Наш интернет-магазин «Корвана»: материалы для вышивки и рукоделия - korvana.ru

Вход для пользователей

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 1 пользователь и 6 гостей.

Пользователи на сайте

  • Есения

Читая сочинения св. Дионисия Ареопагита

Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

В этой теме хочу поделиться с Вами впечатлениями от трудов св. Дионисия Ареопагита, раскрывающих основы православной веры. В них нет прямых указаний по строительству храмов или изготовлению предметов церковного искусства, но подробно раскрывается метод - теория образа : "...материальные светы - образы невещественного светодаяния..." - и наглядно , через поэтические образы  и богословские идеи фактически поясняется программа, в каком направлении вести поиски художественных форм для выражения этих идей, что нам, современным людям очень помогает в осмыслении нашего наследия.

Программа была задана в 1 веке, формы были найдены, и церковная традиция донесла их через 2 тысячи лет до наших дней. Многое из наследия нами смиренно принимается, и это правильно. Но как благодатно душе увидеть в знакомых традиционных решениях выражение глубочайших богословских смыслов, выявленных св. Дионисием. Источник порнухи 2kiski Нет сомнений, что формы не случайны, а найдены человечеством в размышлениях над этими сочинениями.

 

Икона св. Дионисия Ареопагита, находится в Парижском соборе. Фото :  наша Любовь.
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

3579           

О подвеске паникадил.  

В каждом храме есть паникадило - главный церковный светильник, спускающийся из центра купола вниз, к нам, к тому месту, где мы принимаем Причастие. Можно заметить, что паникадило, как правило, подвешено на цепях или на подвесках-тросах, но  с интересными утолщениями круглой формы по всей длине троса. Какой смысл этих утолщений, мне было непонятно, принимала как данность, ведь такое художественное решение встречается очень часто и почти в каждом храме.

Объяснение нашла у св. Дионисия, он дает такой художественный образ :

"...Устремим же себя молитвами, чтобы взойти в высочайшую высь к божественным и благим лучам, как бы постоянно перехватывая руками ярко светящую, свисающую с неба и достигающую досюда цепь и думая, что мы притягиваем к себе ее, на деле же не ее, пребывающую и вверху и внизу, стягивая вниз, но поднимая к высочайшим сияниям многосветлых лучей себя." ( "Корпус сочинений". С.- П. 2010, стр.161)

"высочайшие сияния многосветных лучей" - так св. Дионисий пишет о Боге, к которому мы устремляемся в духовных совершенствованиях.

Цепи подвесок паникадила прямо являют нам этот красивый  образ, а утолщения на гладких тросах символически изображают эти цепи.

 

А! Так вот какого Святого икону я сфотографировала в соборе Нотр-Дам де Пари! smiley

Людмила, ещё пишите - так понятно у Вас получается.

 
Изображение пользователя art-tat.

Людмила! Спасибо Вам большое! Действительно очень понятно и доступно.. Самостоятельно сложно ( для меня)..

 

 
Изображение пользователя art-tat.

Такая красота..

 
Изображение пользователя Стрельникова Ксения.

Людмила, огромное Вам спасибо. Очень интересный материал. Если можно, пишите еще. Премного благодарна.

 
Изображение пользователя shadrin.

Спасибо за труд! Очень полезная информация.

 
Изображение пользователя Tatiana_.

Людмила, преогромное Вам спасибо. Пишите еще. Пожалуйста.

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

3588

 

 

 

 

Об облаках.

Aтеистическое сознание никогда серьезно не воспринимало изображения Бога на облаках, даже высмеивало этот образ. Признаюсь, и мне трудно было освободиться от этой инерции, поэтому, повсеместно в храмах видя облака в росписи сводов, относилась к этой традиции снисходительно, как к наивному выражению веры.

Глубокий смысл этого образа раскрылся только в сочинении св. Дионисия.

Подробно описывая животворность ангельской природы, богообразность небесных умов, он пишет, что "... видом облака богословие окутывает.. священные умы, ...им присуща плодородная, животворная, растящая и совершенствующая сила, порождающая умопостигаемый дождь, обильными дождями побуждающий приемлющее чрево к родовым дающим жизнь мукам.""

А преп. Максим Исповедник в комментарии к этому месту добавляет : " ...как облако "призывает" воду из моря и выливает ее на лицо земли..., так и умы, впитывая свое знание, распространяют его, подобно облакам, на тех, кто ниже их."
  ( "Корпус сочинений". С.- П. 2010, стр. 117)

То есть на нас. Так мы при Причастии стоим в храме под куполом и с радостью принимаем на себя умопостигаемый дождь, изливаемый на нас Небесными силами, помогающий нам в познании Бога.

Как точно  и гениально просто церковная традиция нашла место и художественную форму для выражения этой красивой идеи !

 

спасибо!

 
Изображение пользователя Наталия..

Спаси Господи, Людмила! Вы для меня вновь "открываете" Дионисия Ареопагита... В свое время не смогла его прочитать - неимоверно сложным показался...  Сейчас потихонечку возвращаюсь, в том числе и с Вашей помощью :)  Еще раз благодарю.

Как, по-Вашему,можно относиться к тому, что паникадила очень часто крепятся в "центр" купольного изображения Спасителя или Божией Матери? Что это - заложенный смысл, о котором можно догадаться (особенно после чтения трудов св. Дионисия), или просто невежество?

 
Изображение пользователя Tatiana_.

Спасибо.

 

Спасибо, Людмила.!!!

 
Изображение пользователя Ивановна.

Спаси Господи, Людмила!

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Наталья, конечно, не случайно паникадило крепится и спускается вниз именно из центра купола. В традиции нет ничего случайного. Но об этом чуть позже, так как этот образ довольно сложный.

И св. Дионисий подсказывает. Читаю вместе с Вами, перевод хороший. Переполняют чувства, когда так ясно видишь заданную им программу для церковного искусства, хочется поделиться, хотя не всю книгу еще прочитала. Поделитесь и Вы с нами своими впечатлениями.

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Умопостигаемый дождь.

Следуя принципам минимализма, утвердившегося в современном мире, мы и новые храмы строим почти без декора (это и ко мне относится!), тем самым обедняя архитектурный образ.

Знаем, что орнамент "облекает наглядностью некие мировые формулы бытия" ( о. П. Флоренский), но как это практически выполнить ?

Сегодня в нашем храме на службе подняла глаза к куполу и увидела воочию частый и обильный дождь благодати, изливающийся из облаков. Там, где начинается барабан купола, то есть на границе царств Небесного и земного, помещен орнамент с  частыми острыми зубчиками-капельками, как бывает при сильном дожде. Это орнамент в интерьере 19 века.

А второй снимок - древнерусский шедевр - 1198 г., Спасо-Преображенский храм в Нередице Новгородской области. Суровая, аскетичная архитектура, но этот образ и здесь присутствует  - на фасаде изливается умопостигаемый дождь - те же зубчики, а над ними в радостном ритме "кучерявятся" наглядные полукруглые арочки - облака.

Не декор это, а наглядное выражение "облаков богословия" и "животворящего дождя ". Так тысячу лет русская церковная традиция  следовала  св. Дионисию : "... воспеваем сверхсильного Бога, ... всем сущим обильным излитием от чрезмерности преизбыточествующей силы способность быть и само бытие даровавше3612 го". (стр. 265)

 

 

 

 

 

3613

 

 
Изображение пользователя Елена Сочи.

Как же все просто,когда кто-то объясняет,удивляешься,почему сам не догадался. Людмила,огромное спасибо за тему,очень интересная и познавательная.

 
Изображение пользователя Светлана Ан.

Людмила, низкий поклон!

 
Изображение пользователя Стрельникова Ксения.

Людмила, спасибо Вам. Пишите ещё и ещё. Все чрезвычайно интересно.

 

Низкий поклон!

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Лучи умственного света.

Исказить основы Веры можно не только словом, но и разрушая архитектурные формы, найденные церковной традицией, подвергая их невежественному "обновлению". Меня всегда поражала игра направленных световых лучей во время богослужений в православных храмах (особенно в русских !), которая отсутствует в нынешних новостройках  - храмах без окон или с большими окнами-витринами, или с кокетливыми экзотической формы окошками. Оказывается, и эта виртуозно организованная световая среда была не прихотью зодчих или рациональной необходимостью, а точным и наглядным воплощением идей св. Дионисия.

"... луч Светоначалия и Богоначалия..." стр. 52

"... истекающий луч един и прост, и всегда тот же, и сверхраспространен." стр.88

"...будучи Самим Добром, Бог на все простирает лучи Благости... сообщает всему сущему лучи всецелой Благости " стр. 167, 168

."... дает им видеть сначала неяркие лучи, а вкусившим света и стремящимся к большему потом показывает Себя больше и начинает сиять им с избытком..." стр. 176

"... познание Бога ... соединившись с пресветлыми лучами, оттуда и там освещается недоступной исследованию глубиной Премудрости." стр. 257

 

3645

 

.

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Конечно, и другие виды церковного искусства не могли обойти молчанием этот красивый богословский образ. Те же лучи умственного света видим исходящими от креста - символа Христа.

А на этой вышивке даже лучи разной длины : сначала неяркие, а потом изобильные ! Точно по тексту св. Дионисия.

3646 3647

 
Изображение пользователя Nensi-Nat.

Спаси Господи!

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Спешу поделиться сегодняшней догадкой о смысле довольно обычного традиционного декора иконостаса в нашем храме.

Согласно идеям св. Дионисия, лучи умственного света как доступные нашему пониманию изображены простирающимися от Ветхого и Нового Заветов, от потира с Причастием. Эти лучи заключены в круг Премудрости Божией, по периметру которого изобильно изливаются капельки благодати.

 

3688

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

О корабле.

Многозначным предстает у св. Дионисия и знакомый нам всем образ храма - корабля Спасения (понимаемый нами зачастую весьма однозначно).

Он пишет о молитве, возводящей нас к к сверхблагой Троице : "...когда мы призываем Ее всечистыми молитвами, незамутненным умом, приверженностью к божественному соединению, тогда и мы в Ней присутствуем." И  поясняет это молитвенное устремление образом причаливающего к берегу корабля, которого мы, схватившись за канаты, протянутые нам, притягиваем к скале.

Эту мысль св. Дионисия очень красиво и поэтично раскрывает в комментарии преп. Максим Исповедник : " ...чтобы мы видели за кораблем наш ум, бросаемый в разные стороны ветрами жизни, за морем - жизнь, изобилующую бурями, а за скалой - Христа, держась за Которого, мы пребываем, влача нашу жизнь, неколебимыми вместе с Ним." стр. 161-162

Этот образ ярко воплощен в храмах всех христианских конфессий, даже в аскетичных и скромных староверских моленных, например, как этот храм, уверенно и плавно плывующий в море житейских бурь.

 

3715

 

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

О парении.

Один из характерных признаков русского православного храма - легкость кровли, о чем часто забывают современные строители, навешивая тяжелые ветровые доски и водружая массивные по общему виду покрытия на храмы.

А прежде строители в этой конструкции виртуозно воплощали идеи св. Дионисия, ведь верх храма символически являет Церковь Небесную и главу ее - Вседержителя, которым свойственно непрестанное парение.

"... священный образ крыл ... означает абсолютную и высочайшую простертость к Божественному...

...многовидная сила высочайших умов ... и соразмерное с богоподражательными энергиями непрестанное вечное движение высокого парения..." стр. 103

"... легкость крыл - ... полное отсутствие приземленности и возможность совершенно чистого и неотягченного подъема." стр. 114

Поразительно, с каким мастерством эти образы воплощены плотниками здесь : кровля невесома, она парит над храмом. Различные наклоны крыши подобны взмахам крыльев, а резные концы кровли трепещут как перышки при парении в воздухе.

3811 Часовня Архангела Михаила. Кижи.

 

А где находится этот храм? Потрясающий!!!

 Я в августе еду в Кижи - с трепетом жду встречи с деревянной архитектурой.

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

В музее на о. Кижи. См. http://sobory.ru/article/index...

 

О! Как хорошо - я увижу эту часовню!

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Может быть, и внутрь зайдете ? Интересно было бы увидеть интерьер.

 

 

Попробую, если разрешат. Я там буду на Преображение.

 

Нашла в интернете фотографию, сделанную в июне. Но сейчас, я прочитала на сайте музея Кижи, реставрация закончилась. Крыши сияют белизной. Думаю, что на следующий год они посереют от дождя и снега. В прошлом году так же реставрировали Мельницу. А я через две недели должна туда поехать.

 3868

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Ждем обновленных фото !

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

О небесном хороводе.

В этом же маленьком, скромном, провинциальном храме сохранилось совершенно замечательное расписное небо, точно раскрывающее идеи св. Дионисия об устройстве небес. В современных храмах такого не увидишь.

преп. Максим Исповедник :

"... под небесными началами и пределами следует понимать сферическое устройство небес, разместившееся вокруг .. центра, воли Божией." стр. 171

" ... Бог все объемлет, ... как круг содержит все, что внутри него, и возвращается к самому себе как к являющемуся причиной". стр. 281

св. Дионисий :

"... сверхначальное Начало и Причина, всех сверхсущественно нерасторжимым объятием содержащая". стр. 78

"...Добро.. всех, собою охватывая, объемлющее.... собирая к единому истинному, чистому, единовидному знанию...." стр. 177

"... все взирает на Него, Им движется и содержится..." стр. 183

"... вокруг Бога... хоровод... непрестанно окружающий хороводом вечную Его славу в высочайшем из ангельских постоянно движущемся святилище... " стр. 74

преп. Максим Исповедник :

"...первые небесные силы хороводят непосредственно вокруг Бога ... вторые и третьи, ... водят хороводы, ... имея посредниками тех, кто перед ними около Бога." стр. 76

3874 Расписное небо в часовне Архангела Михаила

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Чтобы наглядно явить идеи св. Дионисия, в деревянных храмах к плоскому перекрытию подвешивалось такое "небо", а в каменных храмах небесный хоровод органически вписывался в сферу купола. Очевидно, что купол появился в византийском храме не по причине "технического прогресса" (как пишут современные обновленцы), а как совершенная и точная форма, отечески объемлющая собравшихся в храме и являющая нам небесный хоровод.

Часто в примитивных современных каменных храмах купола нет, идеи св. Дионисия забыты.

3875 12 век. Кипр

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Воплощение тех же идей в готическом храме - окно-роза.

3876 Шартр. Южное окно-роза.

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Не только у нас примитив - в современных западных храмах возвышенные идеи св. Дионисия настолько забыты, что если и есть окно-роза, то место небесного хоровода заняли пошлые цветочки.

3877 Современная "роза".

 
Изображение пользователя Дина.

Не согласна на счёт пошлых цветочков и забытых идей. Они там тоже есть, просто в другой форме. Просто это современные люди забыли.

 

--

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Дина, а какие именно идеи ? Детский калейдоскоп ?

Лена, в этой теме говорим о многозначных и прекрасных идеях св. Дионисия. А на этих снимках нет даже символизма, только повествовательные сюжеты. Совсем другой уровень, рядом поставить нельзя. Юнеско охраняет художественные ценности, а здесь речь о сакральных.

 
Изображение пользователя Дина.

А зачем придкмали калейдоскоп? для равлечения?

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Думаю, это магическое развлечение. Кстати, мистику и магию порой (далекие от сакрального искусства люди) не различают.

 
Изображение пользователя Alla_A.

.

 

Людмила, я ещё не попала в Кижи (как всегда что-то помешало). Еду уже точно в середине сентября - может быть даже и лучше, что на золотую осень попаду. С удовольствием поснимаю храмы как снаружи, так и изнутри.

И спасибо Вам за Ваши статьи и мысли. Полностью к ним присоединяюсь.

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Люба, ждем Ваших всегда интересных впечатлений.

 

Мне кажется, что нельзя цветочки называть "пошлыми". Они тоже творение Божие.И цветочные орнаменты употребляются и в вышивке церковной и в украшении Храмов.

 Да и вообще если вспомнить, в каких условиях людям приходилось служить Евхаристию, то.. тут было не до идеального храма. Главное это Евхаристия,и молитвы людей.

Можно и в больничной палате рядом с тяжело больным отслужить на тумбочке молебен и больной встает с одра.

Я конечно восхищаюсь описаниями храма св. Дионисия,и хорошо, чтобы было именно так, как он описал, но жизнь не так однозначна, как хочется.И новые храмы тоже имеют право на существование.

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Здесь разговор не об этом. И уж, простите, не могу согласиться с этим самым распространенным самооправданием обычного невежества и лени. Когда стремитесь к Божественному, Господь всегда поможет. Если хоть один христианин живет сегодня в особняке с евроудобствами, нет оправданий служить Евхаристию в сарае.

 

Люда, абсолютно согласна! Что мешает людям, схватившимся за церковное искусство изучить его? Лень и самооправдание! Когда ничего нет по обстоятельствам, понятно, но когда рождаются церковные предметы по невежеству, на абум, это безответвенность!  Ох, нам храм строить, помоги Господи!

 

//

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

О непрестанном движении и кипучести

Если в храме нет обширной сферической поверхности, то подробно показать всю Небесную иерархию трудно, нет места. Но и в этом случае традиция нашла лаконичный символ, по внутреннему родству характеризующий мир Небесный. Источник этой художественной идеи находим у св. Дионисия, описывающего богообразные свойства первой иерархии (серафимов, херувимов, престолов), находящихся непосредственно около Бога : "...вечное движение около божественного и непрестанность, жар, быстроту и купучесть этого постоянного, неослабного и вечного движения; способность уподоблять себе, возвышая и поощряя, низших, как бы приводя их в состояние кипения и воспламеняя до подобного жара; очищать их подобно молнии и всепожигающему огню;" (стр. 69)

Эту кипучую огненную круговерть являет нам пламеневидная спиральная свастика, которую иногда видим в интерьере шатров и на небольших сферических сводах. В литературе встречаются толкования этого изображения в виде ссылки на свастику, как древний символ благоденствия, заимствованный из индуизма, с чем нельзя согласиться, читая сочинения св. Дионисия.

4019 Интерьер шатра Покровского храма в Москве.На фото нашей Любови - мощная спиральная свастика в интерьере шатра Покровского храма (св. Василия Блаженного) в Москве.

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

О формах движений божественных умов и человеческих душ.

Так же поэтично и в доступных нашему пониманию образах св. Дионисий подробно поясняет  виды могучего духовного кипения  :

"...божественные умы движутся по окружности, когда их объединяют безначальные и бесконечные осияния прекрасного и Добра; по прямой - когда выходят вовне для промысла о меньших, чтобы правильно все совершить; и по спирали - когда, промышляя о меньших, продолжают неотрывно пребывать в том же положении относительно Причины тождества, Прекрасного и Добра, непрестанно двигаясь вокруг Нее по окружности.

Душе же свойственно, во-первых, круговое движение : ... что придает ей устойчивость. ...По спирали же душа движется, когда ... ее озаряют божественные знания .... А по прямой - когда ... она выходит вовне к тому, что вокруг нее, и затем извне ... возводится к простому и цельному созерцанию.

.... Причиной же, связью и целью таковых движений.... является Прекрасное и Добро, превышающее всякий покой и движение. Поэтому всякое состояние покоя и движения - из Него, в Нем, в Него и ради Него ..." стр. 181-184

Витые колонны мы часто видим на фасадах и в интерьерах христианских храмов - на киотах и в иконостасах. Теперь стал понятен их символический смысл. Атеистическое образование относило их к проявлениям маньеризма, экзальтации, подчеркивало неконструктивность этой формы. С такой ущербной трактовкой нельзя согласиться.

Мы видим в них воплощение идей св. Дионисия. Вот и в нашем храме интерьер наполнен всеми видами духовных движений, неуклонно наши души стремятся по восходящим спиралям и прямо ввысь, навстречу мощи божественных осияний. Часто одна колонна показывает сразу все виды этих движений.

 

4025 Колонна в иконостасе : восходящая спираль, прямой взлет, круглое сечение - как круговое движение.

 

 

 

 

 

 

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Киот с витыми колоннами, обрамляющими святой лик. Наглядное воплощение указаний по пути обожения : от круглого сечения основания колонны (с устойчивостью в вере), спирально (с божественными знаниями) и по прямой - вовне, к Богу. Прямой путь подчеркнут еще и вертикальными каннелюрами. Путь увенчан духовными плодами (капитель колонны). Пламеневидный кокошник (Господь -Свет) завершает композицию - из Него, в Нем, в Него и ради Него ...

4026 Киот.

 
Изображение пользователя Князева Ольга.

Людмила, спасибо!

 
Изображение пользователя Елена Сочи.

Спасибо,Людмила. Рассматривая такие вещи,даже в голову не приходило,что все это имеет такой глубокий смысл,есть над чем задуматься.

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

И в деревянной архитектуре такие решения :

4027 Звонница

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

И в вышивке :

4028 Афон. Поручь.

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Западное христианство - воплощения тех же идей св. Дионисия : балдахин над престолом или святыней являет движения божественных умов.

4029 Балдахин

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Киот в католическом храме :

4030 Гоа. Пристенный киот.

 
Изображение пользователя Татьяна.

И ту же самую спираль вы найдете везде, и в языческих капищах, и в индуистских храмах, и в театрах, везде! Там тоже она несет какой-то глубинный смысл?

 

Cпасибо за потрясающий материал!

 
Изображение пользователя busik.

Спасибо, Людмила!

 
Изображение пользователя Хельга.

Татьяна пишет:

И ту же самую спираль вы найдете везде, и в языческих капищах, и в индуистских храмах, и в театрах, везде! Там тоже она несет какой-то глубинный смысл?

Татьяна, все орнаменты, использованные в язычестве наполнены своим смыслом. Если мы для выбора орнамента для украшения той же одежды руководствуемся вкусом и эстетическими соображениями, то в языческом мире орнамент - весьма регламентированная вещь. Что можно изобразить на мужской, женской или детской одежде.

Христианство же наполнило эти орнаменты своей символикой...

По поводу той же спирали, если интересно:

http://www.symbolarium.ru/index.php/Спираль

 
Изображение пользователя Татьяна.

Оля, спасибо большое за статью! 

 
Изображение пользователя Светлана Ан.

Людмила, еще раз кланяюсь за труды! Копирую для учениц.smiley

 

вот нашла кое-что к теме...

" В сводах куполов некоторых церквей изображается странная, не имеющаяя аналогов в предшествующей традиции, розетка из повторяющихся кривых линий, задающих мотив вращения(церковь в Дьякове, отдельные столпы собора Покрова на рву и некоторые другие). Более всего она напоминает символ солнца, иногда встречающийся в индо-европейской традиции. Однако появление языческой символики в православном куполе совершенно невероятно, сомнительно и чисто декоративное решение. Истолкование розетки в куполе как образа вращающегося света, связанного с темой схождения Благодатного огня, кажется правдоподобной гипотезой" - из трудов А.М Лидова (историка, византолога, религиоведа)

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Да, Ирина, символ всегда многозначен. Но после прочтения св. Дионисия именно этот смысл мне показался самым очевидным. Теперь надо выяснить, когда по времени такие колонны стали повсеместно появляться в храмах ?

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Светлана Анатольевна, в связи с такими колоннами как путем обОжения, мне вспомнилось сочинение Феофана Затворника - "Толкование на псалом 118". Там подробнейшим образом рассмотрен этот путь. Может быть, было бы интересно вновь перечитать.

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Почему именно на колоннах нашли место эти символические смыслы ? Думаю потому, что столпы в храме - как столпы Веры - у христиан один из самых излюбленных художественных образов. В каноническом пространстве столпы несут купол с изображением Господа-Вседержителя. Иконостасы первоначально были тябловыми, иконы стояли впритык как на полках. Позже появились столбики, разделявшие иконы с образами святых, то есть, с образами подвижников, прошедших уже путь обОжения. Очень логично здесь же и показать этот их путь.

В базиликах ряды колонн имеют то же символическое значение.

А вот в дохристианской архитектуре что-то не помню колонн, разделенных декором на несколько частей. Парфенон : http://fotki.yandex.ru/users/g...

Как пишут в литературе, здесь колонны являют равных в правах граждан, несущих бремя власти.

 
Изображение пользователя Дина.

4069 Храм Аполлона Исменийского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как Вам такое разделение на колоннах?

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

По-моему, здесь впечатление очень конструктивно-правдивое :  колонны как будто пружинят под весом несомых балок - об этом говорят одутловатая книзу форма капителей и опухлость колонн в нижней части, а также совсем сплющенная форма  их оснований. Напоминает процессию рабов, покорно несущих свою ношу. Что в литературе пишут об этом, не знаю.

Конечно, этот приземленный образ противоположен по смыслу символике колонн в христианских храмах, являющих одновременно и навстречу друг другу движение вверх обоженных человеческих душ и нисхождение сверху на них благодати Божией через Небесные Силы.

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Кафедральный собор в Брюгге (16 век) : покраска колонн в виде спирали.

 

4070 Нотр-Дам в Брюгге

 
Изображение пользователя Дина.

У Вас, Людмила очень .., даже не знаю какой эпитет подобрать! Такой приятно-отвлечённый взгляд, наверное духовный. У меня совсем другое видение смысла формы этих колонн, очень пошлый. (Вот такая плохая девочка) Это один из древних храмов Греции в Фивах. Построен он за много веков до нашей эры и по времени постройки древнее Парфенона. Христианского смысла конечно в них нет. Простите, что отвлекаюсь от темы.

 

4083

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Людмила, спасибо ! А какого времени вышивка ?

Дина, ??? Это моя фотография, сама была в Брюгге 18 сентября 2012 года.

Или Вы говорите о египетском храме ? По формам это не Греция, а Древний Египет. У них был культ тьмы, богов подземного царства. Думаю, подпись под фото ошибочная. Изображений этого храма в интернете нет, поищите и убедитесь . Фивы - это два разных города, один в Греции, другой в Египте.

См. http://yandex.ru/yandsearch?te...

Думаю, на фото храм в Луксоре.

Мне кажется, Вы намекаете на то, чему поклоняются в индуизме. Но здесь другое.

Формально колонны изображают бутон лотоса.

А на этом фото египетские колонны имеют вертикальные впадины-каннелюры, но посмотрите, их движение направлено не вверх, к плодам духовным, а вниз, к подземному царству. От бутона, который откроется к Солнцу, вертикальные каннелюры даже отрезаны толщей ствола.

4085 Луксор

 

Людмила, здесь подробнее http://lib.pstgu.ru/icons/inde..., век не указан.

 
Изображение пользователя Дина.

Людмила, спасибо! Это такая подпись была где-то на туристическом сайте. Удивительно, а как попала Ваша фотография на сайт?

Спасибо за объяснения! Очень интересно. Ясно про Фивы.

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Дина, все фото в этой теме я сама размещаю. Желательно, чтобы фото были оргиналами, а не скопированными откуда-то (авторское право...), что и делаю по мере возможности. А если у меня нет, то ищу по интернету и помещаю здесь.

Пометка www.ubrus.ru устанавливается автоматически. В данном случае именно подбор фото становится объектом авторского права этого сайта. С чем  мы с благодарностью  соглашаемся,  ведь все пользуемся предоставленной нам исключительной возможностью на этих страницах.

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

О сиянии божественной тьмы

Золотой фон византийских икон и мозаик рассмотрен как символ Божественного Света во многих трудах по христианскому искусству, этот смысл нам понятен. Мне долгое время казался странным и смущал темно-синий фон фресок в древнерусских храмах. Четкое пояснение этого нюанса символики находим у св. Дионисия :

"Божественный мрак ...это "неприступный свет", в котором ...обитает Бог...- невидимый из-за чрезмерной светлости и неприступный из-за избытка сверхсущественного светоизлияния". стр. 420

""Молимся о том, чтобы оказаться нам в этом пресветлом мраке и посредством невИдения и невЕдения видеть и разуметь то, что выше созерцания и знания, что невозможно ни видеть, ни знать, ибо это и есть поистине видеть и ведать; ....восходя от последних к первейшим, все отнимаем, чтобы ....увидеть тот пресущественный мрак, скрываемый всяческим светом, связанным с сущим." стр.402-403

Мы стоим в храме, с молитвой поднимаем глаза к сводам и восходим вверх к пресущественному мраку, сиявшему всегда, превечно, до видимого нам света.

4133 Фрески Ферапонтова монастыря

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

О порядке небесных сущностей

Для полноты обзора следует вспомнить теорию св. Дионисия о небесной иерархии, хотя именно эта часть его наследия широко известна нам по образам христианского искусства.

"... три троичных устроения. И первое ... пребывает всегда около Бога, близко к Нему и прежде других, непосредственно ... соединяется с Ним....святейшие престолы  и ... именуемые херувимами и серафимами.. стр. 66

И преп. Максим Исповедник добавляет : "...далее ...господства, силы и власти. И в третьей служебной триаде первые суть начала, затем следуют архангелы, и последние - ангелы." стр. 67

Престолы

" ... окрыленные же колеса, бесповоротно и неуклонно движущиеся вперед, означают способность идти в своей деятельности прямым и верным путем, на каковой неуклонный прямой путь сверхмирно направляется прокладываемая их разумом колея. ...Огненым боговидным колесам свойственно ведь вращаться вечным движением вокруг одного и того же Блага; " стр. 119

"... обнаруживает ...наименование... высочайших и превознесенных престолов - беспримесную изъятость по отношению ко всякой до ног сниженности и устремленность надмирно к верху;" стр. 69

Так, точно по св. Дионисию изображаем престолы : без ног, в виде колес с крыльями.

4524

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Подумалось, что вращающиеся диски на фресках византийских храмов, замеченные А. Лидовым, могут быть изображениями престолов.

4531 Храм Панайя Форвиотисса в Асину, Кипр

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Паетки, которыми зашивается фон воздухов и оплечий фелони, вряд ли только декоративны. Это те же вращающиеся диски, и их размещение (как престолов) на литургических предметах очень оправдано.

4532 Деталь воздуха

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Преп. Максим Исповедник так комментирует текст "О священнических совершениях":

"... иерарх первым богозрительно просвещается, потом передает это сущим под ним, потом совершенствует тех, кому передает просвещение." стр. 367

Так что образы "сверхмирно направляющих" престолов на оплечиях священнических облачений по смыслу не противоречат идеям св. Дионисия.

 
Изображение пользователя Nensi-Nat.

Как интересно про паетки!

 
Изображение пользователя Елена Сочи.

Ко мне недавно знакомая пришла,увидела орнамент на воздУхе,и задала вопрос,что  означает именно этот орнамент,ведь в церковном искусстве ничего просто так не бывает,все что-то обозначает. Прямо в тему - обычные пайетки - а какой смысл.

 

Мы стоим в храме, с молитвой поднимаем глаза к сводам и восходим вверх к пресущественному мраку, сиявшему всегда, превечно, до видимого нам света.

[/quote]

Спасибо, Людмила.

 
Изображение пользователя tamaratbilisi.
 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Спасибо, Тамара ! Это, вероятно, ранневизантийский свод, когда на нем еще не было изображения Господа Вседержителя, а было изображение Креста. Что по смыслу равноценно.

 
Изображение пользователя tamaratbilisi.

ne za chto... :) ia vmeste s Vami dlia sebia obnarujila temno sinii fon fresok i ikon ...

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Серафимы

Напоминаю текст Св. Дионисия о серафимах :

"... серафимы ... "поджигатели" или "горячители" ... способность уподоблять себе, возвышая и поощряя низших, как бы приводя их в состояние кипения и воспламеняя до подобного жара; очищать их подобно молнии и всепожигающему огню; особый, обладающий неприкрытостью и неугасимостью всегда одинаково световидный и просвещающий образ ..." стр. 68-69

"...Чин серафимов .... изображается с двенадцатью крылами, - как ....воспевающий многопетое богословие. ....Их несметноликость и многоногость указывают... на их многовИдение при божественнейших блистаниях и на вечную подвижность и множественность в путях умозрения божественных благ. Шестеричность же... в устройстве крыльев являет ... не священное число, , но - что первые, средние и последние из их умственных боговидных сил принадлежат к высочайшей у Бога сущности, вверх устремленному, совершенно свободному надмирному чину. 

... помещает крылья вокруг их лиц, тел и ног, намекая, что они полностью окрыленны и что возводящая их к истинно Сущему сила многообразна.

... летают посредством одних только средних крыльев, - священно понимай, что чин ... благоговеин в отношении более высоких и более глубоких из своих умозрений, и возводится к соизмеримости с боговидением средними крылами ...." стр. 357 -359

5007 Серафим

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Преп. Максим Исповедник поясняет :

"Шестиричность в устройстве" означает, что у серафимов по шесть крыльев.

Не на самом деле ведь они имеют крылья.

...серафимы лица и ноги закрывают крыльями, а с помощью средних крыльев летают." стр. 358-359

Как видно, мы изображаем серафимов в прямом ракурсе, в котором видны шесть крыльев из двенадцати.

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Херувимы

"... множество знания" или "излитие премудрости"... разумность и боговидность, способность воспринимать высочайшее светодаяние и созерцать впервозданной силе благолепие Богоначалия, преисполняться умудряющего преподания и обильно приобщать вторичных к излитию дарованной премудрости." стр. 69

и преп. Максим Исповедник поясняет :

"...всякий ум, осуществленно сущий и все разумеющий, воспринимает постоянно в него от Бога текущее объединенно; потому и называются в священнейших Писаниях совершенно все херувимы многоочимыми."стр. 123

"... Они ведь исполнены не чувственными глазами, но сама их сущность, будучи живым умом, целиком представляет собой остро зрящее око. Потому и "многоочимыми" называются они в молитве." стр. 397

5076 Походный реликварий.