Наш интернет-магазин «Корвана»: материалы для вышивки и рукоделия - korvana.ru

Вход для пользователей

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 9 гостей.

О талантах и иконописи

 

 


СЛОВА Иже во святых отца нашего Иоанна Архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского


О талантах и иконописи
Ioan Shanhajskij


Господь произнес притчу о том, как
хозяин раздал таланты своим рабам со
образуясь со способностями каждого.
По прошествии
Ioan Shanhajskijнекоторого времени он потребовал от них отчета и наградил
тех, кто заработа
ли столько же, сколько получили. Но того, кто ничего
не делал, и принес только полученный им талант, он подверг строгому
наказанию. Хозяин тот — Господь Бог, таланты — Его дарования, рабы —
люди. Дает Господь дарования духовные, дает отдельным людям, дает и
целым народам.

До пришествия Христа, словеса Божии были
вверены Израилю. Когда
заколебался Израиль в вере, когда стала падать
Иудея, воззвал пророк Варух, ученик пророка Иеремии: «Сия книга
повелений Божиих и закон, пребывающий во век. Все держащиеся ее будут
жить, а оставляющие ее умрут. Обратись, Иаков, возьми ее, ходи при
сиянии света ее! Не отдавай другому сла
вы твоей и полезного для тебя
чужому народу. Счастливы мы, что мы знаем, что благоугодно Богу.»
(Варух 4:1-4).

Однако Израиль не пребыл в завете Божием, и,
отвергшись Сына Божиего, отпал от Бога. Господь основал новозаветную
церковь Свою в которую вошли многие бывшие языческие народы. Особой
хранительницей православия, после победы христианства над язычеством,
стала Византия, в которой Вселенские Соборы и
святые отцы Церкви
установили точное изложение догматов веры и православное учение.

После же падения Византии, православная вера
наиболее хранилась русским народом, к тому времени уже вполне впитавшем
ее в себя. Народный быт и государственные законы, обычаи, все имело в
своей основе веру православную или согласовалось с ней. Одним из
олицетворений православной веры являются наши храмы и ими покрыта была
вся Русская зе
мля.

Сам храм есть уже изображение невидимой
вселе
нской Церкви, о которой мы говорим в Символе веры: «Во единую,
святую, соборную и апостольскую Церковь». Посему и называются наши
храмы церквями. Возвышающийся над церковью купол указывает нам
устремление к небу и напоминает нам о небесных сводах, под коими
возносится наша молитва к Богу. Он напоминает нам небо невидимое,
горнее царство Божие.

Храмы украшаются иконами. Иконы — не простое
изображение какого-нибудь лица или события. Икона есть символ
невидимого. Если видим нам внешний облик Христа, Его угодников, то
икона должна изображать и их внутренний Облик — их святость. Даже
светские изображения часто олицетворяют нам ту или иную идею. Возьмем
например известный памятник Петра Великого в Петрограде, где он
изображен на коне, высоко поднявшего своего всадника, что изображает
насколько высоко он поднял Россию во многих отношениях. Многие другие
памятники изображают ту или иную идею. Если так в искусстве светском,
тем более должно быть тоже в духовном, где изображается высшее,
небесное, духовное.

Икона не есть портрет; портрет изображает
только земной облик человека, икона же изображает и внутренне
е его
состояние. Даже если изобразить только внеш
ний облик, — в разные
моменты изображения будут все различными. Блаженнейший митрополит
Анастасий рассказывал, как будучи студентом духовной Академии, он с
другими своими сверстниками был в Кронштадте на богослужениях
праведного отца Иоанна. И когда отец Иоанн заканчивал литургию вид у
него был светло озаренный, словно у Моисея, когда он сходил с горы
Синайской. Через некоторое время отец Иоанн принимал их у себя в келье
и был, как обычный человек. Да и Сам Господь наш Иисус Христос однажды
показал нам Свою Божественную славу на горе Фаворе, а в остальное время
Он казался обычным человеком, и люди удивлялись откуда у Него такая
сила и чудеса.

Икона должна изображать не только внешнее, но
и внутреннюю жизнь, святость и близость к небу. Главным образом это
изображается в лике и его взгляде, а в соответствии тому должна
писаться и остальная часть иконы. На изображение состояния духа,
скрытого под плотию и направлялось все внимание наших православных
иконописцев. Чем лучше это удавалось, тем лучше являлась икона. Часто
бывали при том недостатки изображения тех или иных частей тела, не
потому что это делалось сознательно иконописцами, а потому что
достижение главной цели не всегда дозволяло им обратить достаточно
внимания на второстепенные стороны. Впрочем если даже делать обычные
снимки, особенно неожиданные, то несомненно на многих бы получились
неестественные положения тел человеческих, которые мы обычно не
замечаем.

Нельзя написать икону, только изобразив
внешний облик тела, но на ней должны отображаться невидимые подвиги и
сиять небесная слава. Это в совершенстве может сделать тот, кто сам
живет духовной жизнью, и кому понятны и близки жития святых. Посему
наши древние иконописцы всегда то делали и подготовлялись к тому постом
и молитвой. Многим так написанным иконам Господь дал чудотворную силу.

Конечно, каждая икона после освящения должна
почитаться и к ней нельзя относиться пренебрежительно и непочтительно,
почему мы воздержимся от обсуждений об иконах уже стоящих в храмах, но
всегда стремиться должны мы к лучшему, а, самое главное, не столько
обращать внимание на внешнюю красоту икон, сколько на их духовность.
Иконы же явно неудовлетворяющие требования православной иконописи
нельзя ставить в храмах и даже иногда в домах.

Икону могут писать не все обладающие
искусством и способностью к писанию. Часто настроение того, кто пишет
икону, и желание послужить Богу имеет больше значения, чем само
искусство писания. После Петра Великого в России, вместе с тем хорошим,
что принесено с запада, вошло и многое новое, чуждое православному духу
влияние, которому подпала значительная часть образованного русского
класса, внося в творения их многие неполезные, нехорошие новшества.
Частично это отразилось и в иконописи. Вместо подражания древне русским
иконописцам, стало господствовать подражание чуждым православию
художникам запада. Новые изображения хотя и были очень красивыми, но не
соответствовали духу иконописи. Чуждый православию дух стал внедряться
в России и постепенно расшатал ее.

К нам сейчас обращены слова пророка: «Не
отдавай другому славы твоей, и полезного для тебя чужому народу». Как в
жизни, так и в церковных обычаях мы должны вернуться к тем твердым и
чистым основам, на которых строилась и держалась Россия. Отображением
их является и наша иконопись. Не в чуждом для православия духе должны
писаться иконы для наших храмов. Неверно думают те, кто утверждают, что
православные иконы должны обязательно писаться темными красками и с
неестественным положением тела. Древние иконы писались яркими светлыми
красками и со временем стали темными, от времени и насевшей веками
пыли. Но вместе с тем надо помнить, что действительно многие святые
были смуглыми, проводя жизнь свою в жарких пустынях, и что
действительно у многих тела были истощены многолетними подвигами.
Славились они не земной, а небесной красотой. Да помогут они своими
молитвами, чтобы наши храмы были отображением небесной славы, а паства
наша объединилась в искании царства Божия и, как своим храмом, так и
жизнью проповедывала истину православия.

Изображение пользователя Князева Ольга.

Спасибо!

 
Изображение пользователя marinamarskaya.

Спасибо, вот еще,  в дополнение к сказанному, статья архимандрита Луки, Заведующего Иконописной школой, отделением которой является наша небольшая мастерская лицевого шитья,:

http://www.mpda.ru/site_pub/20...

 
Изображение пользователя Marusya.

Леночка, извините, что не в тему. Я конечно тебя поздравляю, но куда ты поступила, можно поподробнее?

 

Мариночка, спасибо большое!

Я поменяла страну, язык разговора, а теперь и профессию. Буду учиться на мед.работника.

Вот такое поворот судьбы-дизайнер изделий из кожи, юрист, теперь медик...  Хочется "пустить Господа " в свою жизнь, в каждый день, может час, работать очень хочу в больнице. Пока это общее направлени, специализация позже. Бог даст-акушером стану .Да, учеба комбинированная, вечерно-заочная, немного по-другому здесь.Кстати акушер и гениколог здесь разные вещи.

Роман, прошу прощение за офтоп.

Елена

 
Изображение пользователя Marusya.

Я тоже извиняюсь за оффтоп, но очень хочется высказать свою за тебя радость, Леночка!  Пути Господни не исповедимы! Бог нами управляет, дает полезные нам возможности.

 
Изображение пользователя Князева Ольга.

Дай Бог Вам сил и терпения.

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Успехов в учебе !

 

Спасибо!

Елена

 
Изображение пользователя Татьяна.

Простите, но зачем же в каждой теме рекламу-то давать?  Как-то уж слишком назойливо все это.

 
Изображение пользователя pev4ayaValentina.

Танечка, я наконец-то воспользовалась кнопкой Лишнее, и призываю сестер сделать так же.

 

Я пропустила, что было-то?

Елена

 
Изображение пользователя Marusya.
Radi пишет:

Я пропустила, что было-то?

Елена

Услуги интернет-иагазина, где "дома нет никого"Wink

 
Изображение пользователя Grach.

Хочу немного добавить.Господь Бог - Творец, сотворил весь мир из ничего словом( И сказал, и стало).Человек в плане творчества подобен Господу, только он уже творит из материи.Цель творчества человека найти в мире красоту,добро,истину все это выразить через свое творчество и донести людям.Красота, добро, истина это проявление Бога в нашем мире.Господь свят и все дела Его святы.Чтобы все эту святость передать людям через свое творчество человек-творец сам должен быть свят и стремиться к этому.

Игнатий Брячанинов сказал:" Когда таланту усвоится Евангельский характер,тогда художник озаряется вдохновением свыше,только тогда он может говорить свято,петь свято,живописать свято". Получается - чем чище человек,чем выше его духовная жизнь,тем выше и духовнее будет его творчество,тем ярче в нем будут светить истина, добро и красота.

" Люди, одаренные по природе талантом, не понимают для чего им дан этот дар(Господом)- говорит Иг.Брянчанинов - зло так замаскировано в природе,особенно в человеке,что болезненное наслаждение им очаровывает юного художника и он предается лжи,прикрытой личиной истинного, со всей горячностью сердца."  Добро и зло перемешаны в этом мире.Все свои страсти и грехи ,все уродство своей души художник неизбежно привносит в свои произведения и через них передает другим людям - зрителям,читателям,слушателям.

По словам святых отцов таланты даны человеку для прославления Бога.

Святой преподобный Серафим Саровский сказал, что смысл жизни человека - стяжать Дух Святый.Почему?

Апостол Павел говорит: " Дары различны,но Дух один и тот же... Одному дается Духом слово мудрости,другому слово знания, тем же Духом; иному вера...иному дары исцелений... иному  чудотворения,иному пророчество,иному различие духов, иному разные языки, иному истолкование языков.( 1 Кор.12,4, 8-10)".

Все наши таланты,способности не наши, а дарованы нам Богом через Духа Святаго.Даров может быть множество,а Дух Святый один. В ком живет Дух Святый, у того и творения святы и одухотворены, как например работы Анд.Рублева.В ком нет Духа Святого, у того  и работы посредственны,если не сказать уродливы.