вот не могу разобраться, это что крест с омофора или действительно покровец???
раз Распятие и больше ничего - скорее всего крест, а можно картинку?
Это крест с омофора, нашитый на поздний набедренник.
Этот шов широко используется, в мордовской народной
вышивке, и близ лежащих народов поволжья. Делал курсовую в этой технике, как обещал фотографию покажу, ну чуть пойзже. :)
По поводу DSCN8949.JPG ( в комментарии Jelena,24 March, 2008 ).
Это не косая стёжка! И это можно сказать, даже и не заглядывая на изнанку.
В косой стёжке самим алгоритмом обеспечивается характерная гладкость и геометричность. Это вышивка строго по счёту нитей.
Одна только геометрическая нерегулярность, очевидная на фотографии DSCN8949.JPG, уже достаточно свидетельствует о том, что это - не косая стёжка. Вышивка выполнялась без строгого следования счёту нитей. Даже скорее всего без счёта нитей, просто это другая по типу вышивка.
Второе обстоятельство - тип рельефности. Он совершенно непохож на поверхность косой стёжки, которая, конечно, имеет свой рельеф, но всё-таки в сравнении с DSCN8949.JPG представляется абсолютно гладкой.
У нас это всегда называлось "косой стежкой"... Правда, мы и понятия не имели о ее функционировании в народной вышивке.
К комментарию Agapya,23 March, 2008 - 14:19. #
"Косая стежка выполняется в горизонтальном, вертикальном и диагональных направлениях. "
-------
К сожалению, такие утверждения можно встретить в некоторых печатных изданиях. Но хорошо, что не во всех.
Гораздо чаще встречаются объяснения этого шва исключительно для диагонального направления.
... В понятие классической косой стёжки входит ещё и способ состыковывания отдельных наклонных рядов, который позволяет получать идеально ровную поверхность, сплошь покрывающую ткань. Классическая косая стёжка обладает ещё одним уникальным свойством - поверхность сплошь покрытая косоё стёжкой получается изумительно ровной и в том случае, если вышивка делается без пялец, а сама вышитая ткань не теряет пластичности и гибкости, не "деревянеет". Это уникальное свойство обеспечивается сочетанием факторов - алгоритма выполнения отдельного ряда именно по косому направлению и способа состыковывания соседних рядов.
А можно поподробнее: что имеется в виду? как состыковываются соседние ряды? надо попадать в ту же дырочку, или другие какие хитрости?
Поэтому естественнно зарезервировать название "косая стёжка" именно за классической косой стёжкой, которая предполагает диагональное направление линии, по которой укладываются стежки одного ряда, и соответсвующий способ состыковывания рядов.
Поэтому неразумно называть таким же термином швы, в которых косые стежки организуются в линию вертикального и горизонтального направления. У них другая функция, да и выглядят они по-другому!
Что же с ними будем делать? как назовем? это как раз наш случай - косые стежки складываются в вертикальные ряды.
Интересно, как называется эта техника применительно к западным вещам в забугорной литературе?
Это вообще та же техника?:
http://rubens.anu.edu.au/raid5...
Кстати, здесь вышивальщицы (или вышивальщики) шили не только в одном направлении, они свободно работали в разных направлениях, в т. ч. по кругу.
Отраднеше читать все выше изложенное. Я изначально категорически была против названия церковного шва "косой стёжкой"!
Это только у меня проблема с этой страницей?Открывается не последнее сообщение,надо проматывать все с самого начала,можно как нибудь это исправить?
Нет, Елена Олеговна, у меня сразу по команде открываются новые сообщения.
А у меня нет. И в другой теме про название шва тоже самое. Обидно.
Вобщем, мне кажется, что в отношении церковной вышивки есть еще шанс определиться с терминологией.
Исследованием ее занимаюися две группы людей: 1. Искусствоведы. 2. Практикующие мастерицы.
В искусствоведческой литературе этот вопрос не поднимался, и вообще не был актуален. (Надо все же проверить, как назван этот шов в изданиях Маясовой, Лихачевой и Силкина. Мне кажется, я когда-то у Лихачевой проверяла, там вообще был "косой ряд"!
).
Практикующие мастерицы... Да большинство, собственно, здесь!
Нам и карты в руки! Но, как я понимаю, мы все пользуемся термином "косая стежка". ПСТГУ - Мария Евгеньевна?, Иконописная школа МДА - Марина Владимировна? (а тебе не нравилось "косая стежка" из-за указанных Ольгой tradtextil причин, или еще почему?). Елена Олеговна, Вы как называете? Со-действие, мне кажется, тоже пользуется выражением "косая стежка". Ну и мы...
Но поскольку пока нет учебных пособий и др. литературы ,посвященной этому шву в церковной вышивке, мы еще можем что-то придумать, договориться между собой. Н. А. Маясовой и Л. Д, Лихачевой уже нет в живых, а с А. В. Силкиным договоримся!
Дело за малым - придумать адекватный термин! Подходит время для освещения этой техники в журнале "Убрус".
ВАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?
Вопрос к tradtextil:
Есть ли какие-нибудь сведения относительно древности этого шва в народной вышивке? есть ли артефакты археологического происхождения?
Вопрос ко всем:
Никто не помнит, встречается ли обсуждаемая техника в византийских или южнославянских памятниках?
Да, еще вопрос ко всем:
Гобеленовый шов. Это что? http://www.brain2009.ru/conten... Обратите внимание на 2. Косой гобеленовый шов.
А еще полукрест...
Иконописная школа МДА - Марина Владимировна? (а тебе не нравилось "косая стежка" из-за указанных Ольгой tradtextil причин, или еще почему?).
В своих работах мы использовали описываемый церковный шов на пелене "Божия Матерь с пророками" (2002-2004), на антипендиуме "Спас на Престоле"(2008), на покрове "Преподобный Сергий" (2010, шила Анна Брегеда) и др.
Первый раз я обратила внимание на этот шов в 1994 году, когда заинтересовалась техникой исполнения покрова на мощи преподобного Сергия XV века. Первые попытки воспроизвести его в нашей мастерской были предприняты в последующих годах. Никто из известных в то время мастериц с техникой шитья этого шва оказался не знаком. Когда мне доводилось с кем-то из них видится, народ разводил руками. Кеслер Ирина Андреевна предложила совершенно неприемлемую имитационную версию его исполнения.
Ближе всего была идея Нины и Нади Осиповых. Только они не использовали в церковном шитье буквальную "косую стежку", а скорее род глади по направлению и порядку стежков очень напоминающий её. Наверняка в их подходе сказалась их учеба вышивке в Саранском училище. Это я поняла много позже, когда сама узнала о существовании народного шва "косая стежка".
В нашей же мастерской события связанные с этим швом развивались дальше так:
Не найдя знатоков, пришлось разрабатывать технику самим. Для своего исследования взяли за основу кайму небольшой пелены XV века, которая находилась на реставрации у Тамары Александровны Горошко в реставрационной мастерской "Ризницы" Троице-Сергиевой Лавры. На пелене интересующим нас швом был вышит текст каймы. В реставрационной мастерской мы имели возможность увидеть его изнанку. Изнанка состоящая из параллельных косых цепочек маленьких стежков настолько была неожиданна и удивительна, что с особым рвением приступили к выяснению, каким образом сие могло получаться. Опыты проделывались прямо на чистовике: прямо на новой пелене "Голгофский крест" (с цветами по позему). Там на сегменты была поделена Иерусалимская стена. Каждый сегмент зашивался одной из версий технического исполнения этого шва, версии придумывались всеми на ходу и проверялись в деле. В одном из последних сегментов произошло ожидаемое открытие: мы наконец "изобрели велосипед". Теперь в истории нашей мастерской данный шов неразрывно связан с именем Мирской Елены. Её версия техники исполнения дала искомые лицо и изнанку шва. Это было где-то в самом начале 2000-х годов. Не мудрствуя, я обозначила (не назвала, а именно условно обозначила) этот шов словом "древний".
А уж потом обнаружилось, что в народной вышивке есть аналог "косая стежка". Называть этим словосочетанием церковный шов мне не хотелось по банальной и наверняка для многих не убедительной причине. Для меня же лично этот довод более чем убедительный:
Не мог и не может шов, которым шились святые лики называться "косой стежкой"... А в древнем шитье примеров вышитых им ликов ну очень много. Нужно искать название, а если не найдем, то присвоить подходящее. Словом "древний" этот шов обозначен в обиходе внутри нашей мастерской. И я прекрасно понимаю, что как научный термин, или как приемлемое в общем использовании название "древний" не годится. Все наши швы древние. И этот из них не древнейший :)))
Нина и Надя Осиповы, если не ошибаюсь, учились у Надежды Петровны Божьевой. Я вышивала этот шов в далёком 1973 году.
А вообще-то, так интресно про швы... У меня сейчас "болезнь" на украинские швы. Сегодня мне из Львова привезли четыре альбома про украинскую вышивку и технику её исполнения. Есть там и косая стёжка. Самое интересное для меня - это изучение древних швов: "колодки" и кучерявые швы (ещё до "крестикового периода").
Мне нравится название косая стёжка - ничем не хуже разводной клетки или клопчека.
По-чувашски косая стёжка зовётся сайра шулам.
Дорогие сестры и учительницы ,простите меня неразумную ,но разве то чему мы придумываем название не называется уже- АТЛАСНЫЙ ШОВ? плотное заполнение повехности имитируещее атласное переплетение ткани( т. е. четкие косые рядки)?
Косая стёжка - по счёту ниток и из угла по диагонали.
Нашла свои конспекты, если интересно, то могу выложить схемы как вертикальной, так и горизонтальной косой стёжки (помимо диагональной). Есть и образцы учебные.
Но ведь многие из представленных здесь примеров шиты по форме.
М.М. Амирова шьет этот шов именно по диагонали,при этом еще и вписывается в форму,как ей это удается я так и не поняла.
Там стежки идут и с наклоном по форме. Нужно выложить картинки - у меня где-то есть в книгах.
Люба ,конечно интересно,и конспекты и образцы (если можно с изнанкой).
Марина, к Вам та же нижайшая просьба :схему и образцы "древнего шва".
Вопрос о названии пока остается открытым.
Люба, пожалуйста, покажите картинки!!!
Марина, схему очень интересно было бы увидеть!
Конечно ,надо сначала сравнить обе схемы,лицо и изнанку образцов,а потом уж и о названии подумать.
Дорогие сестры и учительницы ,простите меня неразумную ,но разве то чему мы придумываем название не называется уже- АТЛАСНЫЙ ШОВ? плотное заполнение повехности имитируещее атласное переплетение ткани( т. е. четкие косые рядки)?
Не-а! Атласный шов - это гладь, он сплошную поверхность дает, как "в раскол". А здесь именно косые ряды.
[/quote]
Не-а! Атласный шов - это гладь, он сплошную поверхность дает, как "в раскол". А здесь именно косые ряды.
[/quote]
А вот и нет именно косые рядки и дает. Точная имитация атласного переплетения ткани.
Елена Олеговна, покажите образец атласной глади, чтобы было видно косые рядки, пожалуйста. На мой взгляд, "косая стежка" или "древний" шов выглядят иначе.
Люба, присоединяюсь к просьбе о картинках.
А вот и нет именно косые рядки и дает. Точная имитация атласного переплетения ткани.
Срочно покажите, об чем речь!
У нас в теме вообще мало картинок...
Воздух из Ростова. 16 в.
Кидаю, что под руку попадется...
Деисис, Новгородский музей.
Покров преп. Сергия, тот самый, первый.
Пелена с Успением из КБмря. ГРМ
Ещё отрывок из Терезы Дильмон:
http://img-fotki.yandex.ru/get/4711/133628984.0/0_52876_94cbd26f_XL.jpg
Среди швов, которые встречаются в кавказской вышивке(к сожалению, таковой не видела) - шов, показанный на рис.247:
http://img-fotki.yandex.ru/get/4520/133628984.0/0_52875_78ce8eca_XL.jpg
По внешнему виду кажется, он гораздо больше похож на обсуждаемые здесь швы церковной вышивки, нежели классическая косая стёжка народной вышивки. Однако, если присмотреться, то на рис.247 описанное автором правило ( 6 нит по гориз -1 по верт) не выполняется, особенно в нижней части. Так что доверяй, проверяй и не доверяй...
Названия для этого шва в книге никакого не дано и не предложено.
Ой, так это же атласный шов, о котором Елена Олеговна пишет! Только при выполнении тонкими шелковыми нитями рубчатая структура его не видна.
Нина и Надя Осиповы, если не ошибаюсь, учились у Надежды Петровны Божьевой. Я вышивала этот шов в далёком 1973 году.
Люба, какой "этот" из вышеперечисленных в ветке вариантов ты вышивала? :)
Я действительно ошиблась про сестер Осиповых с училищем, но не ошиблась с Саранском:
"- мы вышиваем со второго класса средней школы, -рассказывает Нина Осипова. - Но в начале это была народная Мордовская вышивка, так как мы родились и жили в Саранске. После 8го класса поступили в Московское художественно-промышленное училище им.Калинина на отделение вышивки. После окончания его в 1980 году три года работали художниками на фабрике народных промыслов в Иванове. В это время мы воцерковились и стали самостоятельно заниматься церковной вышивкой...Через пол года после прихода в Лавру нас познакомили с сотрудниками филиала ВХНРЦ им.Грабаря Маргаритой Павловной Рябовой и её дочерью Натальей Хлебниковой. Мы с ними очень подружились и под их влиянием стали уже основательно заниматься лицевым шитьем и реставрацией вещей из Лаврской ризницы... Тётка Маргариты Павловны- реставратор Александра Меркулова- до революции была златошвейкой в Вознесенском монастыре Московского Кремля, и она научила племянницу золотному и лицевому шитью."
(Отрывок из интервью, которое мы с Олей Фищук брали у Нины и Нади для журнала "убрус". №11, стр.61)
Что касается схемы шва, которую мне нарисовали Осиповы, то выглядела она как-то так.
То, что получилось у меня согласно этой схеме в 1994 году выглядело так:
В их исполнении шов выглядит так:
А когда мы начали шить, обсуждаемый в этой ветке шов, то я вспомнила про нарисованную ими последовательность стежков, так как она напоминает ту, какую мы обнаружили при исполнении "древнего" шва:
Елена Юрьевна, собственно, именно эту схему Вам должна была нарисовать наша Аня Брегеда в декабре 2010 года, когда Вы её просили рассказать про наш так называемый "древний" шов:
Фактура, которая получается при работе по схеме так называемого "древнего" шва:
Выглядит так:
Выше представлены детали постового покрова на мощи преподобного Сергия(2005-2008). Его шили Ионова Светлана, Малова (Арапова) Марина и Даниленко Елена.
А вот деталь ростового (желтого) покрова на мощи преподобного Сергия (2007-2010), который шила Анна Брегеда:
А вот он же в фоне между крестами и кругами на антипендиуме (2008 год) в исполнении Моники Севастьяник:
То, что получается тонкими нитками
Марина, скорее всего, я вышивала вот такой:
http://img-fotki.yandex.ru/get/5411/133628984.0/0_52751_4d490e8f_XL.jpg
Нужно найти мои образцы (где-то в шкафу лежат). Но сейчас настроение что-то не то, зря я по ТВ посмотрела гибель маленькой Сони.
Елена Юрьевна, собственно, именно эту схему Вам должна была нарисовать наша Аня Брегеда в декабре 2010 года, когда Вы её просили рассказать про наш так называемый "древний" шов:
Вот это да! всё задокументировано!
Аня на следующий день, кажется, показывала у нас в мастерской этот шов на пяльцах, наши наверняка всё засняли и мне дали диск, я подозреваю, но у меня пока руки не дошли посмотреть, хотя уже почти год прошел...
Ладно, теперь знаю, где искать!
Ваши опыты выглядят очень убедительно. Оно!
Марина, благодарю за схему и фото образцов шитья. У меня этот шов никак не получается, но сейчас снова захотелось попробовать
и мне, Лиечка, тоже с нескольких см все путается....
Марина, простите, меня непонятливую
Вы шьете как на схеме? разный цвет это ряды вверх - вниз ?
у меня такая вот естьсхема еще
Я по ней пробовала - вполне хорошо выходит..
Эх, в прошлом году в Вологде ведт Катя спрашивала у Вас....
Я не очень даже понимала о чем речь :( Теперь бы все повыспросила ))
у меня такая вот естьсхема еще
Я по ней пробовала - вполне хорошо выходит..
Анечка, а что на изнанке получается? Как будто то же самое, что на лице?
Нет, на изнанке такие диагональные ...
сейчас я фото сделаю.
Схему мне Леночка Ради давала.
Фото
Прошу простить за кривизну - это первые мои опыты.
Голубое и зеленое - пасма в 4 (вроде бы) нити.
Бежевый - чешский шелк
Пока я была в отъезде, исчезли прекрасные коментарии одной из участниц беседы, изчез и ник собеседницы. Кроме меня об этом никто не пожалел?
Правильно я понимаю, что рассуждения остались на отправной точке:
"это косая стёжка"?
Позвлю себе высказать свое мнение (пока голословно ,вернусь в Москву выложу образцы).Думаю ,что одного результата добивались разными способами :КОСАЯ СТЕЖКА народный шов выполняемый по счету нитей ,по диагонали (схема и образцы Анечки) в церковной вышивке использовали атласный шов (или древний шов )-схема и образцы сестер Осиповых и Марины Бирюковой-ряды стебельчатого шва разположенные по вертикали ,горизонтали или по форме.
Об исчезновении достойного и знающего собеседника ,Марина ,думаю все форумчане скорбят вместе с Вами.((((
Анна, представленная Вами схема, очень похожа на ту, которая была выработана нашей мастерской, и какую я рисовала выше. Но есть разница в том, что в Вашей схеме стежки вертикальны, а в нашей наклонны. Очень жаль, что исчезла неведомая собеседница, которая давала точное определение характеристик именно народного шва "косая стёжка". Я не успела скопировать, то, что было ею сказано. В народном шве стежки наклонные или вертикальные? Есть ли в схеме народного шва разделительные полосы, как на схеме Елены (Radi)?
Елена (Radi), повторите пожалуйста конкретнее, что Вы рисовали на Рождественской нашей встрече. Я сколько не приглядывалась к фотографии, не могла теперь разобрать смысл вертикальных разделительных полос. В схеме нашей мастерской они никогда не возникали. Какую именно схему Вы позаимствровали у Марии Евгеньевны в 2007 году?
И, что по поводу вашей схемы сказал Юра, сидевший рядом? Юра, ведь мастер по народной вышивке в том числе.
Юра, скажите пожалуйста, как выглядит схема народного шва "косая стёжка", которой Вы пользовались?
Спрашиваю еще в ключе уничтоженных коментариев исчезнувшей из разговора собеседницы. Так, как, на сколько я смогла воспринять её доводы, шов, о котором задал вопрос Арсений (кстати, почему он не хочет более принимать участие в форуме?) ни один и тот же с "косой стежкой".
Пересматривая фотографии Рождественской встречи 2008 года погрустила еще и о том, что исчез с форума отец Дионисий.
Марина, вот ссылка: http://tradtextil.livejournal....
и ещё:
http://tradtextil.livejournal.com/113310.html#cutid1
Спасибо, Наталья.
У меня нет своих тайных и лично разработанных схем.
Может просто спросить Марию Денисову? Кстати, ее тоже давно не видно на сайте, очень жаль.
У меня нет своих тайных и лично разработанных схем.
Может просто спросить Марию Денисову? Кстати, ее тоже давно не видно на сайте, очень жаль.
Елена, про тайны разговор вроде не шол, или я еще что-то пропустила?
Ждем Марию Евгеньевну.
Хорошо, что вот этот коментарий исчезнувшей мастерицы сохранился. Только обычная форма цитирования в виду удаления ника не работает:
"Косая стежка выполняется в горизонтальном, вертикальном и диагональных направлениях. "
-------
К сожалению, такие утверждения можно встретить в некоторых печатных изданиях. Но хорошо, что не во всех.
Гораздо чаще встречаются объяснения этого шва исключительно для диагонального направления.
Действительно, само название шва содержит слово "косая". К чему оно относится? Если понимать так, что косым является только направление отдельного стежка по отношению к направлениям утка и основы, то, кажется, почему бы и не называть так швы, в которых направление всей линии стежков горизонтальное или вертикальное?
Но в классической косой стёжке "косой" является ещё и сама линия, по которой происходит продвижение от одного стежка к другому("косой" - в смысле диагональной). И это различие - не формальное. В понятие классической косой стёжки входит ещё и способ состыковывания отдельных наклонных рядов, который позволяет получать идеально ровную поверхность, сплошь покрывающую ткань. Классическая косая стёжка обладает ещё одним уникальным свойством - поверхность сплошь покрытая косоё стёжкой получается изумительно ровной и в том случае, если вышивка делается без пялец, а сама вышитая ткань не теряет пластичности и гибкости, не "деревянеет". Это уникальное свойство обеспечивается сочетанием факторов - алгоритма выполнения отдельного ряда именно по косому направлению и способа состыковывания соседних рядов. Поэтому естественнно зарезервировать название "косая стёжка" именно за классической косой стёжкой, которая предполагает диагональное направление линии, по которой укладываются стежки одного ряда, и соответсвующий способ состыковывания рядов.
Поэтому неразумно называть таким же термином швы, в которых косые стежки организуются в линию вертикального и горизонтального направления. У них другая функция, да и выглядят они по-другому! """"""""
Хотелось бы и Юру дождаться, как он шил "Косую стежку" и какая у него была схема.
Я таки не поняла... Марина, Вы шьете не диагональными, а ВЕРТИКАЛЬНЫМИ рядами?
Схема, которую дала Лена, очень близка к той, которая "в ходу" в нашей мастерской (есть какое-то незначитальное отличие - мне проще по этой схеме шить). Я думала, что в мастреской МДА шьют также...
Немного мне было непонятно как шить по такой схеме в местах с фигурным (неровным) контуром. Способ, при котором можно шить сразу вертикальными рядами - много удобнее и проще наверное.
Пойду изучать доступные мне фото на этот счет.. Жаль в ризницу я теперь не поподаю :(
Сомтрела фото...
Мда.. диагональность стежков налицо.
Марина, благодарю за схему. Стану пробовать шить по ней.
Думается мне, что шов должен быть прост в исполнении.
На плащинице Старицкой им зашито много очень .. должно быть разумно и просто.
в церковной вышивке использовали атласный шов (или древний шов )-схема и образцы сестер Осиповых и Марины Бирюковой-ряды стебельчатого шва
Угу.. Если стебельчатый шить со сдвигом (как он выполняется в народных вышивках), а не так как мы в атласной глади (по одной линии) привыкли, так и будет получатся
Пока я была в отъезде, исчезли прекрасные коментарии одной из участниц беседы, изчез и ник собеседницы. Кроме меня об этом никто не пожалел?
Правильно я понимаю, что рассуждения остались на отправной точке:
"это косая стёжка"?
Мариночка! я тоже только сейчас увидела, что нет ценных комментариев...
Дорогие форумчане! мне ОЧЕНь досадно! в кои-то веки появляется на сайте человек, который что-то ЗНАЕТ! даже не сам появляется, а я попросила ее принять участие в ВАЖНЫХ ТЕМАХ и ОБСУЖДЕНИЯХ (возможно, для некоторых важнее посудачить о том, кто в чем не прав, и как бы это поставить его на место). Человек откликнулся, поделился ВАЖНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ. И что? а нафиг нам информация, нам же важней поцепляться и поругаться! Как на базаре, ей богу! Просто восторг! спасибо вам, дорогие! Хочется тоже просто удалить свой аккаунт и никогда больше здесь не появляться.
Мне тоже очень жаль... Я так и не поняла, что произошло, видимо, что-то пропустила...
Елена Юрьевна, наверное, я виновата, вступившись за Леночку...Не ожидала такой реакции от Ольги ...
Я тоже не поняла, что произошло. Всегда жаль, когда интересные и многознающие и делящиеся своими знаниями люди почему-то уходят.
Прошу прощения, что не выложила фото своих образцов. Вышивала я образцы чувашской (народов Поволжья) косой стёжки. Она с диагональными стежками. Когда училась, то ревела - ничего не получалось. Даже во сне снился. Надо привыкнуть к схеме. Так же сложно мне было потом вышивать и "черенок", но привыкла, когда поняла.
Анна, я рассмотрела внимательнее Вашу схему и кажется поняла почему Вы пишете, что "спать не можете" от того, что хотите понять.
Мы о разных оказывается вещах говорили: Вы о диагональной последовательности рядов, а я о наклонном положении стежка.
В Вашей схеме диагональное направление рядов. Последовательность рядов отмечена цифрами. И, кажется, именно такую схему для выполнения шва, о котором спрашивал Арсений, мне предложила Ирина Андреевна Кеслер. Я сочла такой способ выполнения шва о котором спрашивал Арсений, имитационным. А это ведь наверное просто тот самый народный шов "косая стёжка"!
А что: Ваша, Анна, схема это действительно схема шитья народной "косой стёжки"?
Люба (Agapya), Вы пользовались такой схемой при шитье народных орнаментов?
Юра, Вы шили по такой схеме, какую дает Анна?
Анна, теперь я и поняла Ваш вопрос о том вертикально ли мы шьем.
Да, да. Мы шьем ряды вертикально, а не как на Вашей схеме.
Последовательность рядов на выработанной в нашей мастерской схеме отмечена цветом. А стежок наш лежит не вертикально, а наклонно.
Я считаю, что именно так шились вещи у Старицких, и все древние церковные вещи. И это не "косая стёжка".
У меня в записях написано так: расчёт стежка 1:2, то есть если по вертикали 4 нитки, то по горизонтали 8 и наоборот. Косая стёжка выполняется в горизонтальном, вертикальном и диагональном направлении, в зависимости от расположения орнамента. На изнанке должны быть только вертикальные или горизонтальные переходы. Косой стёжкой можно выполнять одновременно несколько рядов.
Пошла искать образец. Никак не вспомню где лежит.
Люба, я дам здесь ссылку на твою тему о народной косой стежке, чтобы не потерялось, ладно?
http://www.ubrus.ru/node/7305
Да-да! Спасибо! Я как-то забыла дать ссылку.
А что: Ваша, Анна, схема это действительно схема шитья народной "косой стёжки"?
Не знаю. По-моему у нас кто-то из студенток такую (почти - там есть одна "лишняя" итерация) сам разработал. Не исключено, что народная вышивка как-то повлияла
Анна,
Можете ли Вы у неё узнать на чем её разработка основана. Что она взяла за отправную точку своего исследования?
Еще хотелось бы посмотреть на то, что получается в итоге на вышитой вещи. Как схема смотрится в деле.
Я не очень люблю личную переписку, она приводит ко многим недоумениям. Особенно, когда разговор общий, не понимаю зачем часть беседы переводить за кулисы.
Поэтому отвечаю здесь.
Я не доказываю особенную "правильность " схемы предложенной мной. Мне действительно хотелось разобраться с техникой и названием того шва, о котором предложил вопрос Арсений. Тем более, что эта тема давно меня интересует, и в технике по приведенной мною схеме мы уже много вышили вещей.
Вполне возможно, что кто-то по другой схеме вышьет что-то более похожее на те образцы, которые привел Арсений. И это для всех, кого тема эта заинтересовала и для меня тоже, будет общей радостью.
Я спрошу (не забыть бы только) в понедельник.
Прошу меня теребить, если нет ответа долго - значит я закрутилась и забыла :(