Наш интернет-магазин «Корвана»: материалы для вышивки и рукоделия - korvana.ru

Вход для пользователей

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 5 гостей.

Литературные восторги

Изображение пользователя Мария_Qлыбина.

Хочу процитировать одну главу романа Дмитрия Балашова «Симеон Гордый»
Книга эта четвертая в серии произведений посвященных московским князьям и возвышению московского княжества в XIV веке.
Очень сильное впечатление оставляют во мне эти книги. Сложно ожидать от исторических романов, такой цельной передачи исторических закономерностей, гармонии языка с необходимой долей архаичности, но без лубка. Объемная картина, яркая атмосфера быта, русского уклада и нравственных мотиваций наших предков.
Кроме того, на мою вышивальную душу бальзамом льются многоразличные опашни и кики, аксамиты, зендяни и камки, разнообразные рукодельные подробности женской жизни. Как живая предстает трагическая фигура Марии Тверской, третьей супруги князя Симеона Ивановича, которую мы вспоминаем, глядя на завораживающе прекрасный воздух ее работы в московском Историческом музее.
От души рекомендую почитать книги этого автора тем, кто еще с ним не знаком. Возможно, начать лучше с относительно небольшой повести «Похвала Сергию Радонежскому». Найти эту и другие книги Балашова можно тут:
http://lib.ru/HIST/BALASHOW/
Далее цитата:
Ото всей многочисленной дружины иконописцев князя сожидали четверо
старших мастеров: Захария, Иосиф, Наколай и Денис. Захария был сив, в
курчавой бороде угодника Николы, жилист и прям. Иосиф и Николай чуть
помоложе, первый - мягче, второй - задорнее, и видом Николай больше
смахивал на плотника-древоделю, чем на мастера иконного письма. Денис был
отличен ото всех - худ, тонок лицом, с большими надмирными глазами инока и
долгими перстами тревожных рук. Отказавшийся от вина и за всю встречу
изронивший всего слова два, он, однако, и выражением глаз и беглою улыбкою
тайного понимания тотчас пришел по душе князю, почуявшему в молчаливом
иконном мастере родственную породу ума.
Иконные мастеры неумело поклонились князю. Симеон и сам сперва
дичился, не ведая, о чем толковать с изографами? По счастью, Захария
тотчас повел речь о нуждах ремесла: извести, красках, яйце, хоромах и
коште мастерам, поденной плате и прочем, о чем уже уряжали с боярами, но
старейшине иконников, как понял Симеон, хотелось услышать подтверждение
договоренного из уст самого князя.
- Известь смотрели! Добра. Краску тереть почнем нынче ж! - подал
голос Николай. - А с весны, как отеплеет, и за кисти!
- Подмостья надоть поставить в черквы! - сказал Иосиф, и слово
«черква» тотчас обличило в нем выходца из Великого Новгорода.
Симеон повелел мастерам сесть на лавку. (Не любил, хоть то и
полагалось по чину, когда перед ним, сидящим, стояли люди в преклонных
летах, кто ни буди - боярин или смерд.) Слуге приказал обнести иконописцев
чарою. Мастера оживились, разговор потек свободнее, и уже под обличьем
просителя-смерда проглянуло в Захарии затаенное - талан и гордость
мастера, неотлучная от знания тайн непростого своего ремесла.
- Како бают филозофы? - спрашивал Захарья, рубя ладонью воздух, и сам
же отвечал, ероша свою и без того путаную бороду. - Есть личина, харя, вон
в коих кудесят на Святках, есть лицо, какое у кажного из нас, - все ж таки
по образу и подобию! И есть лик, высшее! Образ Божий! В коем явлена горняя
правда, токмо воплощенная в земном!
- Инобытие! - негромко подсказал Денис.
- Вот, вот! Инобытие! Слыхал, княже, про ересь иконоборческую в
Цареграде? То в древних книгах писано! Постой! - отодвинул Захария локтем
Иосифа. - Князь, он много знат, а того, что я ведаю в реместве своем, не
постиг! Верно баю? Поди, кисть в руки не брал, сколь пива с яйцом мешать,
не знашь и того? Ну! А ты не замай! На то и мастеры, чтобы свое знатье
иметь! То бы и мы не надобны были!
Захарья расшумелся не в шутку и, похоже, не от выпитого вина, а вошел
в задор, когда знатцу уже все одно, боярин ли, сам князь перед ним, - а
вера высказать свое, кровное. Симеон знал это чувство и потому не прерывал
изографа, даже слегка любуясь буйным стариком.
- Што есть икона? - кричал Захарья. - Окно в инобытие! Не память, а
лик отверстый! Так надобно писать, чтобы надмирно, яко от Господа самого!
Яко свет исходящ! Во фрягах ныне почали ближе к земному, к телесному, Деву
Марию яко каку ни то Марью портомойницу пишут, оттого - еретики! У нас не
так! Строго! Яко святой Лука, евангелист, писал, тем побытом и мы, русские
мастеры! И у греков ныне не так!
- Греков ты не замай, однако! - перебил Захарью Николай. - По
цареградскому канону пишем угодников и доднесь...
- Ты зрел?! Можешь враз отличить суздальское письмо от тверского? Ну!
А я примолвлю: в Новом Городи так, а во Плескове инако пишут, и в
Смоленске опять свое, и на Москве! Почитай, в кажном гради стольном свой
пошиб! А у греков высоко, но мертво, как-то сурово... Грубо у их!
- Возвышенно и строго, но хладно! - вновь подсказал Денис.
- Ну, то-то! То же да на друго и выходит! Теперича - как писать? Вот
хошь младеня Христа! Лоб должон быть велик, яко у дитяти рано рожденного;
уста, нос - ищо детски суть, а лоб высок и здесь - выпукло, якоже и у
смыслена мужа. И глаза велики, и тут, в подглазьях, яко у старца, надлежит
прописать, дабы скорбь была! Оттоле глядит! Из бездонного! На мир! На все
грехи наши!
- Бесконечная мудрость! - вновь подал свой негромкий голос Денис.
- Вота, вот! - Захарья полуобернул к Денису косматый свой лик, поднял
корявый перст, как бы призывая собрата в свидетели. - Без туги мудр!
Твердыня мира, словом! А Богоматерь? В ей переже девство надо писать! Шею
округлу, упругу, лик овален, удлинен, губы юны и рот собран, не распущен,
тово, как у ентих, полоротых, верхня губа с мыском, яко девственнице
надлежит... Но и строгость в ей! Нос тонок, прям, с горбиною, крылья
собраны тож, а брови высоки - дабы мысль была! И воля, и норов! Потому -
Матерь Божия! А глаза велики и тоже яко и стары, от созерцания зла и
всякой печали, в коей мы по всяк день ни к кому иному, а к ей прежде
прочих святых прибегаем, к Богоматери! И тоже свет неотмирный, надмирный
свет от Нее!
А коли святой - Никола Угодник, к примеру - тута прежде всего усилие
мысли в ем! Из людей же он, спервоначалу-то! И штобы зраком - пронзал!
Значит, лоб так вот, на две половины пропиши и тута складку, тово, и глаза
штоб не прямо, а с движением - озирает мир! И лик сухо надобно писать,
резко таково - старец! И все плотское отверг! Словом, лик надобно писать,
не лицо, то, что светит, что свыше! Яко у святых от лица огнь исходящ
зрели, надмирный свет!
Сотоварищи уже тянули Захарию за рукава - дай, мол, передых князю! А
он все еще объяснял: и о цвете гиматия у Марии-Девы, и о золоте иконном...
Наконец изографы стали шумно прощаться.
Проводив мастеров, Симеон поднялся к себе, постоял на сенях, подумал,
повторил про себя: «Окно в инобытие! Словно через слюду оконную видимый
тварный мир, так в иконе и чрез нее - мир духовный, не напоминание даже,
не знак, а сама надмирная истина!»
Вот, батюшка, и еще одно дело твое исполняется днесь! Храм, тобою
строенный, Михаила Архангела - в нем же и могила твоя, - будет пристойно
украшен высокою живописью.
«Окно в инобытие! - повторил он, открывая дверь изложни. - Не тако ли
и всякое прехитрое художество, что приобщает нас к высшему себя?
Зодчество, и пение церковное, а и резь, и узорочье всякое! Почто и
украшают любое творение рук человечьих, ежели не ради Духа Божья, незримо
разлитого окрест и во всем воплощенного? Пото и создает художество токмо
человек!» - Князь даже остановился, обожженный открывшейся истиной.
И теперь, наконец, то, увиденное в избе при дороге, связалось у него
в сознании с высшей истиною духовного бытия. В художестве, в постоянном
творении красоты восходит человек от земного бытия к престолу Всевышнего!
Надобно токмо, чтобы и художество творилось не в суете и не в гордости
ума. Дабы не принять за отсвет высшей истины мечтания мира сего, что
только смущают и бередят душу...

Бредят душу это точно сказано ...

 
Изображение пользователя Мария_Qлыбина.

«Окно в инобытие! Не тако ли
и всякое прехитрое художество, что приобщает нас к высшему себя?
Зодчество, и пение церковное, а и резь, и узорочье всякое! Почто и
украшают любое творение рук человечьих, ежели не ради духа божья, незримо
разлитого окрест и во всем воплощенного? Пото и создает художество токмо
человек!»
Это оправдание того, чему я сейчас посвящаю свое время и силы.

 
Изображение пользователя Мария_Qлыбина.

Бог - с маленькой буквы в тексте, т.к. сканировалось и расшифровывалось, скорее всего, еще советское издание 86 года.

 
Изображение пользователя Хельга.

Маша, спасибо огромное за цитату!
Обязательно почитаю произведения этого замечательного автора.

 
Изображение пользователя Мария_Qлыбина.

Оль, не осилишь с наскоку - сделай перерыв между романами. Все равно через недельку опять к ним потянет. 8)

 
Изображение пользователя Хельга.

Я так всегда делаю - с перерывами. Тем более, что времени на чтение у меня много - в день трачу по 4 часа на дорогу до работы (2 туда и 2 обратно).

 
Изображение пользователя marinamarskaya.

Спасибо!!! А я уж личное сообщение как раз по поводу, который теперь и подтвердился, послала.

 

 
Изображение пользователя Marusya.

Сасибо, Маша! Огромное1 Постараюсь найти. Я дилетант, не слежу за новинками литературы. Хотя у меня нет столько времени, как у Оли. Может аудио версию найду. Слог бесподобный, а уж о смысле вообще молчу.

 
Изображение пользователя Marusya.

Сасибо, Маша! Огромное1 Постараюсь найти. Я дилетант, не слежу за новинками литературы. Хотя у меня нет столько времени, как у Оли. Может аудио версию найду. Слог бесподобный, а уж о смысле вообще молчу.

 
Изображение пользователя zinaida.

Этот не новинки. Уже и автор перед Богом ,а не с нами.

А мы в очередь Балашова читали,кто за кем и на сколько ночей.Как хорошо ,что сейчас всё доступно

 
Изображение пользователя Мария_Qлыбина.

Совсем не новинки, но мне это имя встретилось совсем не так давно. Аудио-книг не встречала. Да и в бумажном издании мы с мужем собирали эти книги по книжным развалам.

 
Изображение пользователя Татьяна.

А я с "Похвалы Сергию Радонежскому" как раз и начинала знакоство с Балашовым. Невоцерковленная тогда была. Тогда же и полюбила этого Угодника Божьего на всю жизнь.

Слог у Балашова, правда, замечательный.

 
Изображение пользователя Светлана Ан.

Спасибо, согрели душу...

 
Изображение пользователя Naty.

Спасибо... это как раз то, что в душе шевелилось, а тут облеклось в слова. да какие точные !!!

А слог какой !!! Просто елей для слуха.

 
Изображение пользователя Marusya.

Читала вслух подруге (вместе вышиваем). Нравицца очень!

 
Изображение пользователя zinaida.

 представляете как этот слог прозвучал в советское время ,взахлёб читали

 
Изображение пользователя Marusya.

На, представляю. Как же это я-то мимо! В то время я тоже старалась как и все прочесть все, что было нельзя или трудно найти.

 
Изображение пользователя Иулия Л.

Никогда не слышала и не читала, жаль, теперь по силам ли будет??

 
Изображение пользователя Anechka.

Отчего ж не посилам?

Прекрасная литература.

Мария, большое спасибо. Я тоже как-то мимо этих вещей оказалась.

Сейчас читаю с наслаждением !

 
Изображение пользователя Marusya.

Нашла одну аудиокнигу Д.Балашова "Бальтазар Косса".

 
Изображение пользователя Светлана Ан.

Дайте ссылку Wink

 
Изображение пользователя Marusya.
 
Изображение пользователя Светлана Ан.

Спаси, Господи!Laughing

 
Изображение пользователя Marusya.

Там много еще чего интересного.  С этого сайта удовольствием послушала Достоевского (перечитать времени нет), понравился запись романа Сенкевича "Камо грядеши"

 
Изображение пользователя zinaida.

очень старательно поносили литераторов советского периода .Обидно ,что Балашов ,Фёдоров,Белов,Стрелкова,Волков , и можно продолжать,продолжать,продолжать этот список,оказались неизвестными.

Не уверена,что все читали "Живые и мёртвые" или даже "Тихий Дон"

 
Изображение пользователя Татьяна.

Тихим Доном зачитывалась, хм.. в пятом классе)))

Потом еще несколько раз перечитывала.

Меня потянуло опять на перечитывания. Тут как-то приболела, плохо было ужасно, лежу, мужа зову: срочно найди мне Блока!)) (вспомнила с чего началось мое первое увлечение поэзией)... В очереди в поликлинику сейчас читаю (перчитываю, конечно) "Письма из Русского музея" Солоухина, а вчера уснула с томиком Пушкина... К чему ба это???

 
Изображение пользователя zinaida.

к посту ,Танечка.

Не болей .Помилуй тебя ,Господи

 
Изображение пользователя Ivan.

Татьяна пишет:

а вчера уснула с томиком Пушкина... К чему ба это???

Что - ЭТО? Что с томиком Пушкина, или что с ним уснули?

 
Изображение пользователя Татьяна.

То, что уснула, это нормально... К чему бы это вновь потянуло на перечитывание классиков, так сказать?

 
Изображение пользователя Ivan.

Так это самый точный признак классика - его хочется перечитывать снова и снова! Так что ничего удивительного. Странно было б, если бы тянуло перечитывать детективы Марининой.

 
Изображение пользователя Marusya.

Сын мне нашел аудио-книгу "Семеон Гордый" Я в предвкушении наслаждения.

 
Изображение пользователя Елена Сочи.

Очень стыдно, что я как-то тоже мимо всего этого прошла. Сколько времени жизненного зря потеряно. Теперь есть направление, что спрашивать  в библиотеке. Спаси Господи за ссылку сайта аудикниг _ мне так удобнее просвещаться, времени не хватает на себя-любимую.

 
Изображение пользователя Marusya.

Во славу Божию!

 
Изображение пользователя Хельга.

Ой, Маш, спасибо - вчера закончила читать роман Балашова "Похвала Сергию". Давно я не получала такого удовольствия от чтения!!!

 
Изображение пользователя Marusya.

Я тоже присоединяюсь к благодарности Маше за ликбез. Произведения Д. Балашова - чудо!

 
Изображение пользователя Anechka.

И я и я ! :) То есть мы. От меня и супруга - поклон :)

 
Изображение пользователя Marusya.

Еще актуален вопрос о ссылке на аудио-версии книг Д. Балашова? Время прошло много, я "Московских государей" уже наизусть выучила, но вдруг кто-то заинтересуется.

Кстати, кто что читает? Делитесь, сестры! Ощщущаю литературный голод, помогите утолить. (Правда я не читаю, а слушаю, но вы пишите, а найти аудио-версию это моя проблема)

 
Изображение пользователя pev4ayaValentina.

Кончаловский. Возвышающий обман. Получила сегодня - не могу оторваться - о творчестве, о жизни, все очень честно-уважаю!

 
Изображение пользователя Князева Ольга.

http://azbyka.ru/audio/knigi/strasti-i-dobrodeteli-tom-5.html

слушаю Паисия Святогорца

 

Одновременно - Россия без Петра и Шоколад) А слушаю - Честертона Отец Браун

 
Изображение пользователя Хельга.

Слушаю музыку, а читаю Льва Гумилева - От Руси до России. Вконтакте есть аудиоверсии всех его книг, статей и сборников лекций - можешь у меня на страничке в разделе "Мои аудиозаписи" посмотреть.

 
Изображение пользователя Marusya.

Спасибо, Оль!

 

По совету Зинаиды читаю Клайва Льюиса"Мерзейшая мощь".

http://lib.ru/LEWISCL/histreng...

Впечатления сформулировать не могу.Пока, позже додумаю.

 

 
Изображение пользователя zinaida.

Ну, коли меня поминают, надо сознаваться. smiley

Пытаюсь читать "Книгу скорби" Манкурта Вейника. В надежде что-нибудь понять, вдруг молью ещё не все мозги потрачены

frown

 
Изображение пользователя pev4ayaValentina.

А я себя так не насилую- не нравится - не читаю. А еще на ночь перечитываю Веллера Легенды Невского проспекта и Легенды Арбата - настроение заметно поднимается и засыпаю спокойно и быстро )))  (т-т-т)

 
Изображение пользователя zinaida.

Валя, не насилую себя. Интересно, но был простой, отвычка от таких сочинений.

А Веллер если попадается, всегда "слышу" его занудный голос, вроде как он мне читает,

laughвижу его постн(ую р)ое лицо. И правда, сразу засыпаю. Его образ забивает его же сочинения.

Не сердись, Валечка, шуТЮ

 

 
Изображение пользователя pev4ayaValentina.

Да не на что сердиться! Я обожаю его юмор, смеюсь до слез,хоть и читаю не первый раз. Он для меня сродни, в этом плане Ильфу и Петрову)))

 
Изображение пользователя Татьяна.

А у меня прошла чреда книг о ГУЛАГах...
Арцыбушев "Под твою милось", Волков " Погружение во тьму". Сильные вещи. Очень советую.

 
Изображение пользователя zinaida.

К Волкову с огромным уважением.Читала ещё в 90-е. А кусочек интервью навсегда в память врезался.

Что-то там ж-ст выспрашивал и говорит: "...когда Вы были лишены свободы..."

Волков в ответ: "Свободы нельзя лишить, она внутри нас. Или она есть, или её нет. Лишить можно только воли".

4 года назад, в Ялте, купила несколько книг Олеся Бузины. Интересно оказалось. А год назад на глаза

попалась его книга "Союз плуга и трезуба". Купила и забыла. Сейчас ||-но читаю. Что называется на злобу дня.

 

А я Пушкина Капитанскую дочку перечитываю... Я просто ощущаю себя грустным малчиком в той рекламе про сок)))) - я - вишня яркая, я - яблочко наливное... А я томатsad... Все такие умные книги читают, а я шоколад... а теперь Пушкина задали читать...laugh

 
Изображение пользователя Хельга.

Свет, меня тут на днях пробило, и я бросилась перечитывать Александра Сергеевича "Песнь о Вещем Олеге". Я ж его в школе наизусть знала. Перечитала, стало легче, теперь сижу и думаю - может опять выучить?

 

Хельга пишет:

Свет, меня тут на днях пробило, и я бросилась перечитывать Александра Сергеевича "Песнь о Вещем Олеге". Я ж его в школе наизусть знала. Перечитала, стало легче, теперь сижу и думаю - может опять выучить?

Я согласная быть с тобой в одной коробке. сестраlaugh Нет, учить для меня - подвиг... память совсем ситуативная...frown а вот перечитывать Пушкина... Ну очень классное занятие, оказывается... Да простит меня великий из великих за такое панибратство)

Еще все же по поводу Шоколада... Какой прекрасный фильм и какая ерундовая книженция...

 
Изображение пользователя galinavesta.

surpriseвы еще успеваете книги читать? у меня и времени не остлось ..... 

ну а я пытаюсь дочитать  схигумена Савву 

 
Изображение пользователя Хельга.

Ну, мне лично от дома до работы ехать 1,5 - 2 часа в один конец. Так что время на "почитать" есть!

 

Хельга пишет:

Ну, мне лично от дома до работы ехать 1,5 - 2 часа в один конец. Так что время на "почитать" есть!

ну, так... даlaugh

 
Изображение пользователя Marusya.

Больше все-таки удается слушать, но, к сожалению, аудио-библиотека в интернете не очень велика...

 
Изображение пользователя zinaida.

Вот можно слушать:http://predanie.ru/audio/audioknigi/     

http://knigopotok.ru/

http://abook.life-super.com/

Кроме книг ещё лекции, статьи

А здесь полно ссылок на библиотеки : http://madam-dyatlova.livejour...

http://www.razym.ru/25225-drev... - в правой колонке аудио

 
Изображение пользователя Marusya.

Спасибо, Зиночка. В "книгопотоке" тоже плаваю, а остальное прозондирую.

 
Изображение пользователя tamaratbilisi.

http://coollib.com/b/216860/read - Анна Головина -эмигрантские рассказы...

 
Изображение пользователя Marusya.

Слушаю "Дни Турбиных" М.Булгакова. Читала очень давно и воспринималось как-то абстрактно. На сегодняшний день очень актуально. Трезвит. Рекомендую. Кстати, чтец - Сергей Чонишвили - слушала бы и слушала.

 

Очень люблю перечитывать Дни Турбиных. И, действительно, с точки зрения Сталина, понимаю его страсть смотреть этот фильм. Если таких людей они победили...

 
Изображение пользователя Marusya.

А ведь это Киев...

 
Изображение пользователя zinaida.

Милые, Булгаков- романтик. Документально эти события как раз у Олеся Бузины описаны в книге см выше.

Света, фильм где-то в 70 годах вышел, я и не знала, что Сталин дожил laugh

Спектакль Сталину нравился видимо по другой причине. Он знал, что было на самом деле

 

zinaida пишет:

Милые, Булгаков- романтик. Документально эти события как раз у Олеся Бузины описаны в книге см выше.

Света, фильм где-то в 70 годах вышел, я и не знала, что Сталин дожил laugh

Спектакль Сталину нравился видимо по другой причине. Он знал, что было на самом деле

спектакль, конечно) да неть... была и эта причина.

Булгаков здесь романтик??? Это откуда такое мнение?)

 
Изображение пользователя Marusya.

Да, Зиночка, романтизьму здесь маловато...

 

Капитанскую дочку тож некоторые романом кличут...

 

Романтизм не обязательно вздохи при луне.

Посмотрите старый фильм "20 лет спустя" по пьесе М. Светлова, с Жанной Прохоренко и Лидией Сухаревской . Защита революции, но как всё у Светлова- сплошная романтика.Можно подумать,  не встречали выражений :"романтика революции".

Булгаков романтизировал своих героев, даже несмотря на то, что сам там был и  знал правду.

Светлана, это мнение Зинаиды, как я понимаю. Почему оно должно быть откуда-то?

 

Ну... с теорией жанров и литературных стилей и их признаками я немного знакома по роду деятельности) Поэтому не могу найти признаки романтизма в героях Булгакова. И, поэтому и не согласна с мнением, что Булгаков - поздний романтик. И мнение это не только Зинаиды) (простите в некорректности).

А мысль Марины - поддерживаю. потому что ну настолько все актуально... Читала Шмелева также. И понимаешь - почему все так.

 

И вообще, чего я опять разумничалась... Простите, сестры... Романтик. так романтик) Главное. человек хороший и писатель замечательный... Классический

 
Изображение пользователя zinaida.

Писатель замечательный.  Люблю, читаю-перечитываю.

Но по книгам Дюма историю Франции не учат.

Так и события из "Белой гвардии" не очень соответствуют настоящим.

Светочка, романтизмом обозвала по причине отсутствия реазлизмУ.

В законах жанров дилетант, литературоведов читаю редко.

Вот ежели кому понадобиться проект летающей тарелки, ето пожалуйста.

Только учтите, дорого и долго.smiley

 

 

zinaida пишет:

Но по книгам Дюма историю Франции не учат.

Так и события из "Белой гвардии" не очень соответствуют настоящим.

А я именно так историю и изучаю. Точно не историков слушаю - так уж наша история "изменчива"... Дух времени, чувства и переживания, то, что и как переворачивало жизнь "лирического" героя - вот истинная история... А куда и кто стрелял, да что в штабе делалось, да кто предодительствовал и т.д. - так это точно - пустота...Тем более. что там и штабисты ну очень хорошо выписаны.

 
Изображение пользователя Лия.

Аудиокнига романа "Симеон Гордый" здесь

 
Изображение пользователя Татьяна.

Если не лень, прочитайте))
Сказка Андесена "Кое-что"

Хочу добиться чего-нибудь! — сказал самый старший из пяти братьев. — Хочу приносить пользу! Пусть мое положение в свете будет самое скромное — раз я делаю что-нибудь полезное, я уже недаром копчу небо. Займусь выделкой кирпичей. Они нужны всем, — значит, я сделаю кое-что.

— Но очень мало! — сказал второй. — Выделка кирпичей — дело самое пустое. Стоит ли браться за такой труд, который может выполнить и машина? Нет, вот сделаться каменщиком — это кое-что повыше; каменщиком я и буду. Это все-таки цех, а попав в цех, сделаешься гражданином, у тебя будет свое знамя и свой кабачок! Если же повезет, я стану держать и подмастерьев. И меня будут звать мастером, хозяином, а жену мою — хозяюшкою! Вот это — кое-что повыше!

— И все же не Бог весть что! — сказал третий. — Каменщик никогда не может возвыситься до более почетного положения в обществе, чем простой ремесленник. Ты можешь быть честнейшим человеком, но ты «мастер», значит — из простых. Нет, я добиваюсь кое-чего повыше! Я хочу быть строителем, вступить в область искусства, достигнуть высших ступеней в умственных сферах. Конечно, придется начать снизу, сознаюсь откровенно — придется поступить в ученики, носить фуражку, хотя я и привык к цилиндру, бегать за пивом и водкой, словом, быть на побегушках у простых подмастерьев, которые станут меня «тыкать», — что и говорить, обидно! Но я буду думать, что все это один маскарад, маскарадные вольности, а завтра, то есть когда я сам выйду в подмастерья, я пойду своею дорогой; до других мне и дела не будет! Я поступлю в академию, научусь рисовать, добьюсь звания архитектора — вот это уже кое-что повыше! Я могу сделаться «высокоблагородием», получить приставку к имени и спереди и сзади, и буду строить, строить, как и другие до меня! Вот что называется занять настоящее положение в обществе!

— Ну, а мне ничего такого не нужно! — сказал четвертый. — Не хочу идти по проторенной дорожке, не хочу быть копией! Я гений и перещеголяю вас всех! Я изобрету новый стиль, новый вид построек,

соответствующий климату и материалам страны, нашей национальности и современному развитию общества! А ко всему этому я прибавлю еще один этаж — ради моей собственной гениальности!

— А если и климат и материалы никуда не годны? — сказал пятый. — Будет худо! Это ведь сильно влияет! Национальность тоже может развиться в ущерб естественности, а желание идти в уровень с веком заставит тебя, пожалуй, забежать вперед, как это часто и случается с молодежью. Нет, как вижу, никто из вас не добьется ничего путного, сколько вы там ни воображайте о себе! Но делайте, как знаете! Я не стану подражать вам, буду держаться в стороне и обсуждать ваши дела! В каждой вещи найдется изъянчик, вот я и стану выискивать его да рассуждать о нем! Вот это — кое-что повыше!

Так он и сделал, и люди говорили о нем: «В нем есть кое-что! Умная голова! Одно вот — ничего не делает!» Таким образом и он добился кое-чего.

Вот вам и историйка; невелика она, а конца ей нет, пока держится мир!

Но разве из пяти братьев так и не вышло ничего особенного? Стоило тогда и заводить о них разговор! А вот послушайте, что вышло. Целая сказка!

Самый старший из братьев, тот, что выделывал кирпичи, скоро узнал, что из каждого готового кирпича выскакивает скиллинг, правда медный, но девяносто шесть таких, сложенных вместе, дают уже серебряный далер, и стоит только постучать им в дверь к булочнику, мяснику, портному, к кому хочешь — дверь сейчас настежь, и получай, что нужно. Так вот на что годились кирпичи; некоторые из них шли, конечно, и в брак, так как трескались или ломались пополам, но и эти пригодились.

Бедной бабушке Маргарите хотелось выстроить хижинку на самой плотине, на берегу моря. И вот старший брат отдал ей все обломки кирпичей, да еще несколько штук целых в придачу, — он был человек добрый, даром что простой рабочий. Старушка сама кое-как слепила себе из кирпичей лачужку; тесненькая она вышла, единственное оконце смотрело криво, дверь была слишком низка, а соломенная крыша могла бы быть пригнана лучше, но все-таки в лачужке можно было укрыться от дождя и непогоды, а из оконца открывался вид на море, бившееся о плотину. Соленые брызги частенько окачивали жалкую лачугу, но она держалась крепко; умер и тот, кто пожертвовал для нее кирпичи, а она все стояла.

Второй брат, тот умел строить получше! Выйдя в подмастерья, он вскинул котомку на спину и запел песенку подмастерьев:

 

Конец ученью! В путь-дорогу

Искать работу я пущусь!

Здоров я, молод, слава Богу,

Работник знатный — побожусь!

 

Когда ж на родину вернусь,

Женюсь на любушке своей!

Сидеть без хлеба не боюсь,

Ведь мастер нужен всем — ей-ей!

Так он и сделал. Вернувшись в родной город и став мастером, он строил дом за домом и застроил целую улицу. Дома стояли крепко, а улица украшала собою город — и вот все эти дома выстроили в свою очередь домик самому мастеру. Разве дома могут строить? А вот спроси у них; они-то не ответят, но люди скажут: «Конечно, это улица выстроила ему дом!» Домик был невелик, с глиняным полом, но, когда мастер плясал по этому полу со своею невестой, он заблестел, что твой паркет, а из каждого кирпича в стене выскочил цветок — не хуже дорогих обоев вышло!

Да, славный это был домик и счастливая парочка! Над домиком развевался цеховой значок, а подмастерья и ученики кричали хозяину «ура!» Вот он и добился кое-чего, а потом умер — добился кое-чего еще!

Теперь очередь за архитектором, третьим братом, который был сначала мальчиком-учеником, ходил в фуражке и был на побегушках у подмастерьев. Побывав в академии, он в самом деле стал архитектором и «высокоблагородием!» Дома на улице выстроили домик второму брату, каменщику, а сама улица получила имя третьего брата, и самый красивый дом на улице принадлежал ему. Вот этот брат добился кое-чего, добился даже длинного титула и впереди и после имени. Дети его стали благородными, и вдова его, когда он умер, числилась благородною вдовой. Имя же его осталось на углу улицы и не сходило с уст народа. Да, этот добился кое-чего!

За ним шел четвертый брат, гений, который стремился создать нечто новое, особенное, да еще один этаж сверх того. Увы! Этот этаж обрушился, и гений сломал себе шею. Зато ему устроили пышные похороны с музыкой, знаменами и цветами — красноречия в газетах и — живыми на мостовой. Над могилой же были произнесены три речи, одна длиннее другой. Чего же ему больше? Он ведь так желал заставить говорить о себе. Со временем ему поставили и памятник, правда одноэтажный, но и это кое-что значит!

Итак, умер и четвертый брат, как первые три, но пятый, критик, пережил их всех. Оно так и следовало, чтобы последнее слово осталось за ним; это было для него важнее всего. Недаром он слыл «умной головой!» Но вот пробил и его час, он тоже умер, и явился к вратам рая. А здесь подходят всегда попарно, вот и с ним рядом очутилась другая душа, которой тоже хотелось войти в рай. Это была как раз бабушка Маргарита с плотины.

— Эту душонку поставили со мною в пару, верно, ради контраста! — сказал резонер. — Ну, кто ты такая, бабушка? И тебе тоже хочется туда? — спросил он.

Старушка присела чуть не до земли, подумав, что с нею говорит сам св. Петр.

— Я бедная, безродная старуха Маргарита с плотины.

— Ну, а что же ты сделала, что совершила на земле?

— Ох, ничего я такого не сделала, за что бы мне отворили двери рая! Разве уж из милости впустят!

— Как же ты распростилась с жизнью? — спросил он, чтобы как-нибудь скоротать время, — он уж соскучился стоять тут и ждать.

— Да и сама не знаю, как! Больная я была, старая, ну, верно, и не вынесла мороза да стужи, как выползла за порог! Зима-то ведь нынче какая лютая была, натерпелась я всего! Ну, да теперь все уж прошло! Денька два выдались таких тихих, но страсть морозных, как сами знаете, Ваша Милость. Все море, куда ни взглянешь, затянуло льдом, весь город и высыпал на лед, кататься на коньках и веселиться. Играла музыка, затеяли пляс да угощение. Мне все это слышно было из моей каморки. Дело было к вечеру; месяц уж выглянул, но еще не вошел в полную силу. Я лежала в постели и глядела в окошко на море; вдруг вижу там, где небо сливается с морем, стоит какое-то диковинное белое облако с черной точкой в середине! Точка стала расти, и тогда я догадалась, что это за облако. Стара ведь я была и много видала на своем веку! Такое знамение нечасто приходится видеть, но я все-таки видела его уже два раза и знала, что облако это предвещает страшную бурю и внезапный прилив, которые могут застигнуть всех этих бедных людей! А они-то так веселятся, пьют и пляшут на льду! Весь город ведь, все — и стар, и млад были там! Что, если никто из них не заметит и не узнает того, что видела и знала я?! От испуга я просто помолодела, ожила, смогла даже встать с постели и подойти к окну. Растворила я его и вижу, как люди бегают и прыгают по льду, вижу красивые флаги, слышу, как мальчики кричат «ура!», девушки и парни поют... Веселье так и кипело, но облачко подымалось все выше и выше, черная точка все росла... Я крикнула, что было сил, но никто не услышал меня — далеко было! А скоро ударит буря, лед разобьется в куски, и все провалятся — спасения нет! Услышать меня они не могли, дойти туда самой мне тоже было невмочь! Как же мне выманить их на берег? Тут-то и надоумил меня Господь поджечь мою постель.Пусть лучше сгорит весь дом, чем погибнет столько людей такою ужасною смертью! Я подожгла постель, солома ярко вспыхнула, а я — скорее за порог, да там и упала... Дальше отойти я уж не смогла. Огненный столб взвился вслед за мною из дверей и из окна, пламя охватило крышу!.. На льду увидали пожар и пустились со всех ног на помощь мне, бедной старухе, — они думали, что я сгорю заживо!.. Все до одного прибежали ко мне; я слышала, как они обступили меня, и в ту же минуту в воздухе засвистело, загремело, точно из пушки выпалило; лед взломало, но весь народ был уже на плотине, где меня обдавало дождем искр. Я спасла их всех. Только мне-то, верно, не под силу было перенести холод и весь этот страх, вот я и очутилась тут у ворот рая. Говорят, они открываются даже для таких бедняг, как я! На земле у меня нет больше крова, но, конечно, это еще не дает мне права войти в рай!

Тут врата райские открылись, и ангел позвал старуху. Входя туда, она обронила соломинку из своей постели, которую подожгла, чтобы спасти столько людей, и соломинка превратилась в чисто золотую, стала расти и принимать самые причудливые, красивые очертания.

— Вот что принесла с собою бедная старуха! — сказал ангел. — А ты что принес? Да, да, знаю, ты не ударил пальцем о палец во всю свою жизнь, не сделал даже ни единого кирпичика. Ах, если бы ты мог вернуться на землю и принести оттуда хоть какой кирпич! Кирпич твоей работы навряд ли годился бы куда-нибудь, но все же он показывал бы хоть доброе желание сделать кое-что. Но возврата нет, и я ничего не могу сделать для тебя!

Тогда вступилась за него бедная старуха с плотины:

— Брат его сделал и подарил мне много кирпичей и обломков; из них я слепила свою убогую лачужку, и это уж было огромным счастьем для меня, бедняжки! Пусть же все эти обломки и кирпичи сочтутся ему хоть за один кирпич! Его брат оказал мне милость, теперь этот бедняга сам нуждается в милости, а тут ведь царство Высшей Милости!

— Брат твой, которого ты считал самым ничтожным, — сказал ангел, — честное ремесло которого находил унизительным, вносит теперь за тебя лепту в небесную сокровищницу. Тебя не отгонят прочь, тебе позволят стоять тут за дверями и придумывать, как бы поправить твою земную жизнь, но в рай тебя не впустят, пока ты воистину не совершишь кое-чего .

— Ну, я бы сказал все это куда лучше! — подумал резонер, но не высказал своей мысли, и это уже было с его стороны кое-что .

 

 
Изображение пользователя fr.dragon.

Татьяна, спасиБО за великолепную сказку!

 
Изображение пользователя Jelena.

smiley

 
Изображение пользователя Лия.

Прекрасная сказка!

 
Изображение пользователя Татьяна.

Так что давайте лепить кирпичики, сестры! В меру своих сил и способностей трудиться...

 
Изображение пользователя Tatiana_.

Спасибо,

 
Изображение пользователя Стрельникова Ксения.

Сказка замечательная.Спасибо.

 

 
Изображение пользователя Halina.

Татьяна, спасибо. Отпечатаю и принесу в выходной  на воскресную школу. Все будуут оченьь рады.