Наш интернет-магазин «Корвана»: материалы для вышивки и рукоделия - korvana.ru

Вход для пользователей

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 5 гостей.

"неправославные" техники золотного шитья

Существует масса техник, швов в золотном шитье различных народов, например, оттенное золото, бухарское золотное шитье (например, тот же кандагарский шов). Вопрос к преподавателям мастерской :  допустимо ли в православной вышивке их использовать. Спасибо. 
Изображение пользователя Jelena.

Не думаю, что у меня есть право категорично судить о том, что допустимо, а что нет. Использование определенных техник --- это традиция, а не правило. В неком одиозном пособии по церковной вышивке я даже читала о том, что какие-то прикрепы являются "каноничными", и что их применение строго регламентировано. От таких ревнителей "канона" хочется бежать куда подальше...

В последнее время я часто "всматриваюсь" в произведения шитья второй половины XVI в. И все более прихожу к выводу, что это было чрезвычайно "революционное" время в истории шитья. Начинают применяться такие технические приемы, о которых раньше и слыхом не слыхивали! В первую очередь, конечно, я имею в виду мастерскую Старицких. Кажется, в Каталоге шитья на этом сайте кое-что представлено. В свое время Старицкие не побоялись заимствовать из китайской вышивки прием, которым шиты облачка (небесные сегменты, пространство вокруг символов евангелистов). Впервые тогда появились многоцветные прикрепы, которые сейчас почему-то называют "годуновскими". А чего стоят имитации роскошной парчи в одеждах предстоящих на плащаницах! Если технические приемы художественно обогащают произведение - что в этом плохого? Думаю, никому не придет в голову, что эти нововведения в шитье мастерской Старицких как-то повредили его "каноничности". Дух этих вещей - совершенно русский! Как и пелены "Крест с праздниками" Софьи Палеолог из ТСЛ (где вся поверхность доличного покрыта цветными крапинками, как в итальянских вышивках), как и пелены "Рождество Богоматери" из ГТГ (шитой сложным швом, который называется у нас "двойным восточным" или "южным", хотя это классический шов западноевропейской вышивки XV в.) Стиль произведения во многом определяется рисунком, прорисью. Кстати, знаменитая мастерская новгородского святителя Евфимия (вторая треть XV в.) стопроцентно повторяет технику той же европейской вышивки --- шитье гладью с переливом тонов. Однако "евфимиевский стиль" считается одной из вершин древнерусского шитья. Наверно потому, что главное - это то, что есть МЫ САМИ, ведь мы наполняем наши работы СОБОЙ...

Что касается техники "ор ню", или "оттененное золото", то у нее, безусловно, есть своя специфика. Средневековые западные вышивальщицы (или вышивальщики) работали в очень тесном контакте с художниками. Последние наносили рисунок на ткань очень подробно, цветными красками, что технически очень облегчало задачу вышивальщика. Эта техника настолько, в моем, например, сознании, связана с определенным стилем - вобщем-то, чуждым православной традиции,- что я не могу себе представить ее в наших работах. Тут нужен новый прорыв, новые Старицкие! В истории древнерусского шитья я знаю только один пример применения техники "ор ню" (и то, насколько я смогла разглядеть, - может, и ошибаюсь): это более старая часть плащаницы из Музеев Кремля (опубликована в Маясовском каталоге и в "Убрусе" № 4), там горки и саван как будто так шиты.

Картинки: http://ubrus.ru/node/258 

Приемы бухарского золотного шитья, как мне кажется, в орнаментальном применить - вообще нет проблем. А что такое кандагарский шов, я не знаю. Расскажете?

Вобщем, я думаю, главное - это чтоб КРАСИВО, чтоб смотреть и радоваться, и чтоб душа при этом славила Творца! 

 
Изображение пользователя 0льга.
Елена, как вы правы! Полностью с вами согласна! А то что вы говорите что мы наполняем свои работы собой, меня вот отругали когда я сказала на сайте примерно тоже, но ведь это неизбежно!!! Кстати про кандагарский шов тоже ничего не знаю, может Ольга расскажет нам?
 
Елена! Низкий Вам поклон за столь полный ответ.  По поводу кандагарского шва. Фотографии вставлять не умею, но описать попытаюсь, как я его шью сама. Любой прямоугольник(1-2 см) расчертить из угла в угол крест-накрест: Х. Вот так.  Теперь, закрепляя золотную нить например, в правом верхнем углу, от периферии к центру по часовой стрелке укладываем ее спиралью. Естественно, спираль получается не круглая, а прямоугольная, в добавок, с каждым витком уменьшающаяся. Прикрепы будут выстраиваться в прочерченную нами букву "Х" Когда мы почти дошли до центра, нить из этого центра выводим поверху в тот же угол, где мы ее вначале закрепляли. Причем, прикрепы ложатся поверх уже сделанных нами, когда спираль крутили. Следующий прямоугольник зашиваем так же, как предыдущий. Укладывать прямоугольники можно хоть полоской, хоть по кругу. Это кандагарский шов в 4 стежка. Если расчертить перед шитьем прямоугольник не только в виде буквы "Х", но поверх нарисовать еще и "+", получится К. шов в 8 стежков. Прямоугольник может быть как квадратом, так и самой чудной трапецией. Я пробовала даже по такому принципу и треугольник зашивать, и много-многоугольник. Пробуйте, экспериментируйте. Да, а серединку восточный народ закрывает либо денежкой, либо бусинкой, либо перед шитьем в центр зашивают цветную тряпочку. Наверное и канителинку можно. Интересно зашивать полумесяц: в центре его самый большой квадрат, а к кончикам в противоположные стороны все уменьшающиеся трапеции. Надеюсь, понятно объяснила. Я старалась.
 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Когда работа "наполняется собой", это происходит по нашей немощи. Сверхзадача любой работы церковного искусства - через художественные образы выразить во всей полноте православное учение. Поэтому выбирая новую технику, прежде всего надо задуматься, насколько эта техника соответствует богословскому смыслу выполняемой работы. Новаторство - удел большого мастерства. Тем, кто еще не достиг этого, именно канон дает гарантию того, что работа будет церковной. Следование канону можно понимать как смирение, вознаграждаемое большим творческим удовлетворением.

На мой взгляд неприемлемы для церковных работ - вышивка "крестиком", техника гобелена, машинная вышивка, шерстяные нитки.

 
Изображение пользователя romantaran.
"Наполнение собой" неизбежно, но если мы исполняем волю Божию, то оно будет благодатным, и в нем будет проявляться нечто большее, чем мы. В противном случае это будет лишь "наполнением" собственными страстями.
 
Изображение пользователя 0льга.
Вы правы, Роман, но я не знаю таких людей кто занимался бы церковной вышивкой без благословения и воли Божьей, это слишком трудоемко, а там уж кому сколько дано мастерства от Господа, не обессутьте. Вот например на сайте была потрясающая история про женщину, которая в жизни не вышивала, а батюшка сказал ей вышить плащаницу...
 
Изображение пользователя romantaran.
Ольга (которая автор темы), если Вы поместите предложенное здесь описание шва в своем дневнике, то сможете прикрепить и картинки. А я, в свою очередь, смогу включить Ваше сообщение в раздел по технике вышивки.
 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.
Если нас благословили на церковную работу, это обязывает трудиться над своей душой. Если сумеем отрешиться от "выражения себя", то актуальности современной жизни, проявившиеся в нашей работе, и будут волей Божией.
 
ольга морева -автор нового шва"мозаика". тем более,почему же мы должны отказываться от наработанного веками. к тому же в канонах швы не прописаны.
 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.
Православный канон не ограничивает творчество, поэтому в нем нет и никогда не было категорических запретов и мелочных предписаний. Это было бы слишком примитивно. Конкретные техники и швы должны отвечать богословскому содержанию, идее нашей работы. Какой шов выбрать - дело совести каждого из нас. Дерзать на авторство новых швов (!) в церковных работах - это слишком смело в наше время.
 
А.Кураев частенько о бабулечках упоминает,которые из церкви народ(особенно молодых)распугивает менторством не забитым знаниями,ханжеством. Некто на Вашем сайте не распугал ли тех кто не просто тусовался,а что-то знал или хотел узнать?
 
Изображение пользователя pev4ayaValentina.
Уважаемый Гость, а нельзя ли поподробнее о новом шве "мозаика" Ольги Моревой? Или ссылку, где он описан? Певчая Валентина
 
У нее патент на этот шов и все засекречено... А может быть все же есть ссылка (в чем сомневаюсь...)
 
увидеть его можно только на работах О. Моревой.Патент и т.д.Сведения почему то недоступны даже наследникам,снохе и сыну.Года 2 назад Светлана Морева говорила,что почти расшифровала .О результатах ,к сожалению,не знаю.
 

А не тот ли это шов, что в старом форуме мы обсуждали, очень напоминает домонгольский шов "на проем"...

Я видела ее работы с ликами, шитыми запатентованным швом. Очень напоминает старинный, домонгольский шов, который описывает матушка Марионилла.

 

 
Серьезно патент? или шутите? Можно же в патентной библиотеке посмотреть. Никто не запрещает пользоваться патентами, надо только ссылаться на его автора.
 

Люба, а где можно о домонгольском шве почитать?
Елена

 

У меня в конспекте есть... Рисунок и описание. Я перепишу на форум...

 
Изображение пользователя Jelena.

Думаю, это все же утка. Однако работ О. Моревой не видала. Да и не я одна!

 

Спаси Господи!
Я еще Люба не отчаялась оборо копеечки увидееть.
Как Ваша работа новая-вошли в новый режим?
Елена

 

А я видела работы Моревой и шов этот видела вживую. Она шила этим швом лики.
Лена, я всё помню... Сделаю обязательно (завтра).
Режим работы всё тот же... Надо сделать за один-два дня то, что вышивается неделю...

 

Спасибо, Люба!
Ну и как лики Моревой? Ваше резюме?

Елена

 

Всё такое миниатюрно-сувенирное, с народными элементами. А лики как тканые - горизонтальными стежками...
Иконы оформлены были для выставок - в большие багеты... У меня "особое" отношение к вышитым ИКОНАМ, совсем не такое, как в те времена.

 

Спасибо, Любаша. Тогда и не хочу смотреть.
Думаю и у меня "особое"отношение.

Елена

 
Изображение пользователя OlgaN.

Заинтересовалась посмотреть, вот статья О.Моревой, здесь немного видно иконы, это те самые?
http://www.pravoslavie.ru/jurn...

 

Её. У неё и в натуральном виде работы миниатюрные. Вот ещё: http://russiancerkov.narod.ru/...

 

Скорее всего нет, ведь она пищет о традиционных видов шитья.
Елена

 
Изображение пользователя Т а т ь я н а.

судя по фото с выставки -не очень и миниатюрные.
Жаль, что в большем размере не открываются

 
Изображение пользователя OlgaN.

Да, не рассмотреть ничего. Впрочем, вероятно, я и рассматривать бы особо не стала - вот только из-за этого шва (интересно, как он выглядит). А чисто эстетически - не на мой вкус, т.е. восторга или душевного трепета не вызывают. Даже жаль...

 

Да там паспарту в три раза больше самой вышивки... Когда она возила свои работы на выставку, кажется в Италию, то её попросили переоформить иконы - они, итальянцы, не привыкли к киотам - не воспринимают...

 

"Кирпичиком" смотрится шов.
А 10 лет назад я была в восторге от её работ.. и учиться пошла, наверное, только поэтому...

 
Изображение пользователя OlgaN.

Вероятно, со вкусом у меня проблемы, но тут уж ничего не поделаешь - или отзовется сердце, или нет. Техника - одно, а желание глядеть и ненаглядеться - другое.

 

Оля, это нормальное явление-рост!
Сейчас ты выросла из кирпичика, а тогда было открытие.
До Убруса я разглядывала иконы крестиком!
Елена

 
Изображение пользователя irbriling.

У меня сохранился проспект:к давнишней выставки Моревой, я его перенесла в свой альбом, чтобы показать его по ссылке http://fotki.yandex.ru/users/i...

 
Изображение пользователя OlgaN.

Лена, ты обо мне слишком хорошего мнения, судя по всему, из "кирпичика" (в любом понимании) я еще не выросла! В "кирпичик" (шов) - мне еще расти предстоит. :)

 
Изображение пользователя OlgaN.

Ирина, спаси Бог!
Мне понравилась икона прп. Сергия. Цвета резковаты, кажется. "Кирпичик", ИМХО, наоборот, мешает восприятию. Впрочем, не специалисту, кажется, лучше не иметь собственного мнения, оно м.б. ошибочным (только ощущения).

 
Изображение пользователя irbriling.

Работы Ольги Моревой производят впечатление серьезное -как иконы, как святыни. Это , конечно, сильный мастер.Я, конечно, пусть даже из спортивного интереса, пыталась угадать, как шьется лик, но ничего не получилось.Но в конце концов, дело ведь не в этом наразгаданном нами шве. Кстати, на выставке были её работы , шитые привычным нам швом в раскол. Но потом у нее сложился свой особый почерк и как у художника, и как у вышивальщицы. Я бы хотела бы посмотреть бы ещё разочек ее работы, жаль негде.

 
Изображение пользователя Elen.

Да, интересно посмотреть эту технику поближе.
Хотя совсем не понимаю, зачем засекречивать технику шва, неужели это принесло уж такие большие деньги?
Я когда-то давно была на выставке вышитых икон, лики как раз похожи были по вашим описаниям. Не помню имени автора, она там присутствовала. У нее немножко заметен дефект позвоночника типа горбика, невысокого роста, милая женщина. Я спосила ее о технике ликов, она тоже сказала, что собственного изобретения. Вот жаль, не помню имени, она это или нет.

 
Изображение пользователя irbriling.

Я бы сказала, что шов этот таинственный похож не на кирпичики, а на плетение, как шов Елены Волошанки.Ниточки ныряют и выныривают, кажется, под прямыми углами.А между ними в серединке- получается прямоугольничек, или, если хотите, кирпичик.Весь фокус в том, что швы эти очень ловко изгибаются по форме ,и плетение это не нарушает строя.Тут уж, действительно, нужно знакомиться с патентом, кто желает.Нужен герой-исследователь.

 
Изображение пользователя OlgaN.

Ужасно жаль, что нельзя рассмотреть! Не корысти ради, а из стажерского интересу!
Такие вещи нужно рассматривать, чтобы оценить по достоинству. Вы, Ирина, так заманчиво описали...

 

Она... Я тоже удивляюсь секрету этому.

 
Изображение пользователя Т а т ь я н а.

если внимательно рассмотреть близко, а потом попробовать несколько вариантов шитья- один обязательно окажется верным.
Реставраторы ведь тоже секретов у древних не выпытывали - просто смотрели внимательно и пытались повторять. что один человек сделал руками - другой тоже сможет.
а на фото мне иконы не очень приглянулись:-(