Наш интернет-магазин «Корвана»: материалы для вышивки и рукоделия - korvana.ru

Вход для пользователей

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 4 гостя.

Зима–весна 2006 года

2005-2006 учеб­ный год был не са­мым лег­ким для на­шей мас­тер­ской и шко­лы, по при­чи­не то­го, что пре­по­да­ва­те­ли бы­ли вы­ну­ж­де­ны уй­ти в дек­рет­ный отпуск. Тем не ме­нее учеб­ный и про­из­вод­ст­вен­ный про­цес­сы не бы­ли остановлены. Свое­об­раз­ным ито­гом учеб­но­го го­да бы­ва­ет для нас тра­ди­ци­он­ная пред­пас­халь­ная вы­став­ка, про­во­ди­мая От­де­лом ре­ли­ги­оз­но­го об­ра­зо­ва­ния Санк­т­-П­ете­рбур­гской епархии. На вы­став­ке 2006 г. у нас не толь­ко не бы­ло про­блем с экс­по­на­та­ми, но мы да­же не смог­ли раз­мес­тить все ве­щи на от­ве­ден­ной нам площади.

Вес­ной бы­ла за­вер­ше­на этап­ная для на­шей мас­тер­ской ра­бо­та, длив­шая­ся бо­лее двух лет, - ин­ди­тия для со­бор­но­го хра­ма мо­на­сты­ря Ост­рог в Черногории. Вы­шив­кой ук­ра­ше­на не толь­ко пе­ред­няя сто­ро­на, но и бо­ко­вые и зад­няя час­ти пре­столь­но­го покрова. Ор­на­мен­таль­ное ши­тье ис­пол­не­но жем­чу­гом и ка­ни­те­лью с при­ме­не­ни­ем по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней и шнуров.

К Пас­хе за­кон­чи­ли пла­ща­ни­цу «Хри­стос во гро­бе» для хра­ма Не­ру­ко­твор­но­го Об­раза в Пе­тер­бур­ге, а так­же ор­на­мен­таль­ное оп­ле­чье пас­халь­но­го об­ла­че­ния для од­но­го из хра­мов Вырицы. Од­но­вре­мен­но шла ра­бо­та над ком­плек­том по­кров­цов, пе­ле­на­ми, за­клад­ка­ми, кай­ма­ми Бо­го­ро­дич­ной плащаницы.

Вто­рой год учит­ся в мас­тер­ской Бран­ка Вуи­чич из Черногории. За вто­рой се­местр учеб­но­го го­да, в ре­корд­ный срок, она вы­ши­ла за­пре­столь­ную пе­ле­ну для хра­ма св. му­че­ни­ка Стан­ко в Остроге. Это плат раз­ме­ром 50×70 см с изо­бра­же­ни­ем Спа­са Не­ру­ко­твор­но­го на уб­ру­се - од­ной из слож­ней­ших для ши­тья композиций. Бран­ка не толь­ко ис­пол­ни­ла всю тех­ни­че­скую часть ра­бо­ты, но и са­мо­стоя­тель­но про­ве­ла всю под­го­то­ви­тель­ную ра­бо­ту - сде­ла­ла про­рись и цвет­ной ма­кет бу­ду­щей вещи.

Кро­ме учеб­ных за­ня­тий и обыч­ных ра­бо­чих буд­ней в мас­тер­ской бы­ва­ют праздники. Это дни ро­ж­де­ния, име­ни­ны и дру­гие события. Боль­шое празд­не­ст­во бы­ло уст­рое­но си­ла­ми уча­щих­ся пер­во­го кур­са на свят­ках, с вик­то­ри­на­ми, кон­кур­са­ми и призами. Ведь в твор­че­ском кол­лек­ти­ве очень важ­но, что­бы лю­ди мог­ли не толь­ко ра­бо­тать бок о бок, но и по­лу­чать удо­воль­ст­вие от со­вме­ст­но­го отдыха.

На Свет­лой сед­ми­це за­ня­тий в мас­тер­ской нет, но мы все рав­но со­би­ра­ем­ся вме­сте, за празд­нич­ным столом. В этом го­ду мы под­ни­ма­лись на ко­ло­коль­ню и зво­ни­ли в колокола.

По­сле Пас­хи уча­щие­ся пер­во­го кур­са ез­ди­ли в Во­ло­гду, Ки­рил­лов и Ферапонтово. За два дня они ус­пе­ли по­бы­вать в Ки­рил­ло­-Б­ел­озе­рском, Го­риц­ком, Спа­со­-Пр­илу­цком мо­на­сты­рях, по­лю­бо­вать­ся фре­ска­ми Дио­ни­сия в Фе­ра­пон­то­во, оз­на­ко­мить­ся с кол­лек­ция­ми ши­тья и икон в му­зе­ях Ки­рил­ло­ва и Во­ло­год­ско­го кремля.

В се­ре­ди­не мая со­стоя­лась став­шая уже тра­ди­ци­он­ной двух­днев­ная по­езд­ка в Новгород. Но­че­ва­ли в Ху­тын­ском мо­на­сты­ре, там же от­стоя­ли все­нощ­ное бде­ние и вос­крес­ную ли­тур­гию, мно­гие спо­до­би­лись при­ча­ще­ния Св. Та­ин, друж­но про­шли кре­ст­ным ходом.

Мно­го вре­ме­ни про­ве­ли в му­зее, где ин­те­рес­ней­шую экс­кур­сию по за­лам ши­тья про­ве­ла для нас Еле­на Вла­ди­ми­ров­на Иг­на­ши­на, ав­тор экс­по­зи­ции и боль­шой зна­ток древ­не­рус­ско­го искусства. К со­жа­ле­нию, сей­час эта экс­по­зи­ция за­кры­лась в свя­зи с ре­мон­том Гра­но­ви­той па­ла­ты, так что нам очень по­вез­ло, что мы ус­пе­ли ее посмотреть. Мно­го вре­ме­ни про­ве­ли мы в за­лах му­зея, где вы­став­ле­на древ­не­рус­ская живопись.

Не­из­гла­ди­мое впе­чат­ле­ние ос­та­ви­ло по­се­ще­ние Нередицы. Как и в про­шлый раз, мы бы­ли там с Тать­я­ной Ана­толь­ев­ной Ро­маш­ке­вич, рес­тав­ра­то­ром, уди­ви­тель­ным че­ло­ве­ком, влюб­лен­ным в свое де­ло (см. стр. 72). Ко­гда по­сле воз­вра­ще­ния мы об­су­ж­да­ли по­езд­ку, ока­за­лось, что у мно­гих вы­зва­ло удив­ле­ние и вос­хи­ще­ние од­но и то же об­стоя­тель­ст­во: мы во­шли в храм и уви­де­ли прак­ти­че­ски го­лые стены. Кое­-где вид­ны ос­тат­ки по­лу­стер­шей­ся живописи. И всё… Но ко­гда Тать­я­на Ана­толь­ев­на на­ча­ла рас­ска­зы­вать, все изменилось. Мы вдруг уви­де­ли сце­ну Кре­ще­ния на юж­ной сте­не, а на за­пад­ной мо­ну­мен­таль­ную ком­по­зи­цию Страш­но­го Су­да, и ан­ге­ла, дер­жа­ще­го ве­сы, и ма­лень­кую об­на­жен­ную фи­гур­ку че­ло­ве­че­ской ду­ши, ожи­даю­щую ре­ше­ния сво­ей уча­сти, и сон­мы свя­ти­те­лей в ал­та­ре… Весь храм ока­зал­ся рас­пи­сан­ным! И про­изош­ло это бла­го­да­ря Тать­я­не Анатольевне. Та­кие встре­чи ос­тав­ля­ют в ду­ше глу­бо­кий след. Имен­но бла­го­да­ря та­ким лю­дям, в слож­ней­ших ус­ло­ви­ях про­дол­жаю­щих вос­ста­нав­ли­вать раз­ру­шен­ные па­мят­ни­ки, со­хра­ня­ет­ся культура. Фи­нан­си­ро­ва­ние рес­тав­ра­ции Не­ре­ди­цы дав­ны­м­-да­вно пре­кра­ще­но, со­б­ран­ные бу­к­валь­но по кро­хам фраг­мен­ты фре­сок (храм был взо­рван во вре­мя вой­ны) ждут сво­ей оче­ре­ди в рес­тав­ра­ци­он­ных мастерских. и горь­ким осад­ком ос­та­ет­ся дру­гое впе­чат­ле­ние: из церк­ви Спа­са на Не­ре­ди­це но­чью на­ка­ну­не на­ше­го по­се­ще­ния бы­ли ук­ра­де­ны рес­тав­ра­ци­он­ные ле­са…

По­след­ним пунк­том на­ше­го нов­го­род­ско­го пу­те­ше­ст­вия был Юрь­ев мо­на­стырь, где нас все­гда очень те­п­ло принимают. Од­на из со­труд­ниц мо­на­сты­ря, Юлия, уже тре­тий год учит­ся в на­шей шко­ле заочно. Ра­бо­ты в мо­на­сты­ре все­гда мно­го, воз­мож­ность прие­хать к нам вы­па­да­ет не час­то, все­го не­сколь­ко раз в год. Но го­ря­чее же­ла­ние и лю­бовь к вы­шив­ке со­вер­ша­ют чудо. Мы час­то взды­ха­ем: по­боль­ше бы нам та­ких при­леж­ных и спо­соб­ных уче­ни­ков… Ко­гда че­ло­век че­м­-то ув­ле­чен, это не мо­жет ос­та­вить рав­но­душ­ны­ми окружающих. и вот уже у Юлии поя­ви­лись в мо­на­сты­ре по­мощ­ни­ки, а бу­к­валь­но пе­ред на­шим при­ез­дом се­ст­рам бла­го­сло­ви­ли от­дель­ное по­ме­ще­ние под мастерскую. Так что цер­ков­ное ши­тье на­чи­на­ет воз­ро­ж­дать­ся и на нов­го­род­ской земле.

Во вре­мя на­ше­го пре­бы­ва­ния в Ху­ты­ни ту­да при­ез­жа­ли две дру­гие вы­ши­валь­щи­цы, Лия и Ири­на, оту­чив­шие­ся в про­шлом го­ду на крат­ко­сроч­ных лет­них курсах.

К нам в мас­тер­скую час­то при­ез­жа­ют лю­ди с же­ла­ни­ем че­му­-то научиться. И все­гда очень ра­до­ст­но, ко­гда труд пре­по­да­ва­те­лей не про­хо­дит да­ром, ко­гда спус­тя ка­кое­-то вре­мя ви­дишь пло­ды: вы­ши­тые с лю­бо­вью и ста­ра­ни­ем по­кров­цы, за­клад­ки и дру­гие бо­го­слу­жеб­ные вещи.

В мас­тер­ской час­то бы­ва­ют гости. При­хо­дят на­ши дру­зья, зна­ко­мые, коллеги. Ино­гда бы­ва­ют ино­стран­ные делегации. В мае мас­тер­скую по­се­тил кон­сул Гре­ции в Санк­т­-П­ете­рбу­рге.

Очень ра­ды мы бы­ли ви­деть у се­бя Ва­си­лия Гри­горь­е­ви­ча Пуц­ко, пре­крас­но­го зна­то­ка ви­зан­тий­ско­го, древ­не­рус­ско­го и за­пад­но­го искусства.

Дав­ние дру­же­ские от­но­ше­ния свя­зы­ва­ют нас с рес­тав­ра­торами тканей Рус­ско­го музея. В мар­те мы бы­ли у них в гостях. Ко­гда встре­ча­ешь­ся с еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми, вре­мя про­ле­та­ет незаметно. а ведь в рес­тав­ра­ци­он­ной мас­тер­ской есть еще воз­мож­ность не толь­ко рас­смот­реть вещь че­рез лу­пу, но и при­кос­нуть­ся к ней, за­гля­нуть на из­нан­ку, ощу­тить аро­мат вре­ме­ни… Для лю­бой вы­ши­валь­щи­цы та­кая воз­мож­ность бесценна. И вся­кий раз мы сно­ва убе­ж­да­ем­ся в том, что са­мое глав­ное в лю­бом де­ле - это все­-т­аки люди. За­ме­ча­тель­ные жен­щи­ны, пре­дан­ные сво­ему де­лу спе­циа­ли­сты, ру­ка­ми ко­то­рых сбе­ре­же­ны, а под­час и спа­се­ны от ги­бе­ли эти хруп­кие ве­щи, пе­ре­жив­шие ужу не од­ну сот­ню лет. Низ­кий им по­клон!

Ле­том в мас­тер­ской ти­хо… Но ра­бо­та идет ед­ва ли не на­пря­жен­ней, чем в учеб­ном году. Что­-то нуж­но за­кон­чить к Ус­пе­нию, что­-то под­го­то­вить к сле­дую­ще­му учеб­но­му году. Ведь столь­ко ин­те­рес­ных ра­бот, встреч и со­бы­тий еще впе­ре­ди!