Наш интернет-магазин «Корвана»: материалы для вышивки и рукоделия - korvana.ru

Вход для пользователей

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 10 гостей.

Материалы для вышитого оклада.

Изображение пользователя Elena Borowski.

Дорогие любители шитья и иконописи.  Увидела на другом сайте, что был недавний интерес к вышитому окладу. У многих пользователей одного и другого сайта широкий опыт вышивания, и может не скромно предлагать свой короткий опыт. Но, все же, если кому интересно, могу поделиться своим опытом. Может что то пригодится.

Один проект, оклад для небольшой копии Иверской иконы Богородицы (ок 13 x 18 см),  законченный для подруги в январе.

Другой, больший (ок. 48 см х 38 см)  для храма, еще в производстве, если можно так выразиться. И чисто говоря это не оклад а долгоспелое решение закончить икону начатую мастерицей, и не законченую около 1954 года, когда она умерла, исполнив 21 вышитую икону для одного храма в США. Я долго не могла решить что делать, и по пути были всякие другие задачи жизненные;  тоже не имела достойного опыта вышивания. Хотелось как то отметить ее щедрый  дар для храма, тем временем помянить женщину, изографа которая следила за правильным православным рисунком вышивальщицы. Вышивала Тамара Данииловна Робсман  а ее изографом была Наталия Петровна Шеффер.

В прошлом году научилась вышивать бисером по книге где указаны приемы для ювелирного изделия;  и пришла мысль закончить икону бисером чтобы моя вышивка явно отличалась от прекрасного  исполнения мастерицы крестиком.  А маленькие иконы тезоименных святых мастерицы (Тамары) и ее изографа (Наталии) написала акриликами и прибавила по сторонам.

Осталось около 4, 5 недель вышивания бисером, если другие труды не помешают. Постараюсь загрузить снимки на этом сайте. Если сегодня не получится, попробую в другой день.  Кроме 7 разных размеров жемчуга, испльзовала бирюзу, кораллы двух или трех видов, гранаты вставленные в серебряные коронки, и разноцветный стеклярус. 

Работа над этим трудом приносит большую радость, которую невозможно полностью описать. С уважением, Елена Сергеевна Б. 

н.б. если есть какие вопросы по материалам, техники или других вопросов, постараюсь ответить. 

Оклад на Иверскую икону Богородицы Незаконченная вышивка Владимирской иконы  1954 года.. Фундамент вышивки бисером Фон для вышивки бисером Деталь вышивки бисером Деталь со святой Тамарой, имя кот. была мастерицы крестиком Деталь надписи и нимба из разного жемчуга и стекляруса. Наталия Петровна Шеффер в 30е годы Игоревская икона /Золотошвейная 2004г. без ручки на шее матери ВЛАДИМИРСКАЯ/ВИЗАНТИЙСКАЯ сер.12 века Владимирская Робсман, с ручкой Младенца на шее Владимирская 12 века, с ручкой Младенца на шее
Изображение пользователя 0льга.

Конечно, очень интересно, ждем ваших фото!

 
Изображение пользователя Т а т ь я н а.

Для храма крестиком выполненую икону заказывают?

 
Изображение пользователя 0льга.

Очень гармонично, хоть и не в традициях древнерусского шитья. Успехов вам!

 
Изображение пользователя natalia.velikorodnova.

Оклад очень красивый.

 

 
Изображение пользователя Elena Borowski.

Татьяна, крестиком иконы не заказывали и не ожидали в традиционном православном храме за рубежом в 1940х 50х годах. Этот труд Т.Д. Робсман исполнен глубоковерующим человеком при необыкновенных обстоятельствах жизни. См. мой ответ Ольге, далее. 

 
Изображение пользователя Т а т ь я н а.

Елена, теперь,когда ваш пост дополнен, все стало ясным.Спаси, Господи, помоги в трудах!

 
Изображение пользователя Татьяна.

А мне непонятно, как вы будете поступать с мафорием недовышитым? На плече у Богородицы.

И что это за надписание у Иверской IX. Так не положено...

 
Изображение пользователя Elena Borowski.

Ольга,

спасибо за замечание. Обычно искусство не требует оговорки. Я в полне согласна, что такая вышивка (крестиком) не в традициях древнерусского шитья.

Но, обстоятельства жизни при которых она была создана может вам дать знать почему эту икону и связанные с ней память мы ценим:

Саму Тамару.Д.Робсман (?...1956)  я не знала. Все мои сведения по рассказам Наталии Петровны Шеффер (1888-1982). Эти женщины, обе русские, обе верующие, обе беженцы из советской России, которую они были вынуждены покинуть, встретились в 1940х годах в столице США. Т.Д.Робсман, бывшая балерина, попала заграницу через Персию и Европу в 1930х годах; один из ее мальчиков родился в персидской тюрьме, где многих политических беженцев из России держали некоторое время при тяжких условиях.

Н.П.Шеффер, родившаяся Лукина, в Скт. Петербурге; по первому мужу кн. Волконская. По второму мужу...дипломату...Шеффер, была непоколебима своей любовью к родине и вере. 

Н.П.Шеффер встретила А.И. Анисимова в 1926 году, у которого она училась истории древнерусского искусства; она себя считала студенткой Анисимова. Он ее познакомил с монахинями (уже изгнанных из своего монастыря) в Москве, часто с ней общался пока она не уехала заграницу со вторым мужем и ребенком. Анисимов, как вы знаете, был сослан и расстрелян в 1937 году.

Московские монахини, действующие уже тогда в т.н. "подземной церькве", ее приобщили к традициям оформления древнерусского шитья. Н.П. Шеффер, как и многие люди с ее историей, испытала голод, лишения, унижения; но это не столь не уменьшило ее веру.  Она потеряла своего первого мужа, старшего сына и всю свою семью и много другого. Когда я ее встретила в столице США в 1979 году, она уже была в возрасте, прожила с 1930х годов в США, проработала в библиотеке Дамбартон Оакс где она установила и расширила книжный отдел Византийского искусства. Она была здравая характером, терпелива и милостива. Никогда не жаловалась и никогда недоброго слова на сказала. Любила родуну; увожала приемную страну. Ее автобиография на английском языке вышла в 1930 году 

Я к ней обратилась с помощью узнать историю 21 вышитой иконы (все гладью) в соборе Иоанна Предтечи в Вашингтоне...где тогда происходила перестройка; многое шитье и деревянные иконы пострадали от скоропостижной сырости. Работая в государственном музее педагогом, с хранителями, я приступила к работе сохранения этих вышитых икон. Мои рабочие сотрудники поддержали. Все шитье было стабилизировано, очищено от пыли, воска и (увы, иногда от дамской помады на Плащанице). Я  хотела больше знать о человеке кот. оставила такой значительный труд для прихода. Мне рекомендовал батюшка прихожанку Н.П.Шеффер, кот. написала свою автобиографию под псевдонимом Natalia Petrova: Twice Born in Russia. My life before and in the Revolution“, New York, William Morrow & Co., 1930.

В 1940е годы, Н.П. Шеффер заметила что прихожанка Тамара Д.Робсман имела необыкновенный дар "писать" нитями. Она могла, смотрев на Шишкина, например, с большой уверенностью и точностью передать картину нитями, используя только несколько штрихов карандаша.  Н.П.Шеффер предложила помочь Т.Д. Робсман создать вышитые иконы для храма. И вот в протяжении каких то 10 лет, эти женщины сотрудничали: Наталия (работая в библиотеке Византийского искусства) находила и выбирала сюжеты дла Тамары кот. создала превосходную Плащаницу, несколько хоругвий и много икон для храма.  Наталия учила Тамару как создавать выпуклости, фундамент и правильно исполнять рисунок и надписи.  Тамара страдала от времени до времени от нервного состояния (не поразительно, зная ее жизненный путь)...и после многих лет сотрудничества, когда она вышивала Архангелов для иконостаса, ей поставили диагноз рака глаз; какая ирония судьбы для вышивальщицы! Она закончила вышивать архангелов до ее смерти, но эту икону Владимирской Богородицы (крестом)...ее единственный опыт крестом (на сколько я понимаю), она не успела закончить, скончавшись в 1956 году.

Наталия П. Шеффер мне дала эту незаконченную икону на попечение в 1982 году (вместе с документами своих трудов) и сама скончалась. Долго я не могла сообразить что делать до прошлого года когда начала вышивать ювелирные изделия.

Конечно этот набор 22х икон вышитых Т.Д. Робсман под руководством Н.П.Шеффер, не по традициям старо церковным. Но все же это свидетельство о вере двух русских женщин далеко находящихся от родины, не потерявшие свою веру до последних дней своей жизни. Вечная им память! 

Простите за столь длинный отголосок. 

 
Изображение пользователя tamaratbilisi.

Может и не к месту... А нет ли фото этих икон, очень интересно)

 

 

 
Изображение пользователя Elena Borowski.

Тамара, с удовольствием поделюсь. Зато надо найти диапозитивы где то у меня в коробках. Когда найду...не так скоро, перешлю.  

 
Изображение пользователя tamaratbilisi.

Спасибо, думаю сёстрам тоже будет интересно))

 

 
Изображение пользователя Светлана Ан.

Да, интересно.

 
Изображение пользователя Elena Borowski.

Вы правы, Татьяна...

лучше было бы ничего не ставить. Я виновата.  Работала спеша, места было мало, и сделала оплошную ошибку. Спасибо что заметили. 

 
Изображение пользователя Т а т ь я н а.

одеяние Младенца выглядит на фото слишком ярким по отношению к уже вышитому.Елена, вы специально делали такой контраст?
Не потеряется ли драгоценная антикварная вышивка на фоне ваших стараний?
Не пойму- вы шьете прямо по вышивке Тамары Данииловны Робсман, или это накладная риза, которую потом можно будет снять?

 
Изображение пользователя Elena Borowski.

Достойный и справедливый вопрос. Может ваш глаз привык к мягким тонам древних вышивок многие из которых или были бледные или смягчились со временем.  Контраст и яркость хитона у Младенца дает натуральный коралл и бирюза...со всей соответствующей символикой средневековия ; взяла пример от самой Т.Д. Робсман, кот. предпочитала высококонтрастные сюжеты средне Византийских икон. Многие ее работы напоминали Византийские мозаики. От туда и контраст.

Вышиваю бисером, камнями и жемчугом по собственному материалу и узору, который лежит поверх более старой вышивки. Одно исключение, это две Вифлеемских звезды на омофоре. Хотела совсем не трогать вышивку Т.Д. Робсман, но тогда не было бы звезд и Богородица была бы не законченная; и кто то смог бы разьединить Лики от бисера в будущем, потеряв смысл всей композиции и тезоименных икон на новом фоне. Разьеденить более старую икону от окружающего бисера уже нельзя без того чтобы нарушить всю икону. 

Перед тем как начинать работу, я все продумала и решила что предпочтительно соединить все элементы новой иконы, окружив более старую работу бисером, сохранив работу Робсман, одновременно соединив икону визуально . Меня просила Н.П. Шеффер закончить икону. Такое было мое решение. 

 

 
Изображение пользователя Лена.

Спасибо за рассказ! Очень интересно! И очень приятно снова увидеть Вас в нашей компании! Помощи Божией!

 
Изображение пользователя Т а т ь я н а.

Елена, спасибо за подробный ответ!

 

 
Изображение пользователя Татьяна.

Елена, мне кажется, места на иконе достаточно, можно было вверху вышить IC, а ниже XC.

Не знаю... Скажу по правде, смотрю-смотрю на икону Богородицы Игоревскую, и что-то мне все-таки не по душе такое решение. Эклектично как-то...

 

Мне нравится по цветовому решению. Гармонично. А про эклектику - почти все вышитые оклады, которые я видела, эклектика.

 
Изображение пользователя Elena Borowski.

В принципе, могла бы. Но икона уже 3,000 миль от меня у старушки 85 лет, кот. я долго не увижу, если вообще когда то увижу в живых. Так работа и будет на всегда, с недостатком, свидетельством о моей порочности. Это был мой первый труд бисером за 9 лет...я использовала его как поучительный опыт.й

Вы хотели сказать "Иверская" не "Игоревская"...но не так важно. "Эклектикой" на западе называют всю православную иконопись, те кто испорчены стремлением к новшеству, не понимая что у иконописца и в золотошвейной работе мы часто сталкиваемся с одинаковыми задачами: как выразить лик, нимб, складки, фон?  Как мы решаем эти задачи зависит от нашего опыта, умения, нашего воображения и не в малом...нашего молитвенного настроения при вышивании. Я верю что каждый предадущий труд должен служить в помощь следующему. 

Я не обижаюсь. До ваших наблюдений я прошла уже огненный путь критики мужа, моего самого строгого но любящего  критика. Он сам не плохой художник. Слушаю каждое замечание и принимаю или нет в зависимости от справедливости . Иначе бы не записалась на ваш прекрасный сайт где столько опытных труженников.

 
Изображение пользователя Elena Borowski.

Спасибо, Agapya. 

Вопрос об "эклектике" меня не беспокоет. Среди западников этот разговор часто возникает, потому что на западе где я проживаю, почти вся наша жизнь пропитана коммерцией, маркетинг и понятием что если что то новое, значит оно хорошее. Боже упаси если кто то использовал хорошую идею вторично.  А фактически коммерция часто зависит он повторения одних и тех же успешных приемов...но это не по нашей теме. Среди художников конца 19го века тоже возникла идея что надо разрушить, раздробить старые обычаи, природу в поиске чего то нового. Среди импрессионистов это упражнение добилось каких то интересных решений, с моей точки зрения. А многое другое модное искусство (простите мне любители Поллока и и Бэкона) нам мало что покажут, кроме хитрого урока маркетинг (увы, увы..) .

Импрессионисты зато, нас могут чему то научить когда мы вышиваем бисером, на пример. Я обнаружила что некоторые серые стеклянные бусы, лежа около золотых, на пример, дают глазу отголосок легко голубого цвета.

С фоном в первой (Иверской) и второй, большей (Владимирской) я трудилась с рисунком на бумаге: как сделать спокойный, голубоватый фон который бы одновременно давал гармоничный контраст с нимбом, давал бы намеки на "небесный" свет. А для фона "Владимирской"  пришла к заключению попробовать "Ван Гоговские" звезды, хоть в тот момент я не думала о них так, а только позже поняла что подсознательно я наверное думала об любимой картине Ван Гога ...поле с его задушевными звездам на небе. Таким образом наметила решетку карандашем на фоне и на каждом крестике положила синюю бусинку "размером но. 9" с блеском "электрик" (муж рекомендовал и одобрил) а вокруг нее кружек серых бусин "размером но 11". Потом, как глаз прикажет...волнистые ряды бусин в перемешку но. 9 и в узких тупиках более мелкие но. 11.

Пока мы все живы, мы подсознательно "отдалживаем" идеи и формы бывших художников, из нашего опыта с природой, из своей головы которая сортирует миллионы таких образов когда мы работаем над своим искусством. Это совершенно нормально. 

После законов о канонически правильном исполнении иконы, меня интересуют вопросы о балансе, контрасте и сочетании красок. Где то в голове крутятся понятия о "Зологом Сечении" обнаруженном умными Греками. И нельзя, особенно с бисером и камнями работать без того что бы не продумать вопросы о их масштабе. 

Меня интересует асиметричная симетрия...как использовать бисер, камни, жемчуг чтобы было сбалансировано, гармонично и вместе с тем не скучно вышивать. Глаза устают от повторного движения.

Ну хватит. Спасибо за добрую поддержку. Надо все же вернуться к делу. Всем спасибо за замечания о "гармонии". Как приятно с вами поделиться.  

 
Изображение пользователя Татьяна.

    Елена, я имела в виду именно Игоревскую икону. Владимирская - когда младенец изображен полностью, Игоревская - вариант Владимирской, но оплечный варант...

http://images.yandex.ru/yandse...

 
Изображение пользователя Татьяна.

Игоревская икона Божией Матери именуется в честь святого страстотерпца, великого князя Киевского Игоря Ольговича († 19 сентября 1147), который молился перед ней в последние минуты своей жизни. Игорь взошел на киевский престол в 1146 г. В городе вспыхнуло восстание и мятежные киевляне пригласили на княжение Изяслава - внука Владимира Мономаха. Изяслав разбил войска Игоря и взял город. Игорь принял пострижение под именем Георгия. Когда против Изяслава сложилась мощная коалиция князей и к Киеву уже подходило большое войско из Чернигова под руководством Святослава (брата Игоря), местные жители ворвались в Федоровский монастырь, убили Игоря и таскали весь день труп по улицам. Останки князя были перенесены в Чернигов в 1150 г., тогда же начинается почитание Игоря. Икона же была помещена в приделе святого Иоанна Богослова в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. Икона эта древнего греческого письма с надписью о принадлежности святому Игорю.

Празднование иконе установлено 5 июня ст. ст. (день перенесения мощей Игоря в 1150 г. из Киева в Чернигов).

Иконографически образ восходит к типу "Умиление", чаще всего говорится о том, что Игоревская икона - сокращенный (оплечный) вариант иконы Владимирской

 
Изображение пользователя Татьяна.

   И все-таки есть символика цвета иконы. Красная рубашечка у Младенца, цвет нимба у Христа, как-то мне не очень.

Впрочем, это  ваши поиски, ваше видение этого образа. Возможно, я ошибаюсь.

Бог в помощь в завершении работы!!!

 
Изображение пользователя кузьма.

Спасибо, за трогательную историю ,она действительно обогощает сердце .Думаю ,эта работа, сильна прежде всего мотивацией и историческим фактом и врядли её стоит судить с других позиций...Оклад я думаю(жаль ,что фотография превращает волшебство в обычное) красив...

 
Изображение пользователя Т а т ь я н а.

кузьма пишет:

Спасибо, за трогательную историю ,она действительно обогощает сердце .Думаю ,эта работа, сильна прежде всего мотивацией и историческим фактом и врядли её стоит судить с других позиций..

очень правильно сказали, Владимир.Согласна с вами

 
Изображение пользователя Elena Borowski.

Спасибо за пояснение, Таня.

 
Изображение пользователя pev4ayaValentina.

Спасибо за рассказ, Елена! Бог в помощь в Вашей работе! Будем рады, если будете показывать здесь свою работу и дальше

 
Изображение пользователя Elena Borowski.

Какждый искусствовед любит историю и как можно точнее ее передать; вот и я хотела бы прибавить исторические данные из своих  разговоров с Наталией Петровной Шеффер. В 1926 году, пережившая тяжелые годы гражданской войны, она жила со своим сыном под опекой нового мужа...дипломата, в Москве. Зашла в Третьяковскую Галлерею и стоит перед великой Византийской святыней 12 века, Владимирской иконы Богородицы (прототип всех других "Владимирских" и ее подобных; см. детальные сканирования). В ту пору эту икону недавно забрали из Успенского Собора и принесли в Третьяковку (перевод древней утвари из храмов под опеку музейных работников продолжалось много лет, мы знаем). Около нее стоял мужчина; заметил что она засмотрелась на икону и спрашивает, "а знаете ли Вы на что Вы смотрите?" Она, как многие воспитанные в лицее православные, знакома визуально с иконами, но не вникала в их композицию и историю, ответила "честно говоря, не знаю." Человек представился: Александр Анисимов (1877 ..1937), член Академии Наук, археолог, искусствовед. Он предложил молодой женьщине дать уроки истории иконописи. Подарил ей двух томный труд Н.И. Кондакова "Иконография Богоматери" 1910 года издания. Наталия Петровна сказала что прочитала от обложки до обложки и абсолютно ничего не поняла первый раз. В дальнейшем она, конечно, вникла в материал и ее духовная деятельность совсем повернулась на всю ее долгую, не легкую жизнь; он ее познакомил с монахинями в Москве. Но не хочу повторяться о том что уже сказано. 

К чему пояснила этот отрывок истории нашей незаконченной иконы крестиком? Потому что Византийская святыня в Третяковке сыграла ключевую роль в жизни Наталии Петровны; она передала свою любовь к этой иконе своей студентке, Тамаре Д. Робсман, которая вышила несколько вариантов этой иконы для нашего храма в столице США (постараюсь найти снимки). И сама Наталия Шеффер ее называла "Владимирской". И если это не доказательство, тогда предлагаю детальный вид ликов Богородицы и Младенца с важной деталью: Его ручки вокруг шеи Матери одинакого расположены в прототипе и в нашей вышивке.  В Игоревской иконе (см. вышитую Золотошвейной в 2004 году..в нашей коллекции) нет ручки Младенца на шее Матери. И в этом то и ключевая разница, на мой взгляд. Посмотрев в нашей домашней библиотеке по иконописи...проведала Поселянина список (начало 20 века издание) икон Богородицы и у него тоже Игоревская без ручки вокруг шеи Матери. По этому буду продолжать именовать икону нашу "Владимирскую".

Много лет смотрю на эту икону и до этого года (к моему стыду) не бралась за предстоящий труд, не зная как ее закончить. Много видела репродукций этой иконы. У нас на западе не такое обилие икон как на родине...смотрим без конца книги...читаем. Читала монограф Лазарева про Владимирскую святыню и читала Алпатова издание 1978 года. И от туда сканировала деталь сближенных ликов. Алпатов подтверждает что от оригинала середины 12 века остались только и лики (даже видно где личинки кончаются и более новая реставрация начинается). Смотрю на работу Тамары робсман и вижу что она запечатлила нитями именно эту оставшуюся часть подлинника. Ведь Наталия Петровна знала эту икону интимно; она возможно ей то и передала где подлинник и где более поздняя живопись?

Долгое время даже подумывала не трогать Т.Д. Робсман работу и представить нашему храму в таком виде под рамкой.  Но три условия меня убедили так не делать: Наталия Петровна просила закончить; карандашем легко начерченные плечи (смотреть первый снимок) указывали что сама вышивальщица думала закончить, но скоропостижно умерла; и третее...в действующий храм отдавать незаконченную икону не полагается у нас. Так вот и история. 

Ваш прекрасный сайт как наркотик. Так и знала: как начну ...трудно оставить. Столько интересного прочитала у вас. Но хватит. Я насильно оставлю расписыватъся...брошу смотреть несколько дней чтоб не соблазняться. На несколько дней ухожу чтобы продвинуть свои проекты.  Спасибо всем за все замечания. Ценю сотрудничество. 

 

 
Изображение пользователя Татьяна.

Помоги Господи Вам осуществить все задуманное!!!

 
Изображение пользователя Князева Ольга.

Спаси вас Господи, Елена за такой трогательный рассказ. Упокой Господи души раб Божиих Наталии и Тамары.

 
Изображение пользователя Jelena.

Дорогая Елена Сергеевна! Не уходите надолго! 

К сожалению, сама здесь сейчас редко бываю, но очень рада Вас здесь встретить!Laughing