Наш интернет-магазин «Корвана»: материалы для вышивки и рукоделия - korvana.ru

Вход для пользователей

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 7 гостей.

Прорись - стиль - техника шитья

Изображение пользователя Grach.
Елена здравствуйте!По поводу прорисей,мне кажется,что надо сначала выбрать технику вышивки,а потом выбирать прорись.Если посмотреть каталог "Шитье Древней Руси" в собрании Загорского музея 1983г.,то там видно,что работы до 16в.вышиты шелком,более поздние работы шьются уже пряденым золотом и серебром в прикреп,кроме личного.Опять же личное шьется с притенением с 16в.На ранних работах притенения нет.По видимому техника вышивки напрямую зависит от техники написания икон,то есть они должны относиться к одному времени.Неправильно будет ,если взять прорись 14-15веков, а вышивать в стиле 17в.(все золотом с прикрепами),что вы по этому поводу думаете?
Изображение пользователя Jelena.

Вопрос, который Вы задаете, очень серьезный. Это один из главных вопросов современного церковного шитья.

Можно ли шить образ по прориси, снятой с иконы 15 в. в технике 17 в.?

Думаю, разные мастера ответят на этот вопрос по-разному. Я могу лишь высказать свою точку зрения и попытаться ее обосновать.

Думаю, что можно. Потому что я считаю, что шить в стиле какой-то определенной эпохи - это неверный путь. Т. е. мы вообще не идем по пути стилизации. То, что мы сейчас создаем, - это шитье 21 века. Потому что мы живем в 21 веке. Потому что мы не можем  думать и чувствовать так, как думали и чувствовали мастерицы 15 или 17 века. Это данность, и изменить ее нельзя... По-моему, заявление о том, что современные мастерицы занимаются древнерусским шитьем звучит абсурдно: древнерусское шитье - это шитье, сделанное в эпоху Древней Руси. А мне даже такие анекдотические варианты встречались: "византийская плащаница современной работы".

Именно поэтому в нашей мастерской мы совершенно не пользуемся такой формой обучения, как копии старых образцов в материале. Ни разу в жизни мне не довелось увидеть копию древнего шитья, которая не проигрывала бы по всем пунктам в сравнении с той вещью, "копией" которой она является. Все древние вещи очень живые. При этом в процессе своей многовековой жизни они довольно сильно изменились, ведь наш "трепетный" материал очень подвержен всевозможным воздействиям!

И первый вопрос, стоящий перед копиистом - что же, собственно, он собирается копировать? То состояние, в котором выбранный памятник шитья находится в данный конкретный момент времени? Или попытаться воссоздать облик вещи на тот момент, когда она вышла из рук создательницы лет 300-500 назад? Если идти по первому пути, то нужно повторить в современном шитье все деформации, которым время подвергло прекрасную когда-то вещь... Но не стоит забывать, что это не есть шитье ради шитья, ведь, даже делая копию, мы все же вышиваем священное изображение - Икону. 

Попытка же как-то "подправить" свою копию древнего памятника приводит, как правило, к тому, что современная вышивка, не обладая очарованием оригинала, выглядит засушенной и мертвой. Я бы сказала, "мертворожденной".

Однако это ни в коей мере не отрицает первостепенного значения внимательного изучения памятников древнерусского шитья, и именно с точки зрения того, КАК это сделано. Мы в нашей мастерской нашли, как мне кажется, оптимальный способ такого изучения. Я называю это АНАЛИТИЧЕСКОЕ КОПИРОВАНИЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПАМЯТНИКА. Вторая часть этой работы - Тех. описание - напоминает музейную работу по каталожному описанию вещей. Первая же часть - практическая - предполоагает изготовление копии шитой вещи, но не в материале, а на бумаге.

Эта работа состоит  из нескольких последовательно выполняемых заданий: 1. снять прорись с памятника шитья, причем максимально точно попытаться передать ее пропорциональную толщину и характер. 2. выявить область притенения (речь идет об аналитической копии шитья лика). 3. составить схему направления стежков на притенении и на части, зашитой основным тоном. 4. Особенности (например, выделение другим цветом белков глаз или уст).

Вот для примера образец такой работы с одним из ликов на плащанице 1565 г. вклада Старицких в Кирилло-Белозерский монастырь (ГРМ): 

http://ubrus.ru/files/pictures/DSCN9471_small.jpg

Работая таким образом с памятниками древнего шитья, мы заметили, что  стали видеть гораздо больше, чем при каком бы то ни было внимательном осмотре этих вещей. Я считаю, что такого копирования, основанного на анализе, вполне достаточно для обучения. Во-первых, потому что таких заданий, в отличие от повторения в материале, т. е. вышивания, можно сделать много. Во-вторых, таким образом мы избегаем создания никому не нужных предметов - посредственных копий старых оригиналов.

Возвращаясь к Вашему вопросу о соответствии стиля прориси и техники шитья, хотелось бы заметить, что, несмотря на то, что шитье 17 в. безусловно отличается по стилю от предметов более ранних, с технической точки зрения никаких новшеств в нем нет. Прекрасные образцы личного шитья по форме, с притенениями, видим в древнейших сохранившихся византийских памятниках - Панагудской плащанице, воздухе "Евхаристия" в Хиландаре, охридском "Распятии". Кстати, доличное там шито золотом "в прикреп", а фоны на двух из вышеназванных памятников также зашиты металлической нитью.  Столь же рано используется в шитье и скань. Так что я не вижу причин ограничивать себя в выборе техники, ссылаясь на стиль прориси.

Но ограничивать себя, безусловно, надо, только руководствоваться надо иными принципами. Повторюсь: мы не стремимся к стилизации. Не думаю, что глядя на наши работы, можно классифицировать их как подражание той или иной эпохе. В арсенале современной вышивальщицы весь спектр приемов и технических решений, разработанных за шесть прошедших веков в русском церковном шитье. Применение же и сочетание их должно быть основано на скрупулезном изучении той богатейшей традиции вышивки, наследниками которой мы являемся.Embarassed

 

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.
Елена, спасибо Вам большое за развернутый ответ ! Полностью согласна с Вашим подходом к работе, потому мне и нравятся работы "Убруса". Четкий ответ на проблемы, которые возникают и обдумываются в любительском одиночестве.
 
Изображение пользователя Grach.
Елена большое спасибо за столь подробный ответ и за картинку.Лучше один раз увидеть.Теперь мне понятно с чего надо начинать вышивку.Вот вам и еще одна тема для журнала,может быть напечатаете в одном из номеров  прориси,на которых покажете направление стежков.Шить хочется,но не хочется,как вы правильно заметили создавать никому не нужные посредственные копии старых оригиналов. Будем учиться.   Татьяна.
 
Изображение пользователя Татьяна.
Елена, спасибо Вам огромное!!! Вы даже не представляете, какую неоценимую помощь нам оказываете, все тем, которые собирают какие-то знания и умения по крупицам!!! 
 
Изображение пользователя Grach.
Вот видете Елена,как нам нужна страничка в журнале "Рекомендации по овладению техникой лицевого шитья".Будем вам очень признательны,если вы через журнал будете нас учить.
 
"выглядит засушенной и мертвой". Это, мне кажется, уже духовная проблема современного шитья (не только шитья, между прочим, но и иконописи), ведь не только некоторые копии так выглядят, но и авторские произведения, да и еще в колористическом и композиционном решении очень слабые. Вырастить настоящего художника, даже из талантливого человека не так просто, для подготовки специалиста, способного создавать шедевры, одного копирования памятников, каким бы оно не было, в материале или на бумаге (на бумаге легче скопировать, поэтому уровень мастерства, мне кажется будет ниже)недостаточно. Однако, Ваша идея, Елена, уделять достаточно времени на копирование на бумаге, ценна и интересна. Я правильно поняла, Вы говорите о цветовых копиях? или техническом рисунке. У нас есть и то и другое, но, наверное, стоит увеличить часы, не знаю только как наши студенты это выдержат. А может и нет смысла, каждый ведь все равно делает в меру своего дарования, да и каждый художник, вошедший в мировую историю, в течении своей жизни рос и этот рост отражался в его произведениях. Так происходит с каждым, меня ужасают мои ранние студенческие работы и эскизы, в момент создания казавшиеся мне шедеврами... А проблема бездуховности современных работ очень серьезная, больно порой бывает, есть ли выход?... "покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче..."
 
Изображение пользователя Grach.
Мы столько лет жили в бездуховном мире,откуда возьмется духовность,если ее с детства никто не прививал.Но это не значит,что ее и не будет.Господь терпелив и все наши потуги он видит.А сейчас мне кажется появляются стремления наполнить душу духовностью,маленькие росточки и надо их не растоптать,а взлелеить,чтобы они окрепли и дали поросль.Да наши работы несовершенны,мы многое не знаем ,не умеем,но мы хотим учиться.А это большой плюс,это значит,что мы можем изменить себя и свох близких,изменить окружающий нас мир.Думаю Господь поможет нам в этом.Перед шитьем и во время шитья я читаю молитвы и прошу Господа помочь мне.Нельзя зарывать талант-это грех,надо его приумнажать.Господь помогает тем кто трудится.     "Преблагий Господи ниспосли нам благодать Духа Твоего Святого,дарствующаго смысл и укрепляющаго душевные наши силы,дабы внимая преподаваемому нам учению,возросли мы Тебе нашему Создателю во славу,родителям же нашим на утешение,Церкви и Отечеству на пользу"- молитва,которую читают перед учением.После учения читают:"Благодарим Тебе ,Создателю,яко сподобил нас благодати Твоея,во внимати учению.Благослови наших учетилей,начальников,родителей,ведущих нас к познанию блага и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего."       Всем ,кто встал на этот нелегкий путь желаю,чтобы Господь дал вам силу и крепость продолжать учиться лицевому шитью и достичь тех высот в творчестве,которые Господь отмерил вам! Помогай вам Господи!
 
Изображение пользователя Grach.
Господь каждому дает талант и наша с вами задача разгядеть  в себе,в своем ближнем этот Божий дар.Помочь себе и своему ближнему развить его и приумножить.Кому много дается, с того много спросится.Давайте друг у друга учиться,давайте помогать друг другу.Ведь кому надо возрождать духовность.Душа так устала томиться в темнице,поможем ей обрести силу Духа и воспарить к Свету.   "....Выведи  из темнице душу мою,чтобы мне славить имя Твое.Вокруг меня соберутся праведные,когда Ты явишь мне благодеяние."- псалом 141.
 
Изображение пользователя Татьяна.
Спаси Вас, Господь, дорогая добрая, мудрая и светлая Татьяна, тезка моя! Подписываюсь под каждым Вашим словом и желаю всяческих успехов Вам и всем, кто занимается этой прекрасной деятельностью на благо Церкви!
 

Елена Юрьевна,
страничка с копийной работой не работает.
Можно как-то еще увидеть бумажную копию ваших учеников по образцам древнерусского шитья?
Хочеться знать, как правильно изучать лицевое шитье.
Елена

 
Изображение пользователя Jelena.

К сожалению, большое кол-во фотографий аналит. копий, выполненных учащимися, сгорело вместе с моим прежним компьютером. Но примерно так:

 
Изображение пользователя OlgaN.

Спасибо!
(уже даже неудобно так часто радоваться и удивляться, но - здорово!)
До некоторых некоторые простые вещи доходят только, если они их посмотрят и даже пощупают... (а потом попробуют повторить)

 

Очень ценная работа, сразу понятно, как ложить стежки на мужском лике. Как жаль, что все утеряно...Елена Юрьевна, а в следующем выпуске "Убруса" еще не будет материалов о лицевом шитье?

 
Изображение пользователя Jelena.

Мы хотим все дать последовательно. Поэтому пока нет. К тому же я прочитала свой развернутый ответ и очень удивилась, что когда-то у меня было время на это... Сейчас все несколько изменилось!

 

Спасибо.
Елена

 
Изображение пользователя Лия.

Вытащила старую, но актуальную тему. smiley

Цитата: "В XIX веке материалы для церковного шитья стали имитационными, дешёвыми, промышленного производства. Вышивка превратилась в промысел. Стали применяться не свойственные древнему шитью материалы – нити мулине и синель, золотные сетки, техники – художественная гладь, вышивка крестом, аппликация; отделки – бахрома, кисти.
Святейший Синод предпринимал безуспешные попытки бороться с обмирщением церковных облачений.
На рубеже XIX–XX веков в церковных облачениях появились древнерусские и византийские мотивы. Предпринимались попытки возродить лицевое шитьё мастерскими княгини М.К.Тенишевой и Марфо-Мариинской обители. Известны работы, выполненные в технике лицевого шитья, святых новомучениц: Государыни Императрицы Александры Фёдоровны и Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны". 
Взято здесь.