Наш интернет-магазин «Корвана»: материалы для вышивки и рукоделия - korvana.ru

Вход для пользователей

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 2 пользователя и 6 гостей.

Пользователи на сайте

  • Dusja
  • Лариса Петрова

Раннесредневековая вышивка 9-10 вв, археология.

Изображение пользователя chainic.

Так получилось, что я собираю информацию о вышивке в Северной и Западной Европе, причем строго с 8 по 11 век. О вышивке у скандинавских народов, о вышивке английских островов. Хочу поделиться своей информацией. Работа конечно не претендует на научные изыскания, и описывать находки я буду кратко, так сказать, в порядке ознакомления. 

По вышивке Эпохи Викингов написано немало хороших статей. В основном, англоязычные.

Вот одна из самых понятных, с хорошим переводом на русский язык.

http://www.cs.vassar.edu/~capr...

Автор Carolyn Priest-Dorman - т.н. "реконструктор" -то есть, любитель, интересующийся историей. 

 Перевод Сигню Ингольвсдоттир (псевдоним русской девушки-реконструктора).

Переводов этой статьи немало, но этот на мой взгляд наиболее удачный. 

http://www.narodko.ru/article/...

продолжение

http://www.narodko.ru/article/...

Некоторые специальные научные исследования ученых-археологов включают в себя несколько слов о вышивке конктерных находок. Вот эти то "перлы" я и соберу.

 

Изображение пользователя nadia.

Давайте, давайте. А с картинками?

 
Изображение пользователя FotinaBerman.

nadia пишет:

А с картинками?

с картинками?))

 
Изображение пользователя chainic.

сейчас сейчас! и картинки! статья готовится к публикации! :) 

 
Изображение пользователя FotinaBerman.

ну воооотsad

 

Очень даже ждем.

 
Изображение пользователя chainic.

Разрешение авторов реконструкций получено :) Можно публиковать фотографии.

Вышивка не была освоена викингами до первой половины IX столетия. В то же время, существенное влияние соседних народов, с которыми они контактировали, давало свои плоды в технологиях и искусстве. 

Мало помалу викинги начали подражать своим соседям в текстиле и орнаментации одежды. Выделились два основных стиля вышивки: 

Стиль, сформировавшийся под влиянием западных земель, представленный находками из Бъеррингхой (Bjerringhøj) и Йорвика (Jorvik); 

Стиль, который сформировался под влиянием востока (находки из Бирки (Birka) и Вальсгерде (Valsgärde). 

“Западный стиль“ мог быть заимствован от англо-саксов. Вышивка чаще всего состояла из настила волокон на ткань и включала в себя швы, известные в современном мире как стебельчатый (stemstitch, гладь (couching), тамбурный (chain stitch и "шов-елочка" (herringbone stitch). Одна из самых ранних находок подобной вышивки (чисто скандинавского происхождения) – два женских платья из захоронения в Усеберге в Норвегии, которое датируется 834 годом. К сожалению, доступная информация о тканях из этого погребения во многих аспектах поверхностна и неопределённа. Очень трудно разделять вышивку на восточную и западную, но исходя из того малого, что мы знаем, шёлковая аппликация и орнамент на королевской мантии, а также росшив в виде звериных голов на одеждах слуг (Анне Ингстад (Anne Stine Ingstad)) более напоминает западную орнаментику, чем восточную. Расцвет "восточного стиля" приходится на IX век.

Это направление, представленное находками из Бирки (Швеция), было похоже на технику Киевской Руси, Византии или же было изначально славянским по происхождению с самого начала. Как и другие формы восточных орнаментов, этот тип вышивки требовал использования серебряной проволоки или нити для достижения декоративного эффекта. Фактически восточный стиль вышивки (или более верно – поверхностное декорирование ткани) включал в себя один или два приёма, которые требовали использования иглы: стебельчатый шов, гладь и, возможно, некоторые формы сетчатого шва (ösenstitch - mesh stich). 

Статья "Текстиль с Осебергского корабля" - английский язык.

http://forest.gen.nz/Medieval/...

Сцена похорон королевы Асы, Осеберг. Норвегия, датируется 9 веком. 

8728

 

 
Изображение пользователя chainic.

Не смотря на плохую сохранность вышивок, все же некоторые детали можно рассмотреть. там был большой вышитый гшерстью гобелен, а также вышивки шелком на одежде, некоторые детали подушек тоже были вышиты. 

8729

 
Изображение пользователя chainic.

8730

 
Изображение пользователя chainic.

8731 Мотив "со зверями" - вышивка шелком. Вышивка шелком. Мотив "крест" - Стебельчатый шов. Вещь импортирована с Британских островов. 

 
Изображение пользователя chainic.

8733

 
Изображение пользователя chainic.

Графическая реокнструкция гобелена из Осеберга. Вышивка шерстью. 

Попытка реконструкции гобелена в оригинале, вышивка шерстью 

8734

Вообще, гобелены вышитые в скандинавии были очень популярны. Ими украшали стены вместо ковров и обоев. 

 
Изображение пользователя chainic.

Еще реконструкции гобелена. Работа иностранных реконструкторов-любителей.

8735

 

 
Изображение пользователя chainic.

Вышитый гобелен из Норвегии. 11 в. 

Оригинал и реконструкция. 

8736

 

 
Изображение пользователя chainic.

8737

 
Изображение пользователя chainic.

Вышитый гобелен из Исландии. 11 в. Сохранился в ризнице местной церкви. Оригинал.

8738

 

 
Изображение пользователя chainic.

8739

Музей в Треллеборге. Реконструкция "дома викингов". Копии гобеленов висят по стенам.

 

 

 

 

 

 

Самый знаменитый вышитый гобелен - это гобелен из Байо. Датирован он 11 веком и его длина... Иллюстрирует он завоевание Норманнами (норвежцами) севера Франции - Нормандии. 

Гобелен Байо (Bayeux Tapestry) - хронологическая запись созданная в 11 столетии, является шедевром мирового значения. Это - вышивка на льняной ткани, при помощи шерстяных нитей различных цветов. Ответственность за выполнение этой работы было, согласно  высокому статусу, доверена Англосакскому епископству, контролируемому Одо де Контевиллем, Епископом Байо  сводному брату Вильгельма Завоевателя. Это "сценическое действо" свыше 70 метров в длину и 50 сантиметров в вышину, восстанавливает историю завоевания Англии Вильгельмом Завоевателем.  
Подробнее:http://swordmaster.org/2010/06/15/gobelen-iz-bajo.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD_%D0%B8%D0%B7_%D0%91%D0%B0%D0%B9%D1%91
Все 70 метров, фото.
http://swordmaster.org/2010/06/15/gobelen-iz-bajo.html
8740
 
Изображение пользователя chainic.

8741

 
Изображение пользователя chainic.

Но продолжим про вышивки из Осеберга, поговорим про одежду. Остатки вышивки шелком. 

Информация о вышивках из Усеберга также немногочисленна. Манксгард (Elisabeth Munksgaard) рассказывает «о чудесных вышивках по шёлку в Осеберге, с различными животными, чьи головы повёрнуты назад и вписаны в круги, напоминающие стиль Борре». В книге Ингстад включены в себя контурные рисунки фрагментов, выполненных в этом стиле. Два изображённых стилизованных животных могут быть либо оленями, львами или, возможно, лошадьми. Они, вероятно, были разноцветными, и основа внутри была полностью заткана. Находки в Осеберге породили орнаментальный стиль "Осеберг".

8742

 
Изображение пользователя chainic.

Также в Осеберге был инайдены остатки очень простых вышивок. 

Вышивка шелком по шелку. Графическая реконструкция.

8743

8744

Вышивка стебельчатым швом. Графическая прорисовка.

8745 8746  Реконструкция

 

 

 

Не все вышивки из Осеберга, к сожалению, мне доступны, некоторые фотографии не опубликованы "в сети", а находятся только в книге Анны-Стины Ингстад.

Реконструкция шелковых Осебергских находок сложной вышивки стебельчатым швом. Работы Екатерины Савельевой (Вельга).

8747

8748

Это - детали исторического скандинавского костюма. 

8752

Хозяйка волшебной книги и автор реконструкции Вельга, Москва.

http://vk.com/silverkatur

 
Изображение пользователя chainic.

Забавный способ украшения швов встречался в нескольких скандинавских помпезных захоронениях - на подушках, например. Это модифицированный "козлик". 

Шов Вандайка .

Приёмы вышивки эпохи викингов
Ещё один тип вышивки, который был распространён ещё до эпохи викингов – орнаментация шва. Пример шва на найденной наволочке из Саксонского Саттон Ху (Sutton Hoo) (VII век), возможно, определял традиции Северной Европы. Один из швов, украшавших костюм из Осеберга, был перевит петлевидным швом двойной нитью. По моде IX – X веков находки из Хедебю и Бирки были декорированы шнуром или тканой тесьмой поверх швов. Находка в погребении из Маммена (X век) представляла собой шерстяную подушку с вышивкой поверх шва. Швы, использованные в находках из Саттон Ху и Маммена, идентичны и оба представляют собой толстую длинную полосу в виде косы. Но, всё-таки, шов, использованный на наволочке из Саттон Ху - сложный витой вариант шва Вандайка (Vandyke stitch). 

А шов на подушке из Маммена  намного проще и похож на вариант "шва-елочки". Приёмы вышивки эпохи викингов

8751

 

 
Изображение пользователя chainic.

 Находка из Bjerringhoj - Бъёррингхой (Мамменский приход, Дания), 10 веком  датируется. Это погребение дало целый устойчивый стиль северной орнаментики под названием "Маммен".  В мужском погребении конца X века были обнаружены фрагменты шерстяных и саржевых тканей, возможно остатки плаща или других одежд с различными орнаментами, выполненными стебельчатым швом. Сейчас фрагменты ткани тёмно-коричневого цвета, но вполне возможно, что они были ярко окрашены. Два оттенка коричневой шерстяной нити могли быть двумя совершенно разными цветами. Некоторые сохранившиеся орнаменты выполнены только в контуре, хотя узор витых листьев выполнен по контуру разными оттенками одного цвета. Примечательно, что основная ткань покрыта отверстиями от иглы, что подразумевает присутствие другой, не сохранившейся вышивки. Основываясь на остатках шерстяных и шёлковых тканей, было заключено, что они вышивались дополнительно льняной нитью, которая редко сохраняется в погребениях. 

Современные исследования говрят нам о том, что вышивка была сделана в саксонском стиле, и вероятнее всего костюм был импортирован с Английских островов. Крайне редко в Скандинавии сохраняется вышивка шерстью по шерсти.

 По крайней мере, шесть различных орнаментов были обнаружены на остатках тканей из погребения в Маммене. Только некоторые из них несут на себе влияние эпохи викингов. 

Наиболее характерным орнаментом является полоса стилизованных человеческих лиц, расположенных по вертикали. Каждое лицо выполнено в контуре, 3 дюйма шириной и перевито маленькими руками и так называемой лозой. Этот орнамент получил название «хватающихся человечков». 

Второй орнамент подобного типа менее сложный. Лица более овальные, мотивы переплетения отсутствуют. Подобное изображение человеческих лиц (за исключением отсутствия усов) подобна изображениям на шкатулках из Бамберга (Bamberg) и Каммена (Cammen).

Орнаменты мотивы на одежде викингов

Третий фрагмент - орнамент задней половины пятнистого четвероногого животного (леопарда?) с задними лапами, очень характерными для изображений эпохи викингов. 

Два оставшихся мотива, найденныx в Маммене, более производны по своему дизайну. Первый – изгибающаяся лоза, шириной, примерно, ¾ дюйма, сходен по характеру с византийскими и англо-саксонскими мотивами окантовки одежды. Он выглядит на удивление «средневековым» и сходен со стандартными растительными орнаментами позднего феодального периода. 

Орнаменты мотивы на одежде викингов
На втором фрагменте изображена пара животных, обращённых друг к другу, с узким вертикальным элементом между ними, возможно, Деревом Жизни. Такие орнаменты были распространены на Востоке и украшали шёлковые изделия. Эта последняя вышивка имеет более грубые формы по сравнению с другими орнаментами, она могла быть заимствована из иноземных текстильных мотивов.

Фотографии вышивки, прорисовок и реконструкции  костюма музейными сотрудниками. 

8750

8749

 
Изображение пользователя chainic.

Это были реконструкции, выполненные для музеев и научных книг.

Теперь реконструкторские работы (выполненые не научными сотрудниками).

"Импортные".

8760

8753

 
Изображение пользователя chainic.

"Наши".

Екатерина Савельева.

8762

8754

8755

 
Изображение пользователя chainic.

8756

8758

 
Изображение пользователя chainic.

Вышивки в предыдущем посте - тоже Екатерины Савельевой.

Иногда, когда цель стоит именно повторить археологическую вышивку, мастрица нарочито угрубляет стиль. 

Например, вышивка того же узора с мантии работы Ксении Зарицкой.

8759

 
Изображение пользователя chainic.

Оригиналы были "еще краше" :)))

8787

8763

8761

 
Изображение пользователя FotinaBerman.

здоооровскоооо... спасииибоооо!!!

 
Изображение пользователя Лия.

пытаюсь воосстановить дыхание в зобу..., а то сперло...blush

 
Изображение пользователя chainic.

Реконструкция узора из Маммена от Андрея Семенюка (клуб "Варгенторн" Минск). На фото - хозяин. Автор вышивки - его жена.

8764

Прорисовки узоров из Маммена.

 

8771

8772 8773

 
Изображение пользователя chainic.

Вышивка из Маммена. "виноградная лоза", "лица" . Работа Анны "Бьорк" (С-Пб)

9092

9093

 

Большинство вышивки в скандинавии было сделано...проволокой. Но об этом позже. Маммен - одно из немногих западных курганных захоронений викингов, где была найдена золотная нить, или как о ней пишут "пряденое" золото. Не только в виде вышивки, но и как уток в тесьме.

8767

 
Изображение пользователя chainic.

По крайней мере, три погребения эпохи викингов в Вальсгерде (Швеция) содержат примеры вышивки серебряной металлической нитью. Возможно, это было веянием византийской моды. Информация по некоторым погребениям в Вальсгерде была опубликована Лизе Бендер Йоргенсен в общих чертах. Несколько разных фрагментов вышивки серебряной нитью по шёлку было найдено в погребениях 10, 12, 15. Три из них представляли собой расшив гладью на шёлковой основе, сотканной из полос. (Тут ошибка у Кэролин, это не гладь).Одна находка была вышивкой на саржевом шелке. Все эти орнаменты служили украшением костюма. Эти три погребения датируются X веком, что совпадает с возрастом златотканого орнамента "западного" стиля. Довольно сложно точно определить технику вышивки, использованную в фрагменте из погребения 15, но фотография показывает, что орнамент состоит из близко расположеных стежков стебельчатого шва или, возможно, некоторого вида глади. Бендер Йоргенсен подтверждает наличие вышивки гладью на некоторых остатках костюма из Вальсгерде. Это фрагмент предполагаемого ворота. Другие части показанные в издании "Мир Викингов" (World of the Vikings), называемые манжетами, хотя и по-другому орнаментированы, но выполнены тем же приёмом вышивки, что и ворот.

8780

Вышивка выполнена на синем шелке. По моему ощущению, вышивка сделана "вкрипреп по форме".  Здесь использовано именно пряденое серебро. Красный суконный кафтан на пуговичках был украшен воротником-стойкой и манжетами с вышивкой византийскими узорами. 

Что интересно, край манжет украшен характерным для скандинавии сспособом - плетенкой из серебряной проволоки.

8769

8770

 
Изображение пользователя chainic.

Эту вышивку из Вальсгарде реконструируют по-разному. Ктото делает вприкреп по форме, ктото другой техникой, так как в оригинале видно плохо, а ученые бывают пишут всякую белиберду. У них все "вприкреп"... 

Вот работы принадлежащие Андрею Семенюку сделанные мастерицами из его клуба "Варгенторн".

8774

 
Изображение пользователя chainic.

А это - работа Ксении Зарицкой. ПО технике другая, по виду - более похожая на оригинал.

8776

8775

 
Изображение пользователя chainic.

Известные примеры стебельчатого шва найдены в пяти захоронениях города Бирки (Швеция). Это фрагменты мужской и женской одежды, которые датируются X веком. Использованные материалы включают в себя вышивку шерстяной нитью по сукну, шёлковой – по шёлку и золотую – по неизвестному, не сохранившемуся материалу. Один фрагмент представлял собой вышивку по декоративному шелковому твилу, который пришивался на льняную основу мужского костюма. Другой фрагмент был выполнен приемом стебельчатого шва и закреплял между собой два слоя сукна в виде окантовки костюма. Бирка - один из крупнейших могильников Европы, 1000 погребений, исследования ведутся более 100 лет, выпущены шесть толстых томов исследований и немыслимое количество статей. 

Деталей костюмов и украшений было найдено много, но вышивки всего три образца.

Вышивка на поясе из Бирки. 

8781 Большинство примеров стебельчатого шва в Бирке не представляют собой отдельных орнаментов. Возможно, они были использованы для таких конструкционных, декоративных приёмов как аппликация и обработка краёв одежды. Хотя, с тех пор как вышивка золотой нитью выполнялась на любой ткани, невозможно определить какой характер носили эти швы. Отчётливый орнамент в виде ступенчатой линии найден в погребении 735 (Бирка) и датирована серединой X века. Возможно, она украшала шелковый мужской пояс. 

Вышивка стебельчатым швом выполнялась как шерстяными и шелковыми нитками, так и пряденым золотом и серебром. От вышивок металлизированной нитью сохранился только металл. Вышивка прочими швами выполнялась из проволоки. В этом реферате будет рассмотрена только вышивка нитками.

St 2. Погребение Bj 944. Вышивка стебельчатым швом шелковыми нитками по плохо сохранившейся ткани. Шелковая нить слабо скручена влево.  Стежки выполнены так, что игла выходит справа от нити. На изнанке стежки маленькие. После того, как с ткани осторожно отчистили землю, стала вполне различима фактура: тонкий лен с примерно одинаковой плотностью в основе и утке, около 15х15 нитей/см. Строчки идут довольно параллельно друг другу, хоть и немного неровно, и скапливаются около края полоски шелка, на которой лежит серебряная (металлизированная) тесьма. Кажется, что тесьма оторочена тонкой тканью. Все вместе скомкано в плоский комок, к обратной стороне которого прилипли земля и дерево. В нескольких местах виднеется обычная серебряная тесьма.

St 3. Погребение Bj 735. Контурная вышивка шелковой нитью по шелку S4 (самит с узорами). Стежки редкие, немного косые.
– По небольшому фрагменту идет шов, переходящий в разрез, один край которого заходит за другой. Край разреза украшен стежками. 

St 4. Погребение Bj 838. Стебельчатый шов шерстяными нитками. Вдоль начальной кромки фрагмента ромбовидной саржи (W10g) загнут припуск шириной ок. 15 мм и пришит ровной строчкой. Нитки – трощеная вправо шерстяная пряжа. Шов проходит через оба слоя ткани. Стежки на лицевой стороне необычно длинные (6–7 мм), на изнанке – почти незаметные.

(На картинке - ступенчатые фрактали. Красной нитью вышита нижняя одежда, врехняя одежда так же вышита серебряной проволокой. Подобная вышивка сохранилась на концах шелкового узорного пояса - примечание мое). 

Шерстяная отделка одежды из Бирки – реферативный перевод страниц из Birka III о тесьме, вышивке и другой отделке.

"Реферативный перевод составила Ольга "Хельга Энгисдоттир" Филипенкова.

8786

 

Реконструкция костюма из Бирки.

Вы шивка серебряной нитью. Туника также украшена металлизированной тесьмой, тканой на дощечках (техника броширования с двойным утком) с узором из Бирки и утком из проволоки. Галуны нашиты на шелковые полоски. Так по представлениям некоторых ученых выглядела рубашка из одного биркопогребения. Работа Екатерины Савельевой.

8777

 
Изображение пользователя chainic.

Найден только один пример вышивки по ткани периода пребывания викингов в Йорке (Англия). Она была обнаружена на маленькой сумочке, датированной концом X - началом XI века. Внешняя сторона была сделана из красного шелкового атласа, который привозили из Византии, и декорирована шёлковым крестом грубой формы, выполненым приёмом тамбурного шва. Возможно, что эта сумка была единственным экземпляром.

Сумочки - "Реликварии" встречаются в раннем средневековье часто. ЭТо традиция, сохранившаяся до позднего средневековья - класть христианские реликвии в вышитые сумочки, иногда украшенные крестом, иногда с абстрактным рисунком, иногда сделанные из узорных шелков.

Сумочка из Мюнхена, оригинал, ранее средневековье.

8779 8789

Реликварий 12 в. 

 
Изображение пользователя chainic.

Еще немного англоязычных ресурсов про вышивку северной Европы.

http://www.cs.vassar.edu/~capr...

Anglo-Saxon and Viking Works of the Needle: Some Artistic Currents in Cross-Cultural Exchange

© 1992 Carolyn Priest-Dorman

Больше о вышивке английских островов Эпохи Викингов Вам расскажет Ксения Зарицкая, которая плотно занимается этой темой. 

Ирландский костюм раннего средневековья весьма примечателен в отношении вышивки ;) 

В порядке ознакомления - вот про ранний гаэльский костюм

http://coblaith.net/EarlyGaeli...

"Well, lacking extant garments, most historians, MClintock and Dunlevy among them, 

look to the common textile arts of Ireland’s neighbors at the time. The most common form of decoration is presumed to have been embroidery. This would include numerous stitches found in the region (such as running, stem, whip, split, and satin stitches) coupled with techniques like appliqué and the previously-mentioned couching. Bands of embroidery might have been done directly on the garment, or done on strips of linen, wool, or silk and applied later..."
(Исходя из текста, использовались приемы вышивки: "вперед иголку", стебельчатый, тамбурный швы, шов вприкреп и гладьевые швы. )
 
"He also notes that the Tain seems to focus more on decoration than any other feature, the most common being embroidery of some sort that is gold, red-gold or merely red (p.3). This could have referred to a couple of techniques known to have been used in the early medieval period. One possibility is that gold thread, which was gold flat wire wrapped around a linen or silk thread, was couched down to the fabric using red thread. The other technique would be red tablet woven bands of silk or wool with gold brocade. These two techniques appear to be the most common ways of displaying metallic threads. 
The Leabhar na h-Uidhre (the Book of the Dun Cow, about 1100 A.D.) mentions the High couching King Conaire Mor in a poem. In this piece he is wearing a léine with silken trim around his neck so filled with metallic threads it reflects his face like a mirror. The garment also sports embroidery from his chest to his knees!"
(Здесь говорится о золотной вышивке).
 
Ирландская вышивка, 10 в, находка из Бретани, ирландское захоронение.
 Платье женское византийского кроя (как и большинство ирландских вещей эпохи датского права).  Крашеное мареной. Вышивка сделана шелковыми нитками, окрашенными крушиной. По ткани ромбического переплетения, окрашенной тоже мареной
8782
 

Воротник - реконструкция от Ксении Зарицкой.

8784

 
Изображение пользователя chainic.

8785 ирландское платье, вышивка-реконструкция от Ксении Зарицкой.

 
 
Изображение пользователя chainic.

Хочу подчеркнуть, уважаемые коллеги, мое  нежелание давать оценку работам, которые я здесь представила. Это самые достойные реконструкции вышивки конкретных археологических  вещей, которые я видела, поэтому я их сюда и поместила. Никак не буду их комментировать, и Вас призываю уважать работу реконструкторов! Некоторые из этих работ являются т.н "музейной" реконструкцией - то есть, полностью повторяют образец, включая все детали. Некоторые из данных работ - вообще сделаны в единственном экземпляре в мире, и даже в западных музеях нет таких реконструкций. Все это делают скромные "любители истории". 

 
Изображение пользователя chainic.

Комплект коронационных облачений императоров Священной Римской империи представляет собой уникальный по сохранности и полноте комплекс парадных одеяний средневековых монархов. Он был унаследован династией Гогенштауфенов в 1194 году как часть сокровищ норманнских королей Сицилии из династии Отвилей. В число церемониальных облачений входит, в частности, драгоценный шелковый стихарь, использовавшийся при коронации императоров Священной Римской империи. Он изготовлен в Палермо (как считается — арабскими мастерами) в придворных королевских мастерских в 1181 году. Об этом сообщают латинские и арабские надписи, идущие по широкому нижнему краю одеяния, украшенного золотой вышивкой, жемчугом, изумрудами, сапфирами, аметистами, шпинелями, гранатами, опалами.

Коронационная мантия также изготовлена в Палермо в королевских мастерских в 1133–1134 годах (об этом свидетельствует арабская надпись, вышитая по низу мантии) по заказу короля Сицилии Роже II (1095–1154) и позже перешла во владение дома Гогенштауфенов. Она сделана из тяжелого красного шелка, имеет размеры 146x345 см, богато расшита золотом и разноцветным шелком, украшена тысячами жемчужин, эмалевыми вставками, драгоценными камнями. Восточные мотивы вышивки заимствованы из арабского искусства: два симметрично расположенных, соединенных спинами льва одерживают победу над верблюдом; между ними — стилизованная пальма. Она символизирует Древо жизни, а львы — монарха, побеждающего своих врагов. По обычаю мантия скреплялась золотой застежкой, украшенной драгоценными камнями и эмалью. В украшениях используется и золотной бисер.

Из-за высокой художественной ценности мантии короли и императоры Священной Римской империи, игнорируя изображенные на ней «иностранные» мотивы, использовали ее как коронационное облачение, начиная с XIII столетия. В XIV столетии первоначальное происхождение мантии уже забылось, и появилась легенда, что мантия принадлежала Карлу Великому, которому она досталась в качестве трофея во время успешной войны с маврами (в пользу этой версии говорили арабские надписи, идущие вдоль нижнего края мантии). Лишь много позже истина была восстановлена.

 

http://lib.rus.ec/b/399079/read

8790

 
Изображение пользователя chainic.

Теперь немного расскажу о вышитых одеждах 10 века с территории России. Большинство из них принадлежали представителям т.н. "дружинной культуры".

(Картинок будет мало.  Русский аристократический костюм 10 века реконструируется крайне редко, в том числе изза недоступности информации). 

http://swordmaster.org/2013/02...

Ранние образцы древнерусского золотного шитья из Чернигова и Шестовицы

Автор Кирилл Михайлов.

Долгое время образцом раннего древнерусского золотного шитья считалась находка из черниговского ‘'княжеского” кургана Черная Могила, который датируется второй половиной X ст. Многие исследователи отмечают, что ткани, украшенные золотными нитями, распространяются в древнерусских могильниках не ранее рубежа XI-XII вв. Следовательно, образец вышивки из Черной Могилы старше большинства подобных находок почти на столетие. 
Подробнее:http://swordmaster.org/2013/02/27/rannie-obrazcy-drevnerusskogo-zolotnogo-shitya-iz-chernigova-i-shestovicy.html

 Фрагмент шелковой ткани с золотным шитьем из Черной могилы (по М.В. Фехнер).

 

 

 

 

 

8791

 
Изображение пользователя chainic.

Среди упомянутых находок из Чернигова и его округи золотное шитье из Черной могилы отличается особой роскошью. В археологических фондах Государственног о исторического музея сохранилось несколько кусков этой ткани с золотой вышивкой общей длиной около 55 см и шириной от 7 до 12 см. Вышивка была сделана по одноцветной шелковой ткани саржевого переплетения с одним утком и одной основой. Расти тельный рисунок на ткани обведен четким контуром, который выполнен шелковыми нитями стебельчатым швом. Пространство между контурными линиями заполнено золотными нитями, шитьем “на проем”21. Золотые нити изготовлены из шелковой основы, на которую навили тонкую золотую фольгу. Судя по внешнему виду, шелковая основа золо тых нитей изготавливалась из пряденого шелка; нити самой ткани из не крученого, не пряденого шелка. На некоторых фрагментах ткани заметно, что между линиями узора золотого ши тья сохранилась вышивка из шелковых нитей, выкрашенных в темный, вероятно, синий цвет (Рис. 1). Шелковая ткань из Черной могилы представляла собою, как минимум, трехцветное полотнище, вышитое золотными и шелковыми нитями. От орнамента сохранились фрагменты кринов и стилизованные растительные побеги.
Подробнее:http://swordmaster.org/2013/02/27/rannie-obrazcy-drevnerusskogo-zolotnogo-shitya-iz-chernigova-i-shestovicy.html

попытка реконструкции узора . Работа Марии Крюковой. 
9095
9094
 
Изображение пользователя chainic.

Проблема в анализе литературы в том, что непонятно - золотная нить отностися к вышивке или является утком металлизированной тесьмы - "галуна". Отличие "русских" находок от "скандинавских" именно в том, что в западной тесьме уток в основном - проволочный". Хотя, в шведской Бирке встречается немного тесьмы с "ниткой". Также, в западноевропейской и "советской" научной литературе термины, касающиеся золотной вышивки, не совпадают - (мои дополнения).

Находки из Чернигова и Шестовицы находятся в одном ряду с другими подобными памятниками X в. с территории Восточной Европы. Всего на данный момент нам известны 26 образцов золотного шитья из 6 древнерусских могильников X в. Все они выполнены из фольги или круглой в сечении проволоки – “бити”, из металла белого и желтого цвета. Наиболее ранние находки золотных нитей происходят из могильников Гнездово, Тимерево, а также из Чернигова и Пскова.
Подробнее:http://swordmaster.org/2013/02/27/rannie-obrazcy-drevnerusskogo-zolotnogo-shitya-iz-chernigova-i-shestovicy.html

...Остатки “золотых” нитей от вышивки на мешочке или “Таманце” упомянуты в комплексе находок из кургана № 36 (Шестовица). Так как ни сами нити, ни их изображение не сохранились до нашего времени, трудно судить о том, к какой части костюма они могли принадлежать.....
 

... Из гнездовского комплекса № 97, который представляет собой результаты сборов инженера С.И. Сергеева, происходят три фрагмента золотной нити. Она была сделана из фольги, накрученной на несохранившуюся органическую основу. Судя по сохранности, фрагменты нити можно отнести к вышивке ленты или галуна из трупоположения. В камере из кургана Ц-198 золотной нитью была вышита тесьма на головной повязке или платке погребенной женщины. По мнению исследователей, в кургане Дн-4 золотная нить украшала тесьму от галунов, которые были нашиты на мужской кафтан с латунными пуговицами трибовидной формы26. Существую т упоминания о том, что фрагмен ты золотной нити были найдены в гнездовских курганах Оль-30 и Поль-76.

Археологи считают, что костюм и вооружение воина из Шестовицы абсолютно аналогичны некоторым комплексам из богатых камерных захоронений  в г. Бирка (Швеция). 

Подробнее:http://swordmaster.org/2013/02/27/rannie-obrazcy-drevnerusskogo-zolotnogo-shitya-iz-chernigova-i-shestovicy.html

Художественная реконструкция воина из Шестовицы от Олега Федорова.
8792
 
Изображение пользователя chainic.

Вероятно, к группе ранних образцов древнерусского золотного шитья можно отнести фрагменты  из Пскова, которые происходят из погребения № 1 (74) из Трупеховского I раскопа. Данное погребение относится к древнейшему псковскому некрополю и датируется концом X началом XI ст. Судя по значительному числу нитей (фольга желтого цвета накручена на органическую основу) и ее расположению на костяке погребенного мужчины, вышивкой была покрыта значительная часть одежды. Это довольно редкий пример, так как обычно золотным шитьем украшали узкие полоски тесьмы на вороте и рукавах. Редкие примеры находок парадной одежды с подобной вышивкой связаны с престижными аристократическими погребениями из камеры в Еллинге (Дания) и кургане Черная могила в Чернигове, захоронениями князя Андрея Боголюбского или болгарского правителя Колояна. К числу ранних образцов золотного шитья также можно отнести и остатки “парчи” вышивку от головного платка из киевского погребения № 123. Эта погребальная камера с женской ингумацией была найдена рядом со стенами церкви Богородицы Десятинной в Киеве, .....позволяют датировать его второй половиной – концом X века.
Подробнее:http://swordmaster.org/2013/02/27/rannie-obrazcy-drevnerusskogo-zolotnogo-shitya-iz-chernigova-i-shestovicy.html

 
 
Изображение пользователя chainic.

По-видимому, после падения Рима одними из первых в Европе золотую нить в качестве украшения парадной одежды стали использовать франки. Наиболее известные находки золотного шитья связаны с королевскими усыпальницами представителей королевской династии Меровингов в соборах Сен-Дени под Парижем и в Кёльне. В них золотная вышивка оказалась найдена в погребениях знатных женщин, по-видимому, родственниц королевской семьи. В первом погребении вышивка украшала наручи обшлага рукавов шелковой туники королевы Арнегунды, во втором налобную часть головного платка или покрывала безымянной девушки, погребенной в королевской усыпальнице. Одними из самых ранних находок металлизированной тесьмы признаются также англосаксонские тесьмы с золотными нитями из погребений VI-VII вв. Примером может быть тесьма из кургана Тэмпл Барроу в Бэкингемсшире шириной 9 мм. Как считают М. Мюллер-Вилле и ряд других исследователей, обряды захоронений эпохи Вендель, состав погребального инвентаря королевских захоронений Скандинавии, Англо-Саксонской Британии и Континента тесным образом связаны между собою и копируют общие для всех образцы. Это касается как набора вооружения, стиля орнаментов, украшавших драгоценные предметы и бы товую утварь, так и погребального костюма. Вероятнее всего, варварская знать копировала образцы вышивок и украшений Римской, а затем Византийской империи, где были распространены дорогие ткани, украшенные золотными нитями.

Следующий расцвет золотного и серебряного шитья на Севере Европы связан с эпохой викингов. Находки золотной тесьмы, главным образом, были связаны с наборами инвентаря из погребений Дании и Средней Швеции. В Хедебю крупнейшем торговом центре Ютландии – тесьма только с золотным шитьем была найдена в трех женских захоронениях середины X в. Это оказались погребальные камеры №№ 188/ 1960,2/1963,511964 из могильника Сюдебраруп, который расположен к югу от городского вала. В двух из них дойна тесьмы достигала от 63 до 80 см, при ширине 1,2 см и толщине самой нити 0,2 0,5-0,8 мм. В других частях Дании золотные нити были обнаружены в женском погребении № 4 могильника Фюркарт (в торая половина X в.); в камере из Хвелинхё (вторая половина X в.); в погребении первой половины X в.; в кургане из Ладбю; и в погребальной камере, обнаруженной под деревянной церковью X- XI вв. в местечке Еллинге (вторая половина X в.). В последнем захоронении золотная ни ть украшала всю верхнюю одежду погребенног о в камере мужчины. Археологи обнаружили более 500 фрагментов золотых спиралек от нитей по всей площади камеры. Золотные нити также украшали детали одежды мужчины, похороненного в камере из Маммен (970/971 гг.). Из перечисленных восьми погребений, два в Еллинге и Ладбю считаются местами захоронения представителей высшей знати членов королевского дома. В Скандинавии эпохи викингов наиболее значительное число захоронений с золотным шитьем происходит из шведского могильника Бирка. В 16 камерах некрополя золотая нить из проволоки и фольги использовалась в тесьме, позументах, вышивках и различных украшениях одежды (погребения №№ 524, 542, 551, 557, 561, 643, 644, 731, 735, 736, 750, 791, 824, 832, 844). Украшение из золотной нити также найдено в составе погребального комплекса “королевского” кургана Скопинтул на острове Адельсё в Средней Швеции. Тесьма из золотых и, повидимому, шелковых нитей была обнаружена среди инвентаря королевского кургана Гокстад в Норвегии. А. Крог считает, что столь массовое и одновременное распространение на территории Датской державы золотных вышивок и импортных тканей связано с политическими событиями второй половины X ст. При короле Харальде Синезубом и его приемниках Дания была крещена, и ее элита испытала сильнейшее культурное влияние со стороны Салической империи. Она предполагает, что через двор Оттонидов в скандинавскую среду распространялось не только германское, но и византийское культурное влияние. Парадный "придворный" костюм Империи с вышивкой или тесьмой из золотной нити мог распространяться одновременно с крещением датской аристократии.
Подробнее:http://swordmaster.org/2013/02/27/rannie-obrazcy-drevnerusskogo-zolotnogo-shitya-iz-chernigova-i-shestovicy.html

(То же можно экстраполировать и на славяно-русскую аристократию 10 в. - мое примечание.)

 

 
Изображение пользователя chainic.

Меня очень заинтересовал раппорт узора вышивки из "Черной могилы".

Я хочу делать его реокнструкцию. Узор достаточно прост, повторяющийся раппорт. Я зметила его сильное сходство с узорами более поздней русской вышивки.

8795

узор номер 4 здесь

и реконструкция нагрудника, подборка сделана Сабуровой, номера 5 и 7

8796

 
Изображение пользователя chainic.

реконструкция такого нагрудника - работа Екатерины Савельевой.

8798

8797

 
Изображение пользователя chainic.

Больше всего на "черномогильскую" плетенку похожа вот эта вышивка. 

Тут и три петли одна в другую, и стилизованные крины, и посторяющийся раппорт. Работа Екатерины Савельевой. 

8799

 
Изображение пользователя chainic.

Реконструкторы делают интересные реконструкции вышивки 11-12 века. Иногда золотная нить заменяется шелковой.

Автор реконструкции Анна Кутенких.

Фрагмент стоячего воротника из кургана у д. Шелебово Владимирской обл. XI в. (Оригинал сохранился плохо, приводить фото не буду.)
Реконструкция ( на очелье).

8873

Вышивка Зарукавья из погребении новгородского софийского собора (опястья князя Владимира Ярославовича (1020-1052гг)). 

8802

Стоячий воротник из Деревяницкого могильника под Новгородом XI-XIIвв. 

8871

Реконструкция.

8870

 

8800

 
Изображение пользователя chainic.

Вышивка Екатерины Савельевой.

8804

 

8803

 
Изображение пользователя chainic.

Реконструкции древнерусских стоячих воротничков. Шелк.

8813 8805  Золотная нить, серебро.

Вышивка Екатерины Савельевой.

 
Изображение пользователя chainic.

Особо стоит реконструкция вышитой обуви.

8807

Ботинки из Меленбурга, вышитые шелком. 9 век.

Реконструкция "Торвальда Саргассона"

8808

Ботинки из Шлезвига, 11 век. Вышивка серебряной проволокой (битью). Полная реокнструкция археологической обуви.

8811

 
Изображение пользователя chainic.

Для домонголской Руси вышитая обувь была по видимому характерна. И реконструкций археологическойобуви 11-13 вв. есть немало...

http://vk.com/medieval_shoes_club

Марина Петрова 

Мягкие туфли с расшивкой и продержкой цветными нитями.
Новгород XII - XIII вв.

8810

Серафимо-Знаменский скит, 12 в.

8809

Реконструкция от Макара Бабенко "Трюггви Рости" г. Минск, "Варгенторн".

8812

 
Изображение пользователя chainic.

Я увы не считаю себя достойной писать статьи претендующие на научность, это всего лишь реферат, с такой работой справится и любой студент, и для этого не обязательно иметь специальное образование. А целью этого реферата было не только познакомить вас, читатели, с раннесредневековой вышивкой Западной Европы, но и познакомить с творчеством любителей истории.

Среди "нас" - реконструкторов есть и те, кто закончил исторический факультет и уже работает в музеях, и те кто работает в коллекциях западноевропейских музеев и те кто сделал историческую реконструкцию своей профессией. Общее у нас - любовь к материальной истории. 

Для этого я сделала небольшое отступление, "залезла" в 12 век, вернемся обратно. 

 

 
Изображение пользователя chainic.

Я писала о том, что в Бирке в основном вышивали серебром.

Сетчатый шов. 

Строго говоря, ösenstitch не требует использования иглы, поскольку гораздо проще выполнять этот орнамент непосредственно проволокой, создавая тонкую плетеную трубку или полосу. Созданные конструкции нашиваются поверх ткани в качестве орнамента. 

Фото оригинальных находок из Бирки, фотографии препаратов из Шведского Исторического Музея (далее ШИМ) любезно предоставил Гуннар ( Павел Воронин), публикацию которых ему леюбезно предоставили сотрудники ШИМ :)

Пример детали отделки одежды из погребения 832. На шелке прикреплены плетеные позументы из серебряной проволоки. Из них сплетены окошечки куда вставлена слюда. ПО краю детали пришит бордюр из плетеной серебряной канители. 

8814

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8826

Фото из ШИМ.

 

 

Фото из Шим. На канительный бордюр прикреплены привески из плетеной проволочки. В качестве инкрустаци й выступала позолоченная кожа или слюда. Это были привески к головному убору, скорее всего.

8827

 
Изображение пользователя chainic.

8815

фото из запасников ШИМ

Плетеные из серебряной канители парные застежки.

(В канители был вставлен шнур, примерно так сейчас изготавливают мишурные лампасы для офицерской формы...)

Реконструкция от Екатерины Савельевой. Серебряный позумент из канители.

8816

8817

реконструкция Екатериной Савельевой вот этого канительного позумента из Бирки. 

8818

 
Изображение пользователя chainic.

Канителью в Бирке не вышивали. Из нее плели. В том числе, совсем простые "косички" в три и четыре ряда, и так нашивали. Были и сложные "косицы" в пять и более рядов.

Плели в Бирке и из проволоки, причем и серебряной и золотой. 

8819

фото с сайта ШИМ.

8824

Знаменитые Бирковские "олени". Плетеная из серебряной проволоки фигура, прикрепленная к шелку, имеет размер около 7 см. Вставка из слюды. Украшала поясную сумку. Более крупный олень стоит на канительном бордюре.

Фото из ШИМ.

8825

 

 

8820

 

 
Изображение пользователя chainic.

Канительных и проволочных остатков в Бирке было найдено много, я показала лишь самые примечательные.

Реконструируют их очень по-разному, но все же крайне редко, поскольку это уже ювелирная работа.

Оделка костюма в стиле Бирка. Позолоченная кожа, серебряная проволока, золотная нить. Екатерина Савельева.

8829

 
Изображение пользователя chainic.

Реконструкция мужской шапки с проволочным плетеным позументом "узелками". Погребение 944. Автора реконструкции не знаю.

8830

Реконструкция проволочных плетенок из Бирки. От потрясающего мастера.

http://www.silberknoten.de/en/...

8831

 
Изображение пользователя chainic.

оригинал, Золотая проволочка. Заметные крестоообразные орнаменты на одежде еще не крещеногонаселения Бирки натолкнули ученых на мысльо том, что эти готовые уже нашивки могли импортироваться из Византии. Может быть, вместе с кафтанами на которые они были нашиты :)

8833

8832

 
Изображение пользователя chainic.

Реконструкция позумента из погр. 944 Бирки. Бордюр был пришит на шелковой полоске на шапке.

работа Мариониллы

8834

 
Изображение пользователя chainic.

В противовес "прЯденой" нити,  проволоку называли "волочЁной" нитью. 

Позументные узлы и кайма обозначаются Ингой Хегг как P и к ним относятся 650 находок в Бирке, что составляет 13,5 % от всех находок, относящихся к тканям и одежде. Вышивка золотой и серебряной проволокой называется St и составляет 140 находок — 2,9 % соответсвенно. Именно благодаря солям окислов от проволочных изделий во многом сохранились участки тканей, на которые они были нашиты. 

8835

Реконструкция канительных позументов из Бирки, моего производства. В канитель вставляют либо нитку с помощью тонкой иголки, или проволочки. Либо проволку. Их плетут, пришивают на ткани, расправляя. Серебряная и посеребреная канитель. 

 

 
Изображение пользователя chainic.

8836

Реконструкция канительного бордюра, украшавшего конец мужского шелкового пояса. Замечательная девушка из Берлина Марийке Ньюманн. 

8837

 

8838

 
Изображение пользователя chainic.

На территории современной России и Украины плетеные позументы из канители и из золотой/серебряной проволочек тоже встречаются. 

А что же славяне? Разве только у высшего класса, богатых горожан и заезжих викингов были украшения и вышивки на одежде?

Нет, встречаются и у славян вышивки.

8839

 

 
Изображение пользователя chainic.

Иногда из-за сохранности ткани, трудно понять - это была вышивка, или тканый узор, сделанный брошировкой.

Для раннесредневековых народов более предпочтительным было узорное ткачество, чем вышивка. С упадком качества и сложнсти тканья стали больше вышивать.

Пример  - тканый узор. Хедебю. Дания, музейная витрина. Реконструкция ткани.

8840

 

Узорное тканье. Курган село Болшево моск. обл.

8841

Вышивка. Волин (Польша).

8842

 
Изображение пользователя chainic.

http://archcostume.narod.ru/or...

Орнаментальные мотивы в вышивке шерстяными нитями (по материалам древнерусских сельских погребальных памятников) 

8843

Все узоры 10-13 века из сельских комплексов можно встретить в этнографическом русском костюме 19-20 вв. 

Эти символы встречаются в Датских и Шведских изделиях, в Балтских и финноугорских орнаментах. По видимому, они имели древнее индоарийское происхождение. 

 

 
Изображение пользователя chainic.

 

Так, косорешетчатый ромбик - это "вспаханное поле", символ плодородия. С точками - "засеянное поле". Равносторонний крест у славян был символом солнца. Археологи и этнографы выявили десятки разных символов-значений. 

Не только на севере были интересные вышивки. На юге тоже было на что посмотреть.

Как пример - Кавказские горы, погрбальные памятники алан и адыгов, могильник МОщевая балка. Давно исследуется, вышли прекрасные монографии и не менее прекрасные реконструкции.

Интерес для нас представляют аппликации из позолоченной кожи на шелке.

Сумки.

8844

 

Реконструкция аланской сумки. Аппликация кожей на льне. Работа "Монгола"

8845

Реконструкция шапки-шлема, женского.

Аппликация из позолоченной кожи. Аланы 9 в. Реконструкция, автор? 

8846

Реконструкция кожаного кафтана из аланского погребения, могильник катакомбы "Змейский". 11 в. Апплаикация позолоченной кожей. Точная реконструкция узора.

"Броня" - Дмитрий Виноградов 

8888

Аланы, в 10-11 веках вышивали свои одежды серебряным металлическим  бисером. Подобная мода была у печенегов, причем орнаментировались шапки, воротники, манжеты, и даже обувь. 

Шедевральные тапочки.

9098

9097

 
Изображение пользователя chainic.

А на закуску - фотографии красавиц и красавцев в исторических костюмах раннего средневековья, с вышивкой.

Без комментариев.

8847

(Наталья "Дара" Шестакова). Славяне 10 в.

 

8848

Русский городской убор 12 века.

8849

Скандинавский костюм 10 в. Но руский будет так же выглядеть.

8850

Екатерина Савельева "Вельга"

Скандинавский женский костюм 10 в.

8852

Русский городской мужской костюм 12 в. Георгий "Жора" " из Австралии.

8853

Византийский придворный костюм. Николь.

 

 
Изображение пользователя chainic.

8854

Ирландский костюм 10 в. Ксения Зарицкая.

8855

Славянский костюм 10-12 в. Елизавета Дворецкая 

8856

Косттюм жителя территории "датского права", 10в.

Сергей "Ургат"

8857

Датский викинг. Настоящий дасткий викиг Энтони

8858

Викинг. Игорь Туленков. Вышивка из Маммена. Работа Анны "Бъорк".

Анна Кутенских. Новгород 11-12в. 

8874

8859

Русская горожанка 12-13 век. Украшения - Москва, Киев. Мастер вышивки - Евгения Бирюкова, клуб Легенда, Самара. Вышивка по находкам ткани из киевского клада. 

Альфия Темир-Булатова.

8866

Альфия и Светозар. Киевские жители. Реконструкция вышивки по иконе "Борис и Глеб". Сапоги - Киев, реконструкция вышитых сапог. 

Русские горожане 12-13 вв. Москва.

Катерина Сивиркина, тоже из клуба Легенда, у нее тоже золотная вышивка, просто на синем фоне смотрится как будто серебряная, у нее из московского клада украшения.

8860

 
Изображение пользователя chainic.

Отдельно стоит такой занятный способ украшения одежды, какой был у некоторых северных народов - финноугров и балтов. Они в процессе ткачества вплетали в ткань металлические укращения - спиральки из латуни и бисер - латунный и оловянный. Так украшались головные уборы, накидки, "фартуки", "пеплосы", рубашки, даже обмотки.

Иногда ткачество заменялсь вышивкой теми же металлическими штучками.

Могильник Гугери. 11 в. Латгалы.

9096

Реконструкции:

8861

 

8862

8863

 

8864

 
Изображение пользователя chainic.

Хочу обратить внимание читателей на то, что эти реконструкции - не "театральные". Все костюмы делаются по материалам научных работ, вышивки выполнены согласно описанию музейных образцов. Материалы натуральные. Здесь нет люрекса и синтетики. Более того, шелка и шерсть еще и окрашиваются натуральными красителями. Где должно быть золото и серебро - там золото и серебро. Наше движение за границей называют "практическая археология". 

(Конечно, я привела фотографии лишь самых удачных работ, есть в нашем движении и костюмы с ужасной вышивкой или откровенной стилизацией. Граница между "правильным " и "лажей" эфемерна. Разница между выкинутыми на ветер временем и деньгами и шедевральной работой - лишь посвященным известна.)

8865

8867

(Дабы никого не обидеть, фотографии неправильных вышивок на скандинавию - только "импортные".)

 
 
Изображение пользователя Дина.

Вот за эту информацию - огромное спасибо!!!! Очень, очень интересно!!!yes

 
Изображение пользователя Дина.

Кстати, на этой почве меня интересует ответ на вопрос.

Вот я знавала человека, который мог прочитать орнамент и он говорил. что на некоторых таких костюмах орнаменты только для умерших. Что нельзя брать орнаменты с могильных камней. Как Вы считаете? Не носят ли некоторые восстановители костюмов погребальные одежды?

 
Изображение пользователя pater-peter.

канительный бордюр - шикарен!

 
Изображение пользователя chainic.

Вопрос "погребальных костюмов" очень актуален для реконструкторского мира.

Шутка про "галерею живых покойничков" - весьма распространена ;)

Нормальных адекватный реконструктор не будет брать для вышивки узоры с погребальных камней, с секир, с ювелирного орнамента.  Все адекватные реконструкторы вышивают только на основе сохранившихся узоров на одежде, сохранившихся в археологии тканей. И по материалам реставрационных работ известных археологов. 

Брать идеи для вышивки не с остатков одежд считается "дурным тоном" - вдобавок, такие костюмы будут запрещены на фестивалях. Хотя, конечно, берут и вышивают, вот как предпоследняя фотография - у дамы на фартуке вышивка с рунического камня. Я поэтому ее и привела в пример "как не надо". 

Есть такое понятие как "погребальный костюм". В скандинавии, например, по мнению ученых, например Тора Евинга, не было специального погребального костюма. Там одежда и аксессуары погребенных носили следы ношения и починки. Хотя, одевали умерших во все праздничное, а для женщин автор предполагает, что костюм был свадебным.

Относительно русов - Ибн-Фадлан пишет про погребение знатного руса - что "на него одели кафтан, специально сшитый..." В общем, можно так понять, что знатных русов хоронили в нарочито сделанным для погребения костюме. 

Для других культур не все так однозначно. Некоторые  ученые - специалисты по славянской культуре, предполагают, что у славян мог существовать погребальный костюм, на котором наносились узоры, которые не носили живые. Узоры, которые показывали "новый статус" погребенного. Не подтвержденное пока утверждение. Хотя я тоже могу немного читать узоры тесьмы и вышивки, и знаю, что некоторые узоры в вышивке и тесьме славян действительно несут "потустороннее" значение. Есть такие значения и в финноугорском костюме, в балтском. Собственно, все толкования знаков и символов в вышивке и ткачестве взято из этнографии. Орнаментика одежды в североевропейском крестьянском костюме - непрекращающаяся традиция со времен раннего средневековья.

Некоторые реконструкторы балтов так про свою реконструкцию и говорят - "у меня празднично-погребальный костюм". А про повседневный у этих народов зачастую и информации никакой нет, кроме этнографии. 

Я - поскольку воцерковленный человек, то страха "одеть на себя одежду мертвых" у меня нет. Я просто ощущаю себя музейной витриной :))) 

 

 
Изображение пользователя кузьма.

Очень интересно ! спасибо! 

 
Изображение пользователя FotinaBerman.

Лен, у вас очень хорошее собрание фотографий отшитых современными мастерами памятников древности.

Спасибо. Это искренне.

 
Изображение пользователя natasha kulik.

Спасибо, очень интересно

 

Спасибо, очень полно и интересно. Для меня открылось многое, что хотелось бы узнать, но искать самой не хватало времени.

 

Спасибо! Очень очень интересная информация. А реконструкторы в костюмах просто потрясающе выглядят.

 
Изображение пользователя chainic.

http://www.liveinternet.ru/com...

Еще немного фотографий крупных, коронационные одежды с вышивкой. 

 
Изображение пользователя chainic.

В догонку еще несколько свеженьких реконструкций вышивок. Вятичский женский плащик 12 века. Славяне. Вышивка Е. Савельевой. Фото оригинала и научная реконструкция-рисунок выше). 

10559

 
Изображение пользователя chainic.

 

кусочек ковра из Байо крупным планом. Нормандия 10-11 в. 10560

 
Изображение пользователя chainic.

 

Оригинал и реконструкция коронационного мантеля короля Роже - 11 век, Сицилия, арабская работа. Вышивка. Фото оригинала выше. Это заграничные реконструкторы.

10604

10605 10606 10607

 

10561

 
Изображение пользователя chainic.

Реконструкция коронационной мантии короля св. Стефана Венгерского.11 в. Долгое время ыбла коронационной одеждой венгерских королей. Вышивка. Оригинал прекрасно сохранившийся широко известен. Заграничные реконструкторы. 

http://medieval.webcon.net.au/...

10608 10562

 
Изображение пользователя chainic.

еще немного информации о раннесредневековой вышивке на этом англоязычном сайте. http://medieval.webcon.net.au/period_7th_10th_c.html

 
Изображение пользователя chainic.

В частности - бельгийская 9 в англосаксонская вышивка из Маазек.

http://medieval.webcon.net.au/...

10598 10600

 
Изображение пользователя chainic.

Испанская вышивка из Андалузии, арабской династии Альморавидов. 

 

http://medieval.webcon.net.au/...

10601 10602

 
Изображение пользователя chainic.

Стола и манипулы (облачение) св. Катберта. 10 век. Англосаксонская вышивка. 

http://medieval.webcon.net.au/...

10603

 
Изображение пользователя chainic.

10623

Вышитый чепчик. Вышивка шелком и золотом. Обвивочный гобеленный шов. Ирландия 10 век. Ксения Зарицкая. 

 

 
Изображение пользователя chainic.

Далматика короля Генриха II .

http://www.bildindex.de/bilder...

11 в. 

Бамбергский собор. 

10609