Вход для пользователей
Сейчас на сайте
Ассист (инокОпь) в вышивке
Здравствуйте всем.
В одной из тем на сайте был задан вопрос об ассисте. Хотелось бы кое что прояснить для себя. Может поможете. Что касается ассиста в иконописи я знаю. Например в книге м. Иулиании (Соколовой) «Труд иконописца» об этом очень хорошо написано (если кому- нибудь надо, размещу цитату). Тогда как в вышивке, просмотрев всю имеющуюся у меня информацию по древнерусскому шитью, не нашла ничего подобного ни на одной фотографии. Золотной нитью обведены контурные линии в шитье шёлком, скань (металл+шёлк), шитьё золотной нитью по настилу. Лучей нет.
1.Это приём современных вышивальщиц или всё таки встречается где-то на старинных работах?
2. Как правильно он выполняется? Вопрос потому, что меня учили шить ассист немного не так, как у irbriling: «шьем поверх глади туда-сюда золотом на прокол, но штрихи должны быть не слишком длинные , чтобы не висели -полтора-два см не больше.»
- Svetlana's blog
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
На макрофото очень хорошо видно чужеродную структуру, которая сковала свободный бег шелковой нити. Игры шелка на свету при разных поворотах нити не видно. Шитье превратилось в ткань фона для золотого ассиста. Для тех же идей, что выражаются лучами ассита в иконописи, в шитье есть швы прикрепа золота цветным шелком и игра самого шелка при поворотах нити. Механически копировать иконопись принципиально неверно.
на старинных только контуры золотом поверх шелка, в прикреп, в одну или две нити. почему "Агиос" у серафима? не встречала...
Спаси, Господи. Ещё раз получила подтверждение своим мыслям, что ассист в вышивке всё таки современный и не совсем грамотный приём. Прекрасно понимаю, что вышивка - это не копия иконописи, поэтому и задала свой вопрос. Что же касается отсутствия игры шёлка при разных поворотах нити, то так и было задумано. Шелком шито по прямой и повороты нитей просто отсутствуют. Шитьё - фон для золота. Шёлк блестит целиком при движении закладки. Играет по форме ТОЛЬКО золото. В жизни это виднее, чем на фото.
Жаль, что так и задумано. В игре светоносного шелка - особая красота и неповторимость церковного шитья.
Мария Евгеньевна, "Агиос" у серафима (херувима, архангела, ангела) действительно встречается не часто, скорее редко. Вот помещаю несколько фотографии:
1. Византийская мозаика базилики в Чефалу, в Сицилии(1148). Нашла у Лазарева В. Н. и у Колпаковой Г. С.("Искусство Византии", С-Пб, "Азбука-классика", 2005)
2.Современные фрески Казанского храма Оптиной пустыни.
3.Роспись в куполе храма московского подворья, к сожалению не знаю какого монастыря, современная.
4.Фрагмент иконы.
Спасибо за отзыв. Просмотрела кучу материала, столько всего узнала.
Попалась даже надпись "шестокрылый серафим"
А мне нравятся золотые лучики по красному фонуна фрагменте. И ручка вышита очень аккуратно. А вся икона как выглядит?
"шестокрылатый" - это часто, еще "многоочитии" бывает.спасибо за ссылку.
Надо же — Серафим (serafim Krit.jpg) стоит на ножках! Впервые вижу, так трогательно.
Я тоже была в полном восторге, но написать как-то не решилась.
Еще бы на престолов посмотреть, кто -нибудь видел на иконах, сбросьте ссылочку.
Что-то я запуталась.
Серафима изображают в виде юноши обычно с крыльями красного цвета, потому что переводиться-пламенный. А Херувима изображают в виде лика с 6 крыльями, в переводе-мудрость, обычно голубого и зеленного цветов. Это у Херувима ног нет.Но выглядит Serafim Krit так , что и запутаться недолго.
Серафима изображают в виде юноши обычно с крыльями красного цвета, потому что переводиться-пламенный. А Херувима изображают в виде лика с 6 крыльями, в переводе-мудрость, обычно голубого и зеленного цветов. Это у Херувима ног нет.Но выглядит Serafim Krit так , что и запутаться недолго.
где это Вы взяли? серафмы и херувимы -лики с крыльями, могут быть ручки и ножки, цвета разные особенно в шитье, иногда просто золотом. в иконописи, да серафимы красного цвета - т.к. пламенный. а ввиде юноши - ангелы и арханелы. престолы - пары крылатых колес.
http://www.ubrus.ru/node/1122
Да, очень интересные изображения.
Действительно взяла из иконописи, Мария Евгеньевна.
Но разве не сначала пишут икону и образы, а потом вышивают?
Я думала, по наивности,законы одни.
Конечно замена любого цвета на цвета золота и серебра-святое дело и так понимаю всегда возможно.
Где-то я ошибаюсь и что-то мне надо изменить в изучении золотной вышивки, но в чем? Подскажите.От чего отталкиваться: от живописи, от древних образцов от чего-то другого?
а понятно, там просто некорректно сказано "юноши", это они видно имееют ввиду, что не только лик, но и руки с крыльями. но у юношей ведь и тела есть.в каком смысле изучение вышивки? не поняла о чем речь, об истории, техники? о влиянии других видов искусства на шитье? что понимаете под изучением вышивки?
Я так поняла, что "Херувима изображают в виде лика с 6 крыльями",
т.е. только лик и 6 крыльев и все. Поэтому удивляюсь.Наверное, я просто "квадратная" и понимаю дословно. Юрист, простите, профессия формирует характер.
просто в книге плохой редактор
Елена, некоторые мысли о церковной вышивке изложены здесь.
http://www.ubrus.ru/node/34
и здесь
http://www.ubrus.ru/node/35
О символике в иконописи интересно написано здесь :
http://www.ubrus.ru/node/33
Татьяне: Работа действительно замечательная, особенно по технике исполнения. Но к сожалению не могу разместить фото всей иконы, т. к. эта работа не моя. Совесть не позволяет показать без разрешения автора (да и не хочется недоразумений)
Скажите, а как правильно читать инОкопь или инАкопь?
ИНАКОПЬ, инокопь — графическое выражение световых бликов (пробелов) тонкими линиями, листиками сусального золота.
АССИСТ - Состав, исползуемый в качестве основы под золото, в виде густой клейкой массы темно-коричневого цвета, приготовляемой из отстоев пива или чеснока путем томления в печи до нужного состояния. При употреблении разводится водой так, чтобы можно было проводить кистью очень тонкие линии. На асисте золото держится очень хорошо и не теряет своего блеска.
Большой ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ! словарь по иконописи в инете:
http://nesusvet.narod.ru/ico/g...
Это второе определение ассиста, кроме лучиков.
Глянула на обложку «Убруса» № 4, а там - крылья с ассистом, золотом по шёлку, нач. 17 века !!! Выходит, что не такой уж и современный это приём…
Какая хорошая тема!
Мы как раз в Минске об этом рассуждали.
Действительно, хорошо бы собрать фотоматериал с древними образцами. Ведь многое , то что есть в живописи сохраняется в лицевом шитье, но решается по своему.
У кого что есть на примете по "ассисту" в древнем лицевом шитье пожалуйста поместите фотографии.
Вот это красота!
фрагмент хоругви
Хотя это и не совсем ассист.
И не совсем древний образец :)