Наш интернет-магазин «Корвана»: материалы для вышивки и рукоделия - korvana.ru
Вход для пользователей
Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 8 гостей.
Реставрация Господской плащаницы 19 века. Секрет старых мастериц.
nadia, 3 March, 2012 - 21:53
Дорогие мастерицы! Посовветуйте, как тут подновить шитье на старой плащанице - вот кусочек -везде все нормально, только на складке потерлись нитки. Что бы сделали? Заменять всю длинну ниток нет возможности, у нас очень мало ниток на замену. Может чем прикрыть? Или покрасить?
- nadia's blog
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
А может, не портить и оставить, как есть? ну, почистить можно...
Это уже после чистки. Думаете, сохранить такую "древность"? А чем тогда закрепить, чтобы обмотка металическая нитки дальше не арскручивалась и сама нитка (желтая основа) не махрилась?
закройте эти места газом
почистили плоховато, смотрю зелень там осталась, зелени быть не должно.
Простие, не знаем как газом, и чем еще отчистить зелень... Если можете, откройте секрет.
зелень - спиртом.
газ потонировать в цвет металла и наклеить на ткань:
см. здесь:
НАКЛЕЙКА (ДУБЛИРОВКА) ВЕТХОЙ ТКАНИ НА РЕДКИЙ ГАЗ .
http://www.artkeeper.net/memoir/statya-2
Но еще можно и так оставить, либо зашить ободранную хлопковую основу шелковыми нитками в цвет металлической оплетки, гобеленовым швом.
Еще здесь есть интересные статьи:
http://www.art-con.ru/node/590
Спасибо, Мария, за подсказки!
Надежда, можно эти детали с изнанки сфотографировать? Я до сих пор никак не пойму- как именно вышивали об,ёмные фрагменты.Там есть куски, которые вроде-бы сразу расшивались по форме, а есть сшитые.
Мария Евгеньевна, а просто прозрачным лаком живописным нельзя потертости покрыть? Может, даже втереть, чтобы дальше не ползло, но не блестело место покрытия?
Складки на этих фрагментах заложены до или после зашивки металлом?
Не знаю насчет лака, не слышала, чтоб так делали, он разве будет держаться на нитках?
Это не заложенные складки, а наплывы слоев картона, а шито поверх всего пирога в прикреп, иногда под складкой скрыты развороты.
Татьяна, выполняю Вашу просьбу. Складки заложены до зашивки.
Мария, в нашем случае, это не наплывы слоев картона. А вот как это сделали "старые" материцы.
В местах складок картон был надрезан, а внуть помещена веревочка нужной толщины. Это "надрезанная" складка вместе с веревочкой внутри закреплялась - зашивалась, а поверх укладывалсь металлическая нитка. Так сделаны складки на одеждах. Это дает плавность и непрерыность "полотна" ткани одежды персонажа.
Есть и другие складки, действительно сделанные наплывами картона. Но там другая задача - там нужно сделать разный объем.
Спасибо, очень интересно.
Как интересно разглядывать изнанку!
Наша плащаничка очень простая и грубоватая. По шитью, сами видите, ужас один!
Некоторые фрагменты выполнены очень не плохо - одежда ангелов, а одежды Иосифа и Никодима - наверное, делали ученицы. Или мастерицы спешили очень, или вообще дешевенькую работку делали - нитки толстые, на мешковине. Внуть некоторых складок вложена ткань - черная шерсть с подшитой подкладкой - старой ряски, видать кусочки... В одном из фрагментов подложена газетка - сегодня - завтра погляжу какая. Эти газетки очень помогают в датировке плащаниц.
Но что нас радует, так это живопись. Лик Спасителя очень тонко прописан и Он улыбается. Поэтому мы взялись ее реставрировать.
Это фото до реставрации. Сделам - покажу.
Надежда, помоги Вам, Господи!
Так все в 19веке шили толстыми нитками и на мешковине, очень неплохое шитье и нитки хорошие. Под картон еще траву клали для объема.
Мария, подскажите еще, пожалуйста, по поводу чистки спиртом. Простой спирт 96 процентов - макаю ватную палочку, тру зелень на медных нитках - ничего. Макаю палочку в нашатырный спирт - тру - отчищает и грязь и зелень. Но иногда (там где до меня мыли мылом и водой) там после нашатыря появляется зелень. Может надо еще чистить, пока зелень не уйдет?
Надежда, спаси Господи! Такое подробное описание и фоторепортаж! Так хочется напроситься к Вам в Киев на денек -вживую посмотреть все. Для меня загадка это выпуклое шитьё. Как увидела в Днепропетровске похожую, но более сложную в работе плащаницу, так прямо влюбилась в этот вид шитья. Сейчас такое и вышить-то невозможно, кажется. Также все думаю, почему нити не темнеют серебряные на шитье 19го века. Они очень похожи на современные индийские толстые.
Танечка, приезжайте, покажем. Я, правда, ничего в этом не смыслю. Вот принес друг плащаницу, батюшка сказал, делайте, как хотите. Денег на реставрацию нет, своими силами, что можем. Все читаем по интернету. У кого не спросишь из реставраторов, никто с этими нитками дела не имеет. Мучимся по немногу. Но у нас в монастыре во Флоровском, есть матушки, вышивают такое. Если хотите можем свести. Это "стиль" монастырского шиться этого монастыря - вот такое все прикрепно-объемное - барокко одно слово! Все это от католиков к нам пришло -все эти золотые выпуклости, писанные живописные лики... Ну, у нас выбора нет - есть эта плащаница - мучимся потихоньку.
Наверное это от воды, после промывки водой, ее всегда выпаривают медицинским спиртом.
Попробуйте взять не палочку, а ватный тампом и побольше мед. спирта.
Общаюсь с вышивающей матушкой из Флоровского. И познакомился в музее Гончара со специалистами по вышивке , в ихнем хранилище видел схожие древности. Там же есть реставрационная, может они смогут помочь? Могу поискать координаты.
Да, Юрий, если можно, найдите контакты. Или скажите, где у них реставрационные мастерские - где сам музей я знаю.
Мария, спасибо, уже беру спиритус и ватос.
Юрий Мельничук,заступник головы. 0961025217, (044)2805321. Реставрационная в здании музея. Скоро буду в Киеве, можно увидеть процес реставрации? Мне все интересно!
Спасибо, Юрий. Будете в Киеве, звоните 098 -277-18-78, мой тел.
А, Вы Надежда из Киева, там Владимир реставратор есть, такой молодец!
Помилуйте, Мария, Киев, однако, городишка не малый... и не известен мне пока Владимир и никакой другой реставратор... А он что реставрирует?
Надежда, Божией помощи в трудах! Если получится, обязательно приеду на день!
Счастливые! У вас музеи есть и специалисты!!!А у нас только фото из интернета:))
Правда, по античности спецы имеются и древности всякие, но это ведь не вышивка!
Я про музей, что в Лавре, реставрационные мастерские в Верхней Лавре находятся, я не очень помню, как идти. Кристина и Света его знают.
Надя, а можно общий вид плащаницы.
Мария, спасибо, Владимира Назара нашла, поговорила с ним - он сказал, что эти нитки все на медной основе и поэтому их нельзя было чистить (как нам сразу советовали, а мы делали) водой и мылом, и тем более расствором амиака, а можно только вайт-спиритом. Теперь пойду разыскивать наиболее невонючий вариант вайт-спирита и чистить.
Ольга, вот такая плащаница - длина ее 140 см., высота 60.
Ой, Надежда, невонючий уайт-спирит - это из области фантастики!
А плащаница неожиданно крупнотелая. Почему-то от макрофотографий впечатление другое было.
Да, Дина, представляете количество уайт-спирита!!! Ужасаюсь...
Надя, я не реставратор, но по 1-й своей профессии химик. Медь зеленеет со временем, потому что реагирует с влагой и газами, содержащимися в воздухе, образуя зеленую соль меди (дигидрокарбонат). Поэтому ни медицинский спирт ни уайт-спиритус (бензин) вам не помугут снять зеленый налет, они не растворяют эти медные соли. Народные методы - снимали патину кислым соком, напр,. соком красной смородины, с дальнейшей тщательной промывкой. Посмотрите вот такой сайт, м.б., найдете что-то для себя подходящее. http://www.spectrumdfx.narod.ru/copper.html
Кстати, с уайт-спиритом можно работать только при хорошей вытяжке, или на открытом воздухе, в крайнем случае.Его пары совсем не так безобидны, как может показаться на первый взгляд.Кроме того, это легко-воспламенямое вещество!, что обязательно надо учитывать!
Спасибо, Валентина. Мне посчастливилось в ближайшем магазине хозтоваров купить непахучий вайт-спирит (называется Зебра, сделано в Днепродзержинске, стоит 30 гривен поллитра - дороговато). Но я все равно понимаю, что "и лучшее от змей, суть змея". И про то, что клюквой и консервированными помидорами чистят антиквариат я тоже слыхала... Но промывать шитье после клюквы и т.д. наверное сложно - поэтому и совет реставратора такой...
А сайт этот я знаю, читала уже именно эту статью, до того, как портить все расствором амиака...
Уайтспирит - бензин, только обезжирить может, патину он не растворит. А чистящими пробовали?
Да, Валентина, пробовала. Я прочла на том же форуме, что вы указали, что чистить надо кислотами... и вспомнила, что в наших теперешних кремах для чистки нержавейки и вообще кухонной утвари есть и мелкий абразив, и кислота (кажестся соляная). Я взяла на ватную палочку этого крема (мистера Мускула) и слегка потерла - вот показываю результат. Конечно, и грязь и патина снимается и блеск появляется, но и цвет меняется в сторону розового. Потом понятное дело, все равно оно все окислиться опять. Но тут ревставраторы сказали, что после чистки нужно будет покрыть специальным составом, когда уже мы все попорченные прикрепные нитки заменим. Так что.. вот. Да мы собственно и не хотим патину снять, мы хотим почистить от зелени.
Результат обработки кремом для чистки мне нравится - после чистки за двое суток не появилось никакой зелени. Есть только одно но - после надо промывать, а значит мочить... и опять от воды окисляется... тогда по совету Марии после обработки кремом и промывки водой, воду выпарила мед.спиртом - вот левая сторона фигуры так обработана. Но теперь реставраторы надавали по рукам и будем все мыть вайт-спиритом. О результатах сообщу и покажу.
А в перечне кислот был указан перекись водорода? В рестоврации по камню он выполнял много функций. Мед. раствор слабенький, попробуйте осторожно.
Че-то вайт-спирит не фонтан. Блеск от него только оттого, что это все таки бензин.
Валентина, чем же там по химии эту зелень отмыть? Ребята на форуме пишут смесью уксуса и соды? Но соду надо расстворять в воде, и уксус ведь это расствор водный да?
Юрий, а как перекись водорода (это тоже водный расствор) вступает в реакцию с медью?
Надюша, с т.з. химии эту зелень можно отмыть 2-мя способами:либо кислотой либо щелочью. И то и др. должно быть слабым. Вариант 1. -слабая кислота лимонная,. Вариант 2 -слабая щелочь - раствор аммиака - аптечный нашатырный спирт (конц.10%). С моей т.з. вар.2 предпочтительнее, т.к. аммиак летуч и после обработки на воздухе его избыток сам испарится, останется только вода, которая также испарится на воздухе.
Вся проблема заключается в том, чтобы как можно меньше травмировать этими хим. реактивами ткань, на которой эти нити. Для этого я бы набралась терпения и оч. осторожно, ватным тампоном, смоченном в нашатыре, чтобы с него не капало, терла бы нити. Потом протерла бы досуха.
Надюша, если будете обрабатывать лимон. кислотой, то потом обязательно надо промыть чистой водой, лучше брать дистиллированную воду, кот. есть либо в аптеке, либо у химиков. В этом случае потом можно протереть мед. спиртом (ректификатом) , чтобы быстрее испарилась вода. Но вы же не будете все заливать! Значит, можно и без спирта.
Когда-то я по просьбе своего священника восстановила ему оч. старый медный черно-зеленый крест до "золотого" состояния, но там задача была значительно проще, т.к. не было ткани.. Если еще вопросы к химику - пишите!
Надя,рискну предложить механический способ чистки-мягким ластиком(мы так в детстве до блеска начищали медные пятачки),а образовавшиеся крошки резины потом удалить пылесосом.
Спасибо, Елена Олеговна, за совет с ластиком. Помню и мы такое делали с монетками, но тут нитки ездят... прикрепы расшатываются и ... еще и порвутся, пожалуй.
Из всех перечисленных и опробованных - все таки аммиак лучше всего, особенно на посеребренных нитях. А желтенькие действительно чуть розовеют, но не катастрофично. Тут какой-то секрет есть - все те нитки, что я оттирала - они розовеют и много грязи смывается. Все те, которые терла напарница тем же нашатырем - зеленеют и налет сизый на них... в чем секрет не пойму - аммиакт одинаковый, фигуры стоящие рядом - то есть режим их сохранности одинаковый, а они у нее зеленеют - вот фигура Богородицы -правая часть, что на фото. Отчего не понятно... Продолжаем чистку.
Сам работал в реставрации и знаю что добиться первоночального состояния невозможно по многим причинам и даже не рекомендуется. Вы уж не перестарайтесь, тем более что работаете с таким (хрупким) материалом.Удачи!
Юрий, да я уже писала, что мы хотим убрать только зелень. Ни о каком первоначальном состоянии речь не идет. Чистим потихоньку.
может попробовать механическую очистку, но не ластиком, т.к. им будут движения "туда-сюда", а скальпелем или еще каким предметом, но не очень острым, чтоб движение было в одну сторону.
Мне кажется что розовый цвет это все что осталось от медного напыления на основании (хлопок) нити. Не исключено что вместе с грязью смылась и краска. Два человека ведут механическую очистку, прилагая при этом разные усилия, может поэтому и результат разный.
Может тогда так оставить, а что Владимир говорит, он все таки в реале это видел, не на фото как мы.
Если в нитях позеленела медная основа, то, может, этот способ, подсмотренный на форуме подойдет?
ещё один способ, прочитанный в книге по домоводству 1905 г.
Стакан отрубей, лимонка 2 ст. ложки и 1 ст ложка поваренной соли, развести водой до состояния киселя, затем просто покрасить поверхность самовара, оставить минут на 20, затем ополоснуть водой.
Конечно, это не самовар, но тоже медь.
Я позеленевшие монетки СССР просто в лимон засовывала на ночь, утором были как новые.
Вот еще нарыла про монеты "Чтобы удалить черноту и зелень, поверхность медного или латунного изделия протирают тампоном, смоченным в нашатырном спирте (водном растворе аммиака), а потом ополаскивают металл теплым мыльным раствором. Аммиак NH3 реагирует с соединениями меди, которые дают черный и зеленый налет, с образованием хорошо растворимого в воде аммиачного комплекса состава [Cu(NH3)4](OH)2
и вот: Другое средство для чистки поверхности меди и латуни — смесь щавелевой кислоты (1 г), этилового спирта (5 мл), скипидара (4 мл) и воды (1 мл). Ее взбалтывают и наносят на очищаемое место мягким тряпичным тампоном, а через 5-10 минут протирают изделие сухой тряпкой. Скипидар и спирт обезжиривают поверхность, а щавелевая кислота взаимодействует с соединениями меди с образованием соли — оксалата меди CuC2O4, который легко удаляется с поверхности металла.
Старинное средство для чистки медных и латунных предметов — «уксусное тесто». Это смесь муки и столового уксуса, которую замешивают непосредственно перед использованием. «Тесто» наносят на металлическую поверхность, дают ему высохнуть и счищают щеткой или тряпкой. Уксусная кислота взаимодействует с оксидом меди и гидроксидом-карбонатом меди так же, как щавелевая кислота, только в результате образуется не оксалат, а ацетат меди Cu(CH3COO)2. Мука тоже вносит свой вклад в дело очистки изделия: она служит адсорбентом загрязнений.
http://www.spectrumdfx.narod.ru/copper.html
Такие средства не подойдут, потому что шитье многослойная вещь и остатки средства впитаются в ткань, на которой шитье и не известно, как потом поведет.
Спирт и уайтспирит испаряются.
Мария, Владимир даже фото не видел. Мы с ним по телефону поговорили, он не может со мной встретиться и предпочел все советы давать по телефону.
Все больше мучает мысль, что зря мы затеялись - протерли бы спиртиком, да так и оставили, а то чистка... пока мы, конечно, ничего существенного не испортили, но знаете, у страха глаза велики, то что мне видно, ни один батюшка наш не увидит. Они даже не понимают зачем собственно - оставили бы так. Некоторые выданные мне помощницы тоже так считают - зачем нитки перешивать, они и так неплохо держаться - а я вижу, где потертость, мне оно так в глаза и "выскакивает". Простите за жалобы...
.... образовавшиеся крошки резины потом удалить пылесосом.
посмеялась, в ведь в ткань въедятся, а?
Сестры, спасибо за интересную тему.
Валечка, тебе бы, как химику, метод изобрести и всем нам помочь раз и навсегда с чисткой, а? пж....
Леночка, нормально крошки от ластика чистятся , даже просто переворачиванием и "выколачиванием". Я пробовала.Только ластик как бы шлифует нити, и снимает с них слой.
Надежда, а вы при шитье будете использовать витийку на несколько нитей?
Ну когда "выскакивает", я обычно откладываю вещь и не смотрю на нее неделю например, чтоб забыть, потом еще раз гляжу свежим взглядом.
Если сложно что-то исправить, то лучше оставить как есть, главное закрепить прикрепы, где отрываются. У меня подозрение, что тут особо ничего не сделаешь.
И у меня подозрение такое есть, Мария. Существенной разницы между тем состоянием, когда помыли мылом и сейчас - нет. А вот с заменой прикрепных ниточек придется попариться! Иногда на вид такие "сочные" толстые нитки, а вот в месте где они проходят через картон = это место мы не видим, вот стоит только зацепить пинцетом и сочная с верху нитка в месте прохода через картон просто отваливается, а следующий за этим прикрепик и не вырвешь! Очень все по разному и на вид, и на крепость. Конечно, хочеться заменить все - поскольку их крепость не понять пока не вытащишь... Буду пробывать. В некоторых местах пришлось откреплять все прикрепы, кроме крайних поворотных, и подкладывать новый картон - старый сильно деформировался - складки. Пыталась эти складки размачивать и под пресс, но не вышло - видно сам картон в некоторых местах, где-то спресовался, а где-то остался "пышным". Пришлось в слежалых местах методом типа папье=маше восстанавливать гладкость, а где-то заменять на новый. Трудимся, с Божьей помощью, а за одно и учимся... Спасибо вам, сестры и братья за поддержку и советы, читаю через каждые полчаса и обратно к раме. Спаси вас Господи!
Да, Татьяна, я использовать буду витийку, но не на несколько нитей, а сразу три витейки с одинаковыми нитками. Я про витейку на несколько нитей не слыхала, расскажите или покажите если у вас есть. Для витийки использую свои старые коклюшки.
Вот одна из складок картона, здесь был сгиб пополам плащаницы. Выровнять не удалось. Пришлось делать новую подложку.
Вот раскрепили прикрепы и меряем новый картон.
Вот на этом фрагменте можно "перелицевать" нитки.
Валечка, тебе бы, как химику, метод изобрести и всем нам помочь раз и навсегда с чисткой, а? пж....
Эх, Леночка, что бы тебе раньше-то не намекнуть мне...про реставратора-то...А теперь уж поздно профессию менять! :-)))
Надюша, помоги Вам Господь в этом нелегком труде!
Валентина,у меня вот какой вопрос:допустим девочкам удалось отчистить всю зелень,как скоро она появится снова?Есть ли какой -нибудь способ избежать этого?Типа лаком покрыть или еще чем?
Елена Олеговна, реставратор, который консультировал нас, сказал,что после того, как мы отчистим все, что хотим отчистить и заменим нитки прикрепов,чтобы опять не позеленело нужно будет покрыть шитье паралоидом Б-72 (продается в гранулах, нужно разбавлять его спиртом или ацетоном) На спирту сохнет дольше, но спирт и достать слегче, чем ацетон.
Елена Олеговна, очищенные нити окислятся на воздухе довольно быстро, это еще зависит от т-ры и влажности. После очистки меди от зелени, можно покрыть пентафталевым лаком (ПФ), который дает оч. тонкую пленку и полностью защищает от контакта с воздухом, но этот лак долго сохнет. Есть еще акриловый лак, пишу, как указано на банке с аэрозолем этого лака:
25% EXSTRA
MOTIP
Clear Varnish
Klarlack-vernis transparent
Acril
professional result
Аннотация на баллончике: Быстросохнущий бесцветный акриловый лак для покрытия деревянных, металлических, алюминиевых, стеклянных, каменных поверхностей и поверхностей из различных видов пластика. Применяется для покрытия акриловых и нитроцеллюлозных красок и т.д. Полное высыхание через 2 часа при т-ре 15-25 град.С. Требуется осторожность при работе. Страна-производитель Голландия
Вот то, что знаю. Кстати, исходя из этих характеристик, этот лак не должен разрушать ткань.
Посмотрела о паралоиде 72 - тоже акрилатный лак. Но, Надя, учтите, что он в спирте нерастворим, придется р-рять в ацетоне!
Вот по этой ссылке можно о нем довольно подробно узнать
http://www.archekon.com/forum/viewtopic.php?f=7&t=101
Валя, а покрыть этими лаками можно и икону темперную с разрушающимся слоями краски?
Зиночка, чем покрыть, если классических приемов реставрации применить нет возможности. Таких материалов мне не достать, да и вряд ли бы смогла их применить, если бы достала. Одна надежда на лак. Вопрос какой?
Уважаемые мастерицы, снова прошу вашего совета. Поскольку плащаница большая, в работу по ее восстановлению включены 5 человек - батюшка (окончил курсы иконописи), реставратор живописи (любитель), и три вышивальщицы - "чайники". Вот теперь, когда мы разобрали фрагменты шитья, натянули рамы и начали вынимать старые нитки и заменять новыми, одна из сестер- вышивальщиц (она вышивала уже хоругви - в моем блоге есть выложенные), то есть опыт имеет, внесла в нашу работу момент сомнения в необходимости замены древних ниток прикрепа. Я же настаиваю на замене всех старых прикрепов. 1. Им больше ста лет. 2. Они были и в огне и в воде. 3. Они и у нас уже были обработаны всеми перечисленными на этом форуме химикатами. 4. Они непредсказуемы в эксплуатации - тоесть, как они себя поведут, если вынос плащаницы будет под снегом или дождем. 5. Они через один, два , пять - совсем истерты. Если одна нитка при дерганьи пальцами не вынимается, не значит, что эта же нитка, через несколько прикрепов при деганьи не разваливается в руках... и т.д. Сестра же говорит, что есть фрагменты, которые можно и так оставить, или добавить несклько (или сколько) нужно прикрепов, там где нитки повело, поволнились они или повисли. А мне кажеться, что тогда добавленные не по рисунку прикрепы будут выглядеть как штопка... Вобщем тупик. Нас со временем готовности плащаницы не торопят. Как вы скажете - долго, но заменять и тем укреплять или частично заменять, зато быстрее делать?
Вот складочка до "работы" с нею.
И та же складочка во время работы. На одну такую "складку" 16 на 10 см, уходит один рабочий день у меня.
Вчера сделала первую складку и только заканчивая сообразила, что можно было поверх старого картона не класть новый, а например плотный войлочек положить или холст - а то и шилом еле прокалывала и иглу еле вытаскивала - на утро пальцы опухли.
Сегодня уже положила поверх старого картона (его нельзя вытащить вообще не разрушив все) в несколько сложений тот же живописных холст, на котором и все "держится". Внешний эффект такой же, а колоть легче.
Новые прикрепы какие красивые получаются! Я бы все же все "перештопала" заново, уж очень будут отличаться новые от старых.
Похоже свое мнение у Вас уже сложилось, да и сроками не ограничены. Не ищите легких путей. И возможно в Вашем лице мир узнает достойного рестовратора.
Надя спору нет перешитый фрагмент выглядит значительно лучше ,чем оригинал... Но надеюсь перед началом работы Вы ознакомились с Венецианской Хартией?)))))Юрий предположил,что Вы прославитесь ,как реставраторы,я опасаюсь что при таком подходе Вы рискуете вызвать праведный гнев реставраторов всего мира.
Елена Олеговна права, Ваша складка это не реставрация. То есть, Вы изменили ритм складок, и у Вас уже получилось своё произведение.
На оригинала прикрепы идут слева направо, а Вы сделали справа налево.
Простите, сестры, мы ни с какой хартией не ознакамливались, и славы мы не хотим, и в реставраторы не набиваемся и восстановить один в один у нас все равно не получиться... мы все собрались, я ж говорю, чайники. Задача у нас пришить нитки оторванные и ветхие покрепче, чтобы можно было служить. Мы ж не для музея... А потом, чем спалить (как сразу батюшка сказал), потом сказал: "делайте, что хотите". Вот мы и делаем... а поскольку сами "не знаем что" то и спрашиваем у вас. Об произведении искусства или исторической ценности нашей плащанички речь не идет - однажды я уже заводила тему здесь на форуме, и вы мне сказали, что такие плащаницы (такого типа и качества шитья) не являются ценностью, а так... как память, просто как старая вещь... А мы, по "чайниковству" своему решили, что, чем новую вышивать, быстрее старую плащичку поштопать, вот и мучимся год, еле-еле живопись и то не всю свои же храмовые "чайники" иконописцы восстанавливают, а мы тут ниточки перебираем....
Надя,ты что за "ХАРТИЮ" на меня обиделась? Прости великодушно!!!
Согласна ,что ни исторической ,ни худ .ценности эта работа скорее всего не имеет и задача ваша была сделать её пригодной для Богослужения.Просто тема названа "...совета по РЕСТАВРАЦИИ" А то что мы видим к реставрации отношения мало имеет ,это скорее спасение,восстановление ,возвращение к жизни))))
Не сердись,Бога ради,если откинуть слово реставрация ,то ваш метод точно украсит плащаницу и надолго продлит её жизнь.
Помощи Божией в ваших трудах,терпения и еще раз терпения!
Нет, Елена Олеговна, и Вы меня простите, может неадекватно ответила, я ни в коем случае не обижаюсь, что Вы! Я с Вами совершенно согласна, "назвался груздем" - читай Хартию! Мне очень интересно, что там написано.
Простите, отступлю от темы, я по жизни телевизионный режиссер, когда училась в институте, у нас был факультатив по истории костюма - так вот прежде, чем читать историю костюма преподавательница наша велела нам выучить наизусть Кодекс дворянской чести, мы сначала недоумевали, а потом она объяснила нам, что костюм - так сказать, указатель на социальный статус, а не просто одежда. И нам нужно знать с какого первого "статуса" этот отсчет вести. А Хартия ведь это тоже отсчет, мерило. Поэтому я Вам благодарна, теперь буду знать и о Хартии.
Сестры, спасибо вам всем за внимание и за советы, очень это переживательное дело "не зная броду" лезть в такую воду, как восстановление плащаницы. И слова не могу правильные подобрать и действия. И посоветываться мне здесь не с кем, а вы все своими добрыми советами очень поддерживаете меня, только поэтому я еще не опустила руки. Спаси Господи!
Наденька, прочитайте здесь, думаю, вам будет полезно:
http://restoart.livejournal.com/5484.html#cutid1
Да, Танечка, спасибо, очень интересная статья.
...только поэтому я еще не опустила руки. Спаси Господи!
Какая Вы молодец, что это делаете!
Согласна ,что ни исторической ,ни худ .ценности эта работа скорее всего не имеет и задача ваша была сделать её пригодной для Богослужения.
Ну, про ценность это жестко! Для истории все ценно.
Вообще-то в реставрационных мастерских реставрируют вещи и для богослужебного использования в том числе и делают реставрационный паспорт и на них; да, цели у той и другой реставрации разные, но и в музейной реставрации история знает тоже разные цели.
Вообще, Вы, Надежда, герои, мне тоже предстоит вот так прикрепы заново шить на плащанице, с ужасом об этом думаю.
И мне в недалеком будущем нужно будет заниматься вот с такой же плащаницей.
Почти три недели не работал компьютер. Рада вашим новым записям. Мы шьем потихоньку. Я, радуюсь каждому перешитому кусочку, не знаю, как там мои напарницы - потому что все мы больше "ноем", а радуется наверное каждый тихо сам про себя. Но поняла я еще вот что - делать надо. Рецептов никаких нет - тут каждая нитка - задача. И ваши советы, и советы всех неравнодушных можно только слушать, но не всегда можно применить в силу разных причин. Так что - импровизация и ситуативная реакция. Вот, например, нитки, которыми делать новые прикрепы. Вопрос - какими нитками? Старые - это белые нитки, х-б, 10 номер. Даже если я такие найду - эти белые нитки на темно-коричневом как будут выглядеть? Как новые гвозди в почерневшем заборе. Взять нитки прикрепа в тон ниток настила - не будет видно узора прикерепа - поверите ли, мастерицы - неделю нитки искала, нашла - 30 номер, светло желтые, если их темным воском потереть, то и толщина и цвет вполне устративают... и так каждая мелочь! Интересно!
А х\б 10 нельзя тонировать?
Надежда, чего ноете-то. Прикоснутся к такой святыне великая милость Божия. Бог вам в помощь и Покрова Пресвятой Богородицы.
х/б не прочные нитки, берите шелк или синтетику, лавсан например.
[quote=Мария Е.]
х/б не прочные нитки, берите шелк или синтетику, лавсан например.
[/quote
Я бы взяла шелк ,синтетика может попортить ветхую золотную нить.
Чешский шелк, который Леночка ( Ради) высылала для прикрепов просто идеальный! Такой прочный! Так шьется им легко даже свозь большую толщину. И толщина нитей как раз почти как №10. И вощится отлично.Только намотка на катушках там небольшая. Нужно будет много катушек. Но он того стоит!
Танечка намотка есть и 1500 м и цвет можно подобрать. Карта цветовая большая; только около 600крон будет стоить такая бобина с засылкой Это на русские рубли умножить на 1;5 надо Сколько нитей надо то; может у меня наберется мелкими катушками по 10м тогда подарю; какой цвет?
Точно, чешский! Мне нужен будет серый под серебро. Лена, не могу найти карту цветов.
Лена! Может темку создадим или старую откопаем? Нам всем интересно про чешский шелк.
http://restoart.livejournal.co...
Вторая половина 19 века. Россия (Украина ?).
Эта плащаница - классический пример церковного декоративно-прикладного искусства второй половины 19 века. И иконография и использованные техники и материалы – типичны и каноничны для подобного предмета церковной православной службы.
Фоном для многофигурной живописной композиции и вышитых элементов служит хлопковый бархат. Изначально его цвет был насыщенно алым, почти гранатовым, но с течением времени и под воздействием агрессивной внешней среды (перепады температур, солнечный и электрический свет, влажность и т.д.) красная составляющая красителя трансформировалась в злотисто-рыжий цвет.
Фигура Христа и лики оплакивающих его Богородицы и святых выполнены в технике масляной живописи по грунтованному холсту. Выпуклость и рельефность холста достигалась за счет упругой подложки из ваты и бумаги.
Вышитые элементы исполнены в технике шитья по карте (по картону) золотными нитями двух видов (классическое пряденое золото с гладкой глянцевой поверхностью и рифленая матовая золотная нить). Нити прикрепа – шелковые, плотной крутки.
Все фигуры и элементы средника вышиты отдельно и затем положены на бархатное полотно-основу. Полосы орнамента с изображениями Евангелистов в углах так же вышиты отдельно и затем присоединены к бархатному среднику-основе. По краям полос с трех сторон пущена окантовка металлизированной бахромой. На четвертой, верхней, она спорота.
Под верхним слоем алого бархата находился слой плотной льняной ткани. А средник для большей плотности укреплен слоями проклеенной бумаги, проложенной между льняным слоем и подкладкой.
Состояние плащаницы можно было оценить как довольно тяжелое, но все ее дефекты и утраты были очень характерны для подобной вещи.
Общее загрязнение всей поверхности плащаницы.
Утрачена одна из фигур – Марии Магдалины.
На живописных фрагментах были многочисленные коробления и деформации холста, трещины и высыпания красочного слоя, потемнение и загрязнение лака.
Слои бумаги, служившие основой живописной аппликации, были изначально проклеены столярным или мучным клеем, который с течением времени был сильно поеден жучками-паразитами, прочем, как и сама бумага.
Бархатный фон сильно выцвел до неравномерного золотисто-охристого цвета. Ворс бархата истерся и высыпался, местами полностью, открыв хлопковую основу бархатной ткани.
В местах сгибов и вокруг наиболее тяжелых вышитых элементов появились многочисленные разрывы и посечки бархата.
По всей поверхности были заметны застывшие восковые капли.
Золотые нити на облачениях оплакивающих Христа святых сильно загрязнены. Во многих местах нити прикрепа посеклись и золотные нити сильно растрепались. В некоторых местах картон под золотным шитьем деформировался, прорвался.
Пелены Христа, выполненные из картона, обтянутого глазетом так же сильно деформировались. Сам серебряный глазет посекся и почти истлел фактически до полной утраты (что с ним нередко приключается).
Шитье на каймах по сторонам так же пострадало. На коротких торцевых сторонах на буквах и орнаменте были видны окислы металлических нитей. Эти зоны составляли около 30 % от всей вышивки каймы.
Бахрома была сильно загрязнена, верхняя горизонтальная ее часть утрачена.
Подкладка (не оригинальная, а уже менявшаяся) требовала адекватной замены.
В процессе работы вещь выглядела так:
На этом фото видно, что нам пришлось удалять золотные нити в тех местах, где наиболее сильно осели окислы меди ( в простонародье - ярь-медянка).
Окислы поражают всю струкуру нити, поэтому поверхностно удалитьих невозможно, через некоторое время зелень появится снова. Но картон под нитями нам удалось сохранить! Он не был сильно деструктирован и вышивка золотными нитями (денисовским золотом) шла прямо по нему.
На этом фото виден истиннный цвет бархата, сохранившийся под фигурами. А так же многочисленные прорывы и утраты - это уже всякая живность постаралась - мыши, жучок, моль и т.д.
Положена только Фигура Христа, еще не обложенная пеленами.
Демонтаж. Темное вокруг фигур - это как раз продукты жизнедеятельности той самой живности. Очень важно при разборе подобных вещей держать рядом пылесос с фильтрами. В месте, где много тканей, распространенией таких загрязнений недопустимо!
И вот, после многих дней кропотливого труда Она готова!
Все это нам удалось проделать, причем в довольно сжатые сроки.
Она вновь торжественна, прекрасна, и внушает не жалость, а восхищение работой старых мастериц и благоговение!
Ой, выше была ссылка... Ну ладно, не буду удалять, вдруг кто ссылку пропустил... :)
Прошу прощения, но самовольно корректирую название темы, иначе потом сами же не найдем ее!