Наш интернет-магазин «Корвана»: материалы для вышивки и рукоделия - korvana.ru

Вход для пользователей

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 7 гостей.

Вопрос - применение натуральной кожи

Изображение пользователя Julia.

Добрый день! У меня вопрос к знающим людям.

Несколько лет тому назад прочитала, что натуральную кожу никогда нельзя использовать для любых изделий для престола и алтаря. Например, напрестольное Евангелие не должно иметь переплет из натуральной кожи. Обоснование было, что на этом месте приносится Бескровная Жертва и шкура убитого животного там абсолютно неуместна. Знает кто-либо, существует ли такой запрет? Недавно стала искать источник этой информации. Ничего не нашла...

Изображение пользователя Вера Ю.

Юлечка, а ведь до изобретения бумаги писали на пергаменте. На них и наши древнейшие Евангелия.

 
 

Бытование книги в Киевской Руси

 

Книга была действенным средством распространения христианской веры на Руси.

В Киевской Руси, как и в Византии, книги писали на пергаменте. Он изготовлялся из телячьей или бараньей кожи (по-другому славяне называли его «телятиной» или «харатьей»). Лучший пергамент выходил из кожи ягненка. Изготовление пергамента требовало сложной технологии и высокого профессионального мастерства: со шкуры срезали мясо, шерсть, щетину; выстругивали и выскабливали специальными ножами до ровной поверхности; потом чистили золой и поташом; затем обезжиривали мелом и выглаживали пемзой. В XI-XIIстолетиях на Руси делать пергамент не умели и ввозили его из Византии или западных стран. В XIIIвеке большинство древнерусских книг уже писаны на отечественном пергаменте. В XIVвеке на Руси появилась бумага, которая тогда же окончательно вытеснила пергамент.

Пергаментом дорожили, его берегли, потому среди «кожаных книг» нередко встречаются палимпсесты (дословный перевод с греческого - «снова скоблю»). На палимпсесте стерт первоначальный текст и написан другой. Для историков, конечно, всегда интереснее старые письмена, чем новые. С помощью современных технических средств старый текст возможно прочитать.

Исписанные пергаментные листы сшивались и переплетались в деревянные доски (отсюда выражение: «прочитать книгу от доски до доски»). У особо важных книг деревянный переплет обтягивался кожей или покрывался драгоценным окладом из серебра и золота. Например, напрестольные Евангелия-апракос или княжеские любимые книги. Общеизвестным образцом последнего является оклад Мстиславова евангелия начала XIIвека – шедевр ювелирного искусства. С XIпо XIVвек сохранилось 708 харатейных книг, то есть писаных на пергаменте

Простые люди на пергаменте не писали, а использовали бересту – доступный писчий материал. На бересту книг, конечно, не переписывали, зато на бытовом поприще, мы помним, использовали очень широко.

Пергаментные книги стоили безмерно дорого. Например, известно, что один князь заплатил за «Молитвенник», книгу не такую уж большую по объему, 8 гривен кун, а село купил за 50 гривен кун. Приобретать и читать книги могли только богатые люди, вернее очень богатые: князья, бояре, архиереи, посадники – то есть высшая городская элита. Книги привозили на продажу из Византии или из балканских православных стран. Но зачастую переписывались по заказу в самой Киевской Руси. Заказчики книг не жалели средств для их украшения: великолепные миниатюры, затейливые инициалы и изысканные заставки – все это расписывалось золотом и киноварью. Их также переплетали в драгоценные оклады. 

полный текст http://museum.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12177&ob_no=13293 

 
Изображение пользователя Julia.

Спасибо, очень интересная информация! Я сама видела в продаже много Евангелий в кожанном переплете, но они были не напрестольные, а скорее для келейного употребления.

По всей видимости, такого запрета нет, если он только не позднего времени.

 

Я тоже встречал такой запрет на напрестольное Евангелие и закладки. Именно потому что это кожа убитого животного.

 
Изображение пользователя Екатерина Захарова.

Где-то здесь показывали облачение, отделанное оленьей кожей и, кажется, мехом нерпы.

А шелковые коконы тоже обрабатывают так, что при этом погибают личинки тутового шелкопряда.

Так что, где граница "можно -нельзя" пролегает, не знаю.

 
Изображение пользователя Мария..

наши студенты недавно реставрировали литургический комплект 18-19века с живописными ликами на коже

 
Изображение пользователя pev4ayaValentina.

И в нашем храме была икона 19 в. свт.Николая на толстой коже писана.

 
Изображение пользователя zinaida.

Я как-то вам показывала кожанную икону

http://www.ubrus.ru/node/7958

 

Задала вопрос священнику - благочинному Боровичского округа. Протоиерей Иоанн Мороко.

Дословно - Бог благословит Светлана! Такое умозаключение из области ревности не по разуму. Служа в храмах Различных монастырей я видел иеромонахов в кожаных ремнях, сапогах, и никто их не снимал приступая к Божественной литургии. А старинные Богослужебные книги всегда были в кожаном переплете. И вот еще мне подарил мой кум служебник в кожаном переплете , современное издание .так это точно абсурд.

 

Ну в принципе это на благословение священника. Я же писал о том что сейчас всё таки на Престол не кладут кожаные изделия. Хотя это скорее личная практика

 
Изображение пользователя Julia.

Akaan, а у Вас есть ссылка, что кто-то где-то высказал такой запрет? Хотелось бы видеть источник...

 
Изображение пользователя zinaida.


Julia пишет:

Akaan, а у Вас есть ссылка, что кто-то где-то высказал такой запрет? Хотелось бы видеть источник...

 Ну накой она Вам?

Правильно ведь сказано о ревности не по разуму.