Наш интернет-магазин «Корвана»: материалы для вышивки и рукоделия - korvana.ru

Вход для пользователей

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 3 пользователя и 24 гостя.

Пользователи на сайте

  • Наталия Бобкова
  • мисс ирина
  • katja van der steen

Проблемы обучения новичков и пути их решения

Изображение пользователя Лия.

В частных личных и виртуальных беседах мне приходится обсуждать проблемы обучения новичков и пути их решения. В нашей мастерской таких проблем несколько:

1. Новичок приходит "по благословению" и сам не знает чего конкретно он хочет.

2. Новичок при ходит "чему-нибудь побыстренькому научиться", чтобы заполнить досуг или ваять "шедевры".

3. Новичок "зависает" на учебных образцах и панически боится индивидуальных или соборных крупных работ.

4. Новичок думает, что занятия церковным шитьем принесут ему небывалый доход.

5. Новичок считает занятия в мастерской клубом по интересам.

6. Новичок отнимает время, тратит материал, отвлекает других от работы и в конечном итоге уходит неудовлетворенный. 

Это я пишу о "проблемных" новичках. Есть, конечно, и замечательные трудяжки, но их за восемь лет существования нашей мастерской было всего пять человек. Двое шьют до сих пор (причем одну из них и новичком-то не назовешь, она обучалась вместе со мной на Убрусе, так что Ира не считается), двое вышли замуж и уехали и одна находится в стадии трудолюбивого новичка.

Дорогие отцы, братия и сестры, выскажитесь по данному поводу лаконично и по существу вопросаsmiley

Ну как по мне изложено всёочень правильно и лаконично.

Только вот мне кажется что проблемы не решатьнадо- а просто предупреждать о том что таковые вообще есть.

Нужно погимать что если человек начинает  вышивать и он что то вышил для прихода и отдал это БЕЗВОЗМЕЗДНО то его потом будут просить ио других более сложных работах.

А вот шедевральность она пропорциональна легкообучаемости, усидчивости, желанию ну и т.д.

 
Изображение пользователя Jelena.

Лия, "беспроблемных" новичков было 5.  А сколько "проблемных"?

 
Изображение пользователя Лия.

Да, статистика не помешает.smiley Проблемных было тринадцать человек. Так что вот получается примерно 1\3.

 
Изображение пользователя Jelena.

blush

 
Изображение пользователя Лия.

А что, Елена Юрьевна, в вашей мастерской другая картина? Ну, тут еще надо учитывать факт бесплатности обучения.

 

Я просто, как тая обезьяна... стою в недоумении - к красивым или умным податься...laugh 

А вообще, Лий, я - особь статья - ни под одно определение не подхожу, ну новичок настолько проблемный... ой-ой-ой...

как же я счастлива, что меня не турнули на подлете...

 
Изображение пользователя Нина Глушец.

В нашем городе (да и в республике в целом) церковная вышивка - это нечто... даже для священства..., а уж о прихожанах (и не только) и речи нет. К нам эта "диковинка" стала прививаться с приходом в нашу епархию протоиерея Геннадия Фаста (настоятель нашего храма). Вначале стали по цветам различаться церковные облачения, а затем батюшка благословил создание кружка по церковной вышивке... Да, люди пришли, как ты Лиечка отметила по пунктам: 2, 5, 6. Ни о каких учебных образцах речи нет (иначе  разбегутся с пол-занятия), работают сразу "на результат" (да, да! именно в кавычках) - заблестело, получилось то, с чем раньше не встречались - все!...МАСТЕР! И тут продолжение пункта 2. Ну уж с содержанием пункта 5 и бороться не приходится, а пунктом 6 - убивают наповал... Все правильно обозначено, моя девочка. Только не хватает еще одного пункта - возрастного... Прихожане-то в основном пожилого возраста, вот и приходят (пункт 5) - пообщаться в теплой, доброжелательной обстановке. 

Прошу всех поддержать обсуждение созданной темы, помочь советами...!

 
Изображение пользователя Наталия..

...прочитала, Лия, сие, и подумала пристыженно про себя: "А-ну быстро за пяльца задания выполнять!"

Спаси тя Господи за "пинок" - он мне и нужен был, а то уж начала подумывать о своей учебе: "А не сойти ли мне, нерадивой, с дистанции?"

Лия, твои опыт и наблюдения безспорны и тем, наверное, ценны - ситуация она такая и есть. И хорошо, что ты её "структурировала" - дальше легче будет. Но она в определенном смысле и неизбежна, эта ситуация. Помнишь известные строки: "Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды"? Вот и здесь так, увы, с учениками-то... А чтоб дальше легче было, может, тебе такую штуку изобрести: ты обладаешь хорошими чувством слова и юмором, вот и напиши и оформи плакат-шутку-обращение-сказку-страдания к этим самым новичкам-ученикам с этой самой выстраданной тобой градацией и предложи им самим - каждому! - поставить себя на одну из ступенек-пунктов и определить собственное "восхождение" wink . И в процессе учебы почаще взор чтоб обращали к этой самой "сказке" - с добром, любовью и самокритикой - ведь люди-то православные в мастерскую приходят, значит должны и к этому стремиться - трезвому на себя взгляду!

Иээээх, не получилось лаконично... Пошла вышивать...

 

 
Изображение пользователя Лия.

Наталья, благодарю за ценную идеюyes Я не набираю больше учеников как таковых. потому что не успеваю справляться с проблемами (на шитье времени мало остается), но все же иногда люди просачиваются к нам, посмотрев видеоролики или прочитав статью в газете. Пока я придерживаюсь такой тактики: провожу собеседование с целью выявления возможной проблемы. если меня ничто не настораживает, то я предлагаю освоить два-три шва и садиться помогать вышивать плащаницу или другую работу (у нас обычно две-три работы всегда в запялке).Объясняю новичку, что нам нужны трудолюбивые руки. Если наши интересы сходятся, то человек возможно останется. Это пока все в стадии эксперимента. На данный момент у нас три таких новичка.

 
Изображение пользователя Анна К..

Да, я тоже считаю такую тактику наиболее подходящей для нас сейчас. Когда есть конкретная работа и нужны люди, чтобы ее делать. Про клуб и общение - все точно, мы тоже прошли эту стадию. 

 
Изображение пользователя Лена.

Прям не знаю, что и сказать... Я и в мастерскую прихожу как в клуб, и время у других отнимаю, и материалы, бывает, порчу, и не всегда знаю, чего конкретно хочу...

Все новички в нашей мастерской проходят через меня. Я с ними никак не борюсь, я стараюсь их интегрировать в коллектив. Первым делом я пытаюсь их подружить, за стол посадить, чтобы мастерская стала им не чужой, чтобы они чувствовали себя свободно. Сложные образцы перемежаю с простыми, серьезные работы с мелочевкой, чтобы сразу был виден хоть какой-то результат.

Всего за всю мою практику, вполне себе увесистую, я помню только трех проблемных человек, нам с ними пришлось расстаться, причем инициатива исходила от нас. Все остальные, кто не вписывается в наш жизнепорядок, отваливаются сами, их я и проблемой не считаю - им с нами не комфортно и они уходят. А те, что остаются - наше все! Всех их люблю! Скучаю, когда они уходят к ЕЮ...

Бывает, конечно, я раздражаюсь, но вспоминаю времена своего ученичества - я не многим отличалась от моих теперешних... Разве что, уроки делала с большей регулярностью...

 
Изображение пользователя Лена.

Ой, не получилось лаконично и по существу... И совета дать не могу...

 
Изображение пользователя матушка Виктория.

У нас еще одна проблема из этой категории. Люди хотят вышивать, но не хотят посещать богослужения, исповедоваться, участвовать в жизни церкви. Они хотят только шить и все. Как вы к этому относитесь, все ли ваши мастерицы приходят на богослужения?

 
Изображение пользователя Нина Глушец.

А вот мне все стало понятно! Спасибо Елена Николаевна! 

Лиечка! Спасибо за тему, если бы не ты, я бы до сих пор искушалась, а теперь - все стоит на своих местах....

Спасибо мои родные!!! Храни вас Господь!

 
Изображение пользователя natalia.velikorodnova.

матушка Виктория пишет:

У нас еще одна проблема из этой категории. Люди хотят вышивать, но не хотят посещать богослужения, исповедоваться, участвовать в жизни церкви. Они хотят только шить и все. Как вы к этому относитесь, все ли ваши мастерицы приходят на богослужения?

Пути Господни неисповедимы! Возможно именно через вышивку человек придет в Церковь. Очень хочется, чтобы люди понимали, что церковная вышивка это в первую очередь служение. И именно этим она отличается от светской.

 

 
Изображение пользователя Князева Ольга.

После Причастия, шьется ровнее)))

 
Изображение пользователя Лия.

Лена пишет:

Ой, не получилось лаконично и по существу... И совета дать не могу...

Как раз Ваш-то комментарий я и хотела лицезреть в первую очередь, потому что мы тоже "через Вас прошли"laugh. Чай пьем! И баранками закусываем, но из-за того, что каждый приходит только когда ему удобно, то соборно пить не получается. Надо обдумать эту мысль..

 
Изображение пользователя кузьма.

Несколько "розовых стекол":

у художников есть поговорка < хочешь учиться - учи других>.....

НАШЕ ДЕЛО помимо привычных для нас целей несет в себе и гуманитарную задачу....

некоторые материалы испорченны еще их производителем - так стоит ли о них жалеть... 

 

 

А соборно нужно поощерять.... пришёл в намеченый день- получил плюшку, не пришёл- получил по ушку!

 
Изображение пользователя кузьма.

laugh

 
Изображение пользователя Князева Ольга.

Лия, а после службы в воскресение не получается?

 
Изображение пользователя Лия.

Оля, получается. но не у всех. Одна из наших вышивальщиц преподает в воскресной школе, другие бегут домой к мужьям, так как  у мужа это единственный выходной и он нуждается в жене. А все (три) безмужние и бездетные шьютsmiley

 
Изображение пользователя Иулия Л.

 

 Я вот все категории "новичка" прошла - и мешала и портила и сейчас боюсь больших работ.  Пришла в храм предложить вышить что-то небольшое, а мне предложили Плащаницу!

Изживаю страх понемногу, взялась за покровцы. А с друой стороны на "Убрусе" опыта набираюсь, и своих дочек учу. Вот у них уже есть шанс стать старательными и умелыми вышивальщицами со вкусом и знаниями. Так что все труды не зря

 
Изображение пользователя Лена.

Лия, соборность - обязательное условие! И работать, и чай пить - только вместе! Это надо донести до народа! Составьте расписание! Есть время на образцы, есть на работу, есть на чай. Очень строго! Начинающим, как и малышам, очень важно жить по расписанию - они себя чувствуют свободнее и увереннее, когда точно знают что за чем следует.

По поводу воцерковленности - мы берем только с письменного благословения духовника. Бывали случаи, когда к нам случайно проникал нецерковный народ, но они очень быстро сбегали от нас.

 
Изображение пользователя Марья Цыбряева.

Дорогие педагоги, спасибо и ещё раз спасибо за поднятую тему.     

Дай ГОСПОДЬ вам сил, терпения к нам неумехам и лентяйкам!!! Нам с вами тут очень хорошо!!!! Не могу сказать за всех, но большинство поддержат.

 

Лена пишет:

Есть время на образцы, есть на работу, есть на чай. Очень строго! Начинающим, как и малышам, очень важно жить по расписанию - они себя чувствуют свободнее и увереннее, когда точно знают что за чем следует.

Проблема другая у новичков воспитывается) вышиваешь - чуть устал - и в голове голос Елены Николаевны - сестры, даже в монастыре! сестры-вышивальщицы пьют чай... только в мастерских вышивальных монастырских есть ЧАЙНИК...)) и сразу, как по команде, идешь на кухню и пьешь чай... а потом в юбку не влезаешь. Но это уже совсем другая история)))) а чай - это наше все))

 

Я бы добавила, Лия:

1. У меня возникла проблема в связи с отсутствием интереса к литературе о церковной вышивки. В результате из-под руки ваяются далекие от церкви вещи в свободное время дома.

2. Одна ученица соглашалась только помогатать, с удовольствием берясь за вспомогательную и мелкую работу, отказываясь от рисунка, эскизов, прошивки образцов. Это скорее опять боязнь.

 

 

 
Изображение пользователя Лия.

Да, Лена, я согласна. что у новичков и к сожалению не только (!) прослеживается тенденция нежелания посещать выставки и музеи, изучать литературу. Они совершенно искренне (наверное) считают, что им это ни к чему. Рисовать заставляю "кнутом и пряником", объясняю. что они должны своими руками пройти от альфы до омеги, тогда они почувствуют и рисунок и материал и получат полноценную радость от готовой вещи.

 
Изображение пользователя tamaratbilisi.

Эхfrown Во первых -это проблема не только вышивальная! Я вот 7 лет уставщица и сейчас, читая отдельные посты-если бы не знала что о вышивке- подумала бы что о клиросном -и изучать ленятся, и одних не оставишь, и вопросы задают такие, что сам собой подазумевается  ответ, и читают с ужасающими ошибками!И так -ГОДЫ! А вот насчёт литературы- мне например очень не хватает еёsad, не хватает знаний теоретических. Мне лично пришлось всё осваивать самой и не всегда гладко и правильно, сейчас от эскиза (лишь 2-жды эскизы были не мои)  да конца (кроме сшивки) делаю всё сама (одна), и  грустно что нет ни мастерской, ни учеников, ни материальных возможностей, так уж сложилось, при храме, где служу, нет возможности устроить мастерскую, да и не нужно это никому -на машинке вышьют в разы быстрее и дешевле laugh,ну если готовое пожертвую тогда ок... дома тесно, темно, так что я была бы рада, будъ у меня возможность "клуба по интересам"... эх грустно...Простите, если что не то...

 
Изображение пользователя Мария_Qлыбина.

Лена пишет:

Я и в мастерскую прихожу как в клуб, и время у других отнимаю, и материалы, бывает, порчу, и не всегда знаю, чего конкретно хочу...

Забыли про желание небывалых доходов!))))))))))))))))

 

Полностью согласна с Еленой Николаевной и с теми,кто считает, что это еще и гуманитарная и миссионерская робота с людьми.Материала не жалко, времени не жалко, жолко,что не все остаются. 

Курс на курс не приходится.....Сейчас у меня девочки не хотят тратиь время на чай.... только конфетки для поддержания работоспособности мозга....трудяги....

А эти проблемы общие для всех прцессов обучения(школа, коледж, вуз)....

новичков люблю-повторение мать учения....

 

 
Изображение пользователя galinavesta.

лия благодарю за тему-- я скорей новичек . но боюсь браться за сложные задания.. но вот батюшка мой.что благословил.. сразу подкинул задачку.. winkтак. вот отказаться не смогла.. сказала.что попробуем.но моя обязательность. не дает мне впасть в уныние.когда не получается и подстегивает..в учебе..не дает откладывать на потом..моя  пагубная  привычка. стараюсь ее исправить.в себе

Унас тенденция в городе все вышивают крестиком. навышивают икон и тащут в храм.. на вопрос священика.когда вы вышивали ее постились .читал молитвы приходят в недоумение..не все батюшки и берут их освящать.а когда берут просят подождать хотя бы до конца службы.чтоб они побыли в алтаре так многих это сразу раздражает..

по  моим  наблюдениям..  не все конечно.. 

 

по другим наблюдениям. когда училась вологодскому кружеву..многие тоже приходили в желании сразу и быстро заработать но уходили.  так как это не быстрый процесс. и работы стоят не дешево...не все сразу купят

 

Лиечка спасибо за поднятую тему! Мы с тобой разговаривали в Новодевичьем на выставке в этом году.  И по твоему совету я стала внимательнее относиться к желающим обучаться. Теперь принимаю только воцерковленных и с испытательным сроком на конкурсной основе. Пришла к выводу, что лучше потратить время и выучить несколько человек, но горящих этой работой, чем потратить массу времени и все равно нерадивые рано или поздно отсеиваются. Последнии 2 года я не считала количество пришедших на 1 курс, но показательным был предыдущий год, когда в течение года пришло 35 человек. На второй курс из них пришло уже 17, а сейчас из них осталось регулярно работающих 3 человека. Еще 5-ро надомниц. И люди порасходились не в силу нерадения, а по обстоятельствам в семьях...  По моему убеждению, на все воля Божия и остаются те, кого действительно призвал Господь и понимают ответственность, что за полученный дар они не могут перестать работать, а посвящают этому всю свою жизнь.

 
Изображение пользователя Дина.

Елена! Очень наглядно и поучительно! Спасибо!

 

Я беру на обучение всех. Невоцерковленных было двое.....через вышивку воцерковились. Желающие больших денег охолонули и с удовольствием вышивают во Славу Божию. А испытательный срок вообще никакой не показатель. У меня две женщины вышивают очень прилично, отвергнутые другими мастерскими. Один схватывает сразу(таких поданным росгосстата-5%) а другим надо время, у каждого свой период усваивания материала. Я, например, не так скоро обучалась и не так прилежно. И низкий поклон моему первому учителю-Молодых Ирине Юрьевне за терпени, настойчивость и понимание. Огромное спасибо и ЕленеЮрьевне и Елене Николаевне за обучение меня на курсах в Питере. 

 
Изображение пользователя кузьма.

Браво! нерадивых не бывает... просто у каждого свой срок...

 

Совершенно верно.... наши ученики наше отражение 

 
Изображение пользователя Мария..

В твоей ситуации, Лия, единственный выход это отсев случайных людей путем собеседования, возможно с просмотром каких-либо работ, чтоб понять способен ли человек к кропотливой работе и лекция с показом слайдов древних вещей на тему того, что шитье это не работа, а служение Церкви, не рукоделие и хобби, а искусство и т.д.

К нам идут люди, которым нужна в первую очередь корочка и они понимают, что пахать на эту корочку надо минимум 4 года, раньше было 6! и про то, как это сложно им на днях открытых дверей рассказали (я имею ввиду бакалавр). Поскольку есть просмотр и экзамены, совсем безрукие не попадают, бывают криворучки, но многие в итоге не плохо шьют. У нас проблема, что попадаются больные на голову, которым нужна серьезная помощь психолога, чтоб они смогли вообще учиться в ВУЗе. Педагогически запущенные дети с никакими родителями. Т.е. я имею ввиду варианты, когда человек просто не обучаем. Работать по специальности они не смогут это точно.

 

А вообще, чтоб преподавать, надо быть коучем и психологом, никак иначе.

 
Изображение пользователя Лия.

То, что психологом это точно! Жаль, что преподавательские гены не передаются по наследству. smiley Опрос показывает, что в учебных мастерских и приходских проблемы схожи, но пути решения все же мне видятся разными. Учебная мастерская выучила и выпустила "в люди", разумеется не оставляя без поддержки советом. А приходской мастерской, как наша, нужно постараться научить и оставить "в штате" на долгие годы. Поэтому я согласна с Марией Евгеньевной, что случайных людей нужно отсеивать сразу. Но как же это сложно...

 
Изображение пользователя Лена.

Лия, ну а как узнать, случайный человек или нет? Я вот за некоторых своих учениц и гроша бы ломаного не дала в начале обучения, а сейчас это незаменимые люди с золотыми руками!

 
Изображение пользователя Лена.

И, конечно, мы тоже учим с корыстной целью - лучших себе оставить!

 
Изображение пользователя Jelena.

natalia.velikorodnova пишет:

Пути Господни неисповедимы! Возможно именно через вышивку человек придет в Церковь. Очень хочется, чтобы люди понимали, что церковная вышивка это в первую очередь служение. И именно этим она отличается от светской.

И сколько таких случаев!!! поэтому мы стали намного терпимее в этом вопросе последние годы. От этого нам, преподавателям, немного сложнее живется. Но может, этим спасемся, а? Думаю, главное - любить своих учеников. Они ведь такие... замечательныееееееее!!!!!!!!!!!!!!!

 
Изображение пользователя Лия.

Лена пишет:

Лия, ну а как узнать, случайный человек или нет? 

Так вот ведь - не вемsad.

Я думаю, что моя собственная проблема еще и в том, что мастерской могу заниматься только в свободное от основной работы и домашнего очага время, и поэтому именно его и не хватает, чтобы во всем спокойно разобраться, поговорить с людьми, понаблюдать за происходящим, вникнуть в проблему каждого новичка и проанализировать ситуацию, тем самым не растеряв потенциальных вышивальщиц и не тратя время на тех, кто все-равно уйдет.

 
Изображение пользователя Князева Ольга.

Лиечка, это тебе кажется, что ты тратишь времяна тех, кто все равно уйдёт. Может быть как раз через это люди придут ко Господу, только чуть позже. Мы не вем.

Терпения всем!!!

 
Изображение пользователя irbriling.

 

Дорогие преподаватели ! Можно я расскажу о своем неправильном методе привлечения людей к вышивке? В этом методе много минусов, но у меня по-другому не получается. Мы вышиваем почти сразу – образ. Образ Спаса Нерукотворного. Для этого мы сначала осваиваем всего два шва – гладь в  раскол, а  для нимба - золотом в прикреп клопчиком по кругу. Гладь нужна для всего – для лика, волос, бороды, а прикреп – для нимба. Если шьем Спаса на убрусе, то убрус будет шиться тоже клопчиком, обыкновенным. Увы, всю предварительную работу для этой первой работы я делаю сама – натягиваю, рисую, переношу прорись, нитки назначаю. И «она» только шьет себе и шьет. Я над «ней» нависаю, рядом заготовленный заранее альбом с фотографиями, как направлять лицевые нити поэтапно . Обычно в результате получается  неплохо, во всяком случае  готовая икона успешно продается в нашей лавке за хорошие деньги. Все воодушевлены. Но далее, после такого успеха начинается самое трудное. Теперь уже учимся всему с самого начала. Частенько они уже считают себя мастерами и пытаются вольничать, но очень скоро становится очевидно, что надо учиться как следует. Но  заряд от первого успеха ведет вышивальщицу «вперед к сияющим вершинам». Еще скажу, что особое внимание я уделяю книгам  по иконописи, журналы Убрус всегда под рукой, а также рассматриваем иконы в книжках.

 

 

 
Изображение пользователя Елена Сочи.

Очень нужная тема. Лиечка,спасибо тебе за ее создание. Ты,пытаясь найти для себя советы,помогла многим из нас. У нас тоже такая же ситуация - приходят люди,как мне казалось,"мешающие",которые только отвлекают,забирают мое время,а толку от них - все равно уходят. В итоге "Я"  не могу создать то,что изначально хотела,получается все не так. А  сейчас почитала мнение более опытных в этом наших преподавателей,тех,кто столкнулся с этим делом,и пришла к мысли,что не зря такие мастерские создаются при церквях люди туда приходят спасаться,лечить свои души,и результат нашей работы должен не в количестве или качестве созданных работ выражаться,а в количестве людей,которые через это рукоделие к Богу прийдут. А уж от Его воли и качество и успех будут зависеть.Раз уж мы оказались на этих своих местах,значит.Богу так угодно было. Для себя нашла хороший выход - понаписать побольше высказываний на тему:зачем и почему мы вышиваем именно церковные вещи,Это,думаю,поможет,как здесь не раз писали,отсеить,но я бы сказала,поставить в рамки,тех людей,которые приходят учиться,но начинают ставить условия,что будут учиться не для церкви,а светской вышивке.У нас действительно нет такой литературы на эту тему.

 
Изображение пользователя Мария..


Лия пишет:
Лена пишет:

Лия, ну а как узнать, случайный человек или нет? 

Так вот ведь - не вемsad.

Это как-то с опытом приходит, видение, кто случаен, когда мимо проходит много людей, которых ты видешь поступающими и видишь как они растут.

А вообще еще все зависит от "силы" преподавателя, которая складывается не только от преподавательского таланта, опыта, но и временной возможности. Потому что бывают обучаемые люди, хоть и не шибко талантливые, и если на них "выложиться", они сильно вырастают, но на это надо найти силы физические и моральные, чтоб "выложиться" и время. Потому, если нет возможности "выкладываться" лучше не брать человека, пусть найдет другое место,где ему помогут. Все от конечной цели зависит. Сознательных людей, готовых пахать для своего роста, тоже не так много.

Потом еще выучить художника или подмастерье, разные вещи, от того и разные требования к приходящим. Подмастерье можно сделать из любого терпеливого, а художником нужно иметь хоть какие-нибудь задатки.

Вообще художественная педагогика сложная область.

 
Изображение пользователя Лия.

Пришла пора озвучивать проблемы педагогов и методов преподаванияsmiley

 
Изображение пользователя Лена.

Ну, не знаю... Наверно, когда-нибудь я и приобрету такой опыт, но, думается мне, навряд ли...  Я принимаю всех, прогнозов не делаю, успехам, даже небольшим, радуюсь.

Елена Юрьевна сняла с языка - самый главный педагогический секрет - любить своих учеников. Иногда это сложно... Иногда - почти невозможно... Но - любить. Не думать о том, что будет дальше - не наше это дело. Просто делать свое дело.

Вообще, честно говоря, меня удивила эта тема. Все мы еще учимся, о чем разговор?..

 
Изображение пользователя Лия.

Правильно. Учмся, но имея в храме такое специфическое послушание, хочется приобрести хороших помощников, а лучше коллег. smiley О том и речь. Я думаю, Елена Николаевна, что специфика вашей мастерской весьма отличается от приходской, поэтому тема у Вас и вызвала недоумение. 

 


.......А вообще, чтоб преподавать, надо быть коучем и психологом, никак иначе. 

 

А у вас по-другому можно? У нас чтобы преподавать хоть что, надо педагогический минимум иметь- год минимум психологии....

 
Изображение пользователя Jelena.

А что такое коуч?sad

 
Изображение пользователя Tarika.

тренер, наставник

 
Изображение пользователя pater-peter.

Хоть в однов ветке обратились "отцы, братья и сестры", а то все сестры, сестры...

 

 

Пару слов о себе. Учился, что называется, на глаз - показали - вышил. Отсюда, ноль в терминах; что такое расколы, клопчики и иное - ума не приложу. Какой из меня эмброидер - сами видите. ..

Одно время, уже будучи приходским, пробовал вести кружок вышивки в школе. Вродь как получалось. Но,в основном, все по пункту № 5. 

Хотя, в первом приходе, замечал, что и в храм люди собирались по 5му пункту. Раздражало... Хотелось более высокого штоль, духовного. Потом плюнул на свои принципы, да насторои и начал делать послелитургийные чаепития. По тому самому пункту.

 
Изображение пользователя Нина Глушец.

Всем доброго здравия!

Можно еще вопрос, он как-то не поднимался еще в обсуждении... Из каких доходов складывается материальная часть: где берете деньги на ткань, нитки, короче на приобретение всех исходных для работы... 

И еще ОГРОМНАЯ просьба, может сможете показать работы, выполненные на ваших приходах...

 

 
Изображение пользователя Tarika.

У нас в после литургии тоже заведены чаепития, иногда переходящие в обеды. Прихожане разбились на 4 команды и готовят угощения к таким чаепитиям по-очереди.

 
Изображение пользователя Tetiana.

Мария. пишет:

Лия пишет:
Лена пишет:

Лия, ну а как узнать, случайный человек или нет? 

Так вот ведь - не вемsad.

Чтобы не было "кружка по интересам", обучение должно быть служением, то есть тем, чем и является наша жизнь, в меру возможностей каждого.  Помолились перед уроком, поучились, в перерыве чай попили и почитали "Жития святых подвижниц Восточной Церкви" или Евангелие, помолились в конце занятий и пошли на службу. Четкое расписание, как выше написали, и  случайных не останется - сбегут.

 
Изображение пользователя Лия.

Нина Глушец пишет:

Можно еще вопрос, он как-то не поднимался еще в обсуждении... Из каких доходов складывается материальная часть: где берете деньги на ткань, нитки, короче на приобретение всех исходных для работы... 

Когда мастерская наша только организовалась, то львиную долю материалов пришлось, конечно, купить на средства прихода и пожертвования прихожан. Специально ездила в Москву за материалами. Когда народ увидел вышитые работы, то стали жертвовать ткани, нитки шелковые, бусы и прочий приклад. Было время, я вывешивала объявление с просьбой пожертвовать натуральные шелковые ткани. Нанесли, конечно всякого, но были и приличные экземпляры. На Богородичную плащаницу собирали средства целенаправленно. Сейчас подкупаем так, по мелочи и необходимости. Инструментами вышивальщицы обзаводятся своими (шила, ножницы), но есть и общие, принадлежащие мастерской. Литература вся моя личная. Пяльца раздвижные есть мои личные и есть, принадлежащие мастерской. Все остальное оборудование: световой стол, стойки для пял, лампы, шкафы, столы, скамеечки для ног, полки, гладильная доска, и т. д. было сделано на приходе нашими умельцами.

 
Изображение пользователя Нина Глушец.

Татьяна! Насчет твоей рекомендации планирования... Мы занимаемся 2 раза в неделю: Среда с 10.30 и суббота с 12.00. (в субботу служба уже заканчивается, а в среду она бывает редко... Так вот в субботу приходят только к 12!, на занятия...- на службе их нет. В среду, если есть служба - на службу не идут, сидят за рукоделием... Где-то около 13 часов (и в субботу и в среду) нас кормят, кстати, те, кто несет послушание на кухне по приготовлению пищи.

И некоторые приходят именно к этому времени и... попив чай - уходят. Конечно они, эти люди и бывают на рукоделии, но и только чай пьют - не редкость...

Но прости меня, Господи! Прочитав отзывы сестер я поняла - не хватает мне терпения и доброты - грешница я! Я полагаю, что главное - вышивка, результат наш в работах!, но не все так рассуждают. Простите меня! осознала, и надеюсь исправиться.

 

 

Подпишусь под каждой буквой Елены Николаевны!!!!!!

 
Изображение пользователя Мария..


Radi пишет:

А у вас по-другому можно? У нас чтобы преподавать хоть что, надо педагогический минимум иметь- год минимум психологии....

Этот год у гуманитариев, он в стандарте специалистов раньше был, теперь не знаю как. Как показывает практика года мало, надо быть ассом и иметь практический опыт. 

 
Изображение пользователя Мария..


Jelena пишет:

А что такое коуч?

Методика коучинга применяется для карьерного роста. На западе это развито. На самом деле стоящая вещь.

 
Изображение пользователя Мария..

Что касается любви к ученикам, то работа в таких сферах деятельности, как врач, учитель и священник вообще возможна только при наличии любви к людям. Но это не отменяет других профессиональных знаний.

 
Изображение пользователя Лия.

Так что возможно проблемы у меня самой, как плохого преподавателя, а не у людей, которые приходят в мастерскую... ну, кто зачемsmiley

 
Изображение пользователя Мария..

Я когда на одном приходе преподавала, тоже всех принимала, кто приходил. Тем, кто по зрению или криворукости не могли шить сложные техники, давала простые, какие им было по силам. Но мне настоятель поставил задачу чтоб люди просто делом были заняты, типа кружка для времяпровождения, отсюда и учила я их потихоньку, как получалось, без перспективы особо, хотя подумывала потом кого-нибудь посадить на соборную вещь для храма, они были "за".

Если я так в ВУЗе буду, меня уволят, т.к. здесь есть цель выпустить художника, и я должна сделать все, чтоб студент им стал или отчислить, если это нереально по каким-либо причинам.

Потому что есть требования министерства и всяких комиссий и им нужно соответствовать в итоге, так что невозможно расслабиться, просто всех любить в душе, все время приходится смотреть за темпами развития, и видеть конечную цель, как путеводный маяк.

Так что все зависит от конечной цели, ее надо четко определить, потом четко определить промежуточные цели и задачи и тогда все встанет на свои места.

 
Изображение пользователя Лия.

Цели и задачи мне ясны, значит интуитивно я действую правильно: пришли вышивать - садитесь и шейте, а учиться будем по ходу дела. И работа движется и результат своих трудов видят.

 
Изображение пользователя Мария..

Что касается четких расписаний, я не знаю. Я всегда была за свободу выбора и считаю, что лучшая мера это воспитание сознания личной ответственности, потому стараюсь своих студентов приучать к самостоятельности во всем. Вплоть до того, что я не знаю, где у меня в мастерской, что лежит, у меня студенты все делают, сами убираются, сами решают проблемы. Я только даю указания, если спрашивают совета.

 
Изображение пользователя Jelena.

Точно, Мария Евгеньевна, 2 совершенно разные задачи: просто занять людей общим делом и выпустить художника-вышивальщицу.

 

 
Изображение пользователя Jelena.

А кстати, я тут подумала о себе: мы-то чем занимаемся? да вот как-то и тем, и другим!laugh

 
Изображение пользователя кузьма.

Зачем? - самый убийственный вопрос для художника. Он требует отчета< рациональной раскладки мативаций > результата. И т.д. Всего того, что в принципе с нами и произойти-то не может...Потому как другим дышим и роста карьерного не предпологаем... Если и есть какието гродации (курсы, разряды, тренеры, ученики, мастера и т.д.) то чисто механическии. Всего лишь как издержка методик. В человеческом смысле мы все равнозначны (не одинаковы! ). Стало быть и любви заслуживаем равнозначной! Нет плохих преподователей - нет плохих учеников!

 

пока выжимал умlaugh отстал ...

 

 
Изображение пользователя Мария..


Лия пишет:

Цели и задачи мне ясны, значит интуитивно я действую правильно: пришли вышивать - садитесь и шейте, а учиться будем по ходу дела. И работа движется и результат своих трудов видят.

Думаю, это правильно в твоей ситуации, раньше в ремесленных мастерских так ведь и учили, просто давали делать какую-то часть общей работы, по мере того, как подмастерье рос, доверяли более сложную работу. Это веками устоявшаяся практика, в итоге лет через 10-15 из подмастерье выходил мастер. Так что если цель выучить хорошую златошвейку и оставить у себя, то это очень правильно, а рисовать им не обязательно уметь, для мастерской достаточно одного художника, тебя, например, который будет делать эскизы и проч. На развитие художественных навыков нужна продуманная комплексная программа, много времени на обучение и несколько узких педагогов.

 
Изображение пользователя Лия.

Владимир, я к своим бывшим и теперешним ученикам питаю самые добрые чувстваsmiley. Плохие преподаватели и плохие (необучаемые) ученики в природе существуют.

 
Изображение пользователя кузьма.

ровно как и плохии мастераlaugh

только все субьективно...

 

 
Изображение пользователя Лия.

Мария. пишет:

а рисовать им не обязательно уметь, для мастерской достаточно одного художника, тебя, например, который будет делать эскизы и проч. На развитие художественных навыков нужна продуманная комплексная программа, много времени на обучение и несколько узких педагогов.

Согласна. У нас есть иконописцы и я даю им на проверку все свои прориси.

 
Изображение пользователя Мария..

Но штука в том, что, если студент необучаем, т.е. видно, что его возможностей не хватает на освоение программы вуза например, то любовь требует его отчислить, ибо он только мучается, мог бы это время жизни потратить по-другому, с бОльшим результатом для себя, своей личности и отечества. Некоторые расстраиваются, глупые. Надо идти по призванию и развивать те таланты, которыми Господь наделил, ибо Ему Одному ведомо зачем одному Он дает одно, а другому другое. Стериотипы очень мешают мудро жить.

 
Изображение пользователя Лия.

Я вот тоже раньше расстраивалась, что вот, дескать на старости лет шитьем занялась, столько времени упущено, а на самом деле "раньше" я была просто не готова к такому служению: ни духовно, ни морально, ни физически. 

 
Изображение пользователя кузьма.

об том и речь!!!!! нам не дано преду....

для иных отчисление - великолепный трамплин, избавиться от стереотипов. Но все опять же частно...

 
Изображение пользователя Мария..

На самом деле, если ощутить себя на пороге вечности, о многом, о чем в жизни скорбишь, не будешь сожалеть. Психологи даже советуют не придавать значение вещам, о которых ты не будешь расстраиваться через месяц, например. Особенно нам, женщин, свойственно увлекаться эмоциями, в силу гормональных перепадов.

Святые отцы потому и выпрашивали в молитвах память смертную, с такой памятью все сразу встает на свои места и стереотипы в том числе.

 
Изображение пользователя Лия.

Благодарю вас, друзья. Под задушевную беседу так хорошо вышиваетсяsmiley

 
Изображение пользователя Мария..

Каждый год жизни встречаешь с сознанием, что вот теперь, наконец, осознала истину, к чему-то серьезному готова, а все, что было раньше было подготовкой, полосой ошибок... и так всю жизнь..., истина бесконечна, видимо.

 
Изображение пользователя Мария..


Лия пишет:

Благодарю вас, друзья. Под задушевную беседу так хорошо вышиваетсяsmiley

Бериги глаза, по ночам шить..Ай-а-й.

 
Изображение пользователя Лия.

Бесконечна как Бог: "Азъ есмъ Истина..."

 

Помню уволила мальчика слишком скромного для работы с таможней. Объяснила что не его это дело и тд. Ушел спокойно...Потом звонят через время мне с брокерской же компании просто другой- характеристику на него просят......вот так понял называетсяsmiley

 
Изображение пользователя pev4ayaValentina.


Мария. пишет:

Но штука в том, что, если студент необучаем, т.е. видно, что его возможностей не хватает на освоение программы вуза например, то любовь требует его отчислить, ибо он только мучается, мог бы это время жизни потратить по-другому, с бОльшим результатом для себя, своей личности и отечества. Некоторые расстраиваются, глупые. ...

Не промахнуться бы с отчислением-то! Как много жизненных примеров у нас перед глазами в среде очень знаменитых и талантливых актеров! Как многих не принимали сразу на учебу, как многие были на грани отчисления за профнепригодность, а теперь - гордость Отечества!

 

Потому, что мешает шаблонное мышление и стереотипы. Каждый человек индивидуален и у каждого свой путь в жизни, и в обучении идут все по разному. Но нет же, некоторые учителя навешивают на учеников свои опыт, считая, что вправе решать куда и когда идти человеку, еще и навешивая шаблон вроде перечисленных вверху "криворукий" и пр. Вместо того, чтобы наполнять учеников любовью, как учит Бог.

Ну а если научиться понимать, что эти люди, это наше же зеркало, то многие вопросы и проблемы сами собой отпадут. Если хоть на секундочку задуматься, чем не нравится этот "криворукий", то увидишь, что он показывает нам нашу же проблему. И это прекрасно, можно работать над собой. Не проработал и не понял, придет второй еще более "криворукий".

Мой духовный наставник учил меня в таких случаях правилу четырех слов.
ПРОСТИ, что ты был послан мне, чтобы показать мне это.
Я СОЖАЛЕЮ об этом
СПАСИБО тебе
Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ !

И люди, как сказал Елена Юрьевна сами "отваливаются". Все мы у друг друга учимся.

И так же хочу заметить, что я не употребила в своем высказывании слов "должен", "обязан" и в подобном тоне.
Это мой опыт и мое мнение. Принимать его или нет, это личное дело каждого.

 
Изображение пользователя Мария..


pev4ayaValentina пишет:


Мария. пишет:

Но штука в том, что, если студент необучаем, т.е. видно, что его возможностей не хватает на освоение программы вуза например, то любовь требует его отчислить, ибо он только мучается, мог бы это время жизни потратить по-другому, с бОльшим результатом для себя, своей личности и отечества. Некоторые расстраиваются, глупые. ...

Не промахнуться бы с отчислением-то! Как много жизненных примеров у нас перед глазами в среде очень знаменитых и талантливых актеров! Как многих не принимали сразу на учебу, как многие были на грани отчисления за профнепригодность, а теперь - гордость Отечества!

Так откуда мы знаем про них, что помогло стать гордостью Отечества, может как раз отчисление. Со стороны никогда не видно истину, потому что ситуация всегда "внутри" сложнее в нюансах, чем это кажется со стороны, поверхностным взглядом.

 

Отцы, братья и сестры, несущие свет знаний! Можно понять ваши смущения по поводу  нерадивых учеников. Но хочу вас утешить и сказать, что ваш труд не непрасен, даже если  кажется, что ученик не состоялся. Утверждение о том, что церковная ручная вышивка это молитвенное делание - истина. А делать это хорошо можно только  с чистым сердцем. Поэтому нас трудно любить. Про себя могу сказать, что через знания полученные на "Убрусе" начала понимать христианство. Все это было вокруг меня, я все видела и не видела. Вдруг открылись глаза. Увидела красоту орнаментов, ликов, людей. А вышивать боюсь.

 

 
Изображение пользователя LudmilaKleshnina.

Не бойтесь !

 
Изображение пользователя кузьма.

и еще раз не бойтесь!

 

это пройдет, я тоже сначала боялась вышивать лики.....