Вход для пользователей
Сейчас на сайте
Монастырь
Сестры, привезла вам из Бреста, из Свято-Рождества-Богородичного женского монастыря привет. Была там вчера. Нашла м. Арсению, она завела меня к м.-настоятельнице Александре, и та, милостию своей, дала мне благословение на посещение мастерских и осмотр всего, что есть в монастыре. Сестры, какое это счастье, воочию увидеть то, что до сих пор видела только на экране и на снимках! Можно было рассмотреть, даже потрогать, увидеть, как работают мастерицы, какие материалы используют. Чувства непередаваемые! Я понимала, что это должно быть очень красиво, но чтобы НАСТОЛЬКО!
Сейчас мастерская работает над обновлением раки для мощей Преподобной Евфросинии Полоцкой для монастыря в Полоцке (это один из наистарейших городов Киевской Руси, ныне - в Витебской области Беларуси). Лучший брестский ювелир, который делал копию креста Пр. Евфросинии, делает раку. Брестский столяр-краснодеревщик сделал резной гроб из кипарисового дерева (если память мне не изменяет после такого обилия впечатлений). Обшивают его сестры-мастерицы зеленым бархатом с орнаментальной вышивкой золотом и жемчугом. Из тех же материалов сделана шапочка и тапочки для комплекта. Если бы вы видели! Так же шьют ризу на образ Спаса. Лицо писанное, а доличное - серебро, золото и жемчужные одежды. Как передать словами то, что я чувствовала! Матушки сказали, что вовремя Господь меня к ним направил, поскольку через несколько дней все это уедет по назначению.
Есть у них и две мастерских по пошиву облачений: одна для цветных, вторая - для черных и серых. Есть два вышивальных автомата, на которых делают орнаменты и кресты для облачений. Показали мне все, водили всюду, ничего не скрывали, а потом еще и накормили.
Монастырь находится в отреставрированном здании бывших казарм Брестской Крепости. Находится на Северном острове Мухавца, среди векового лиственного леса и заболоченных рукавов Мухавца. Так как это пограничная зона (от забора монастыря рукой можно дотянуться до колючей пограничной проволоки), машину пришлось оставить поодаль, и последние полкилометра я шла пешком по лесной дороге, по зеленому тоннелю из громадных грабов. Не смотря на то, что стояла сильная жара, меня сильно знобило, и от радости, и от страха, и от непередаваемого чувства приближения к чему-то таинственному и неизвестному. Я же не знала, как меня там примут. Мало ли у них забот? Да и само место. Я же воспитана была на преклонении перед подвигом защитников Крепости, на памяти о их великой жертве. Я представляла, какой кровью полита эта земля, сколько слез она впитала. А к этому присоединилась святость того, что сейчас существует на этом месте. Вокруг пение соловьев и шум леса...
Храм находится на втором этаже здания. Маленький, но очень красивый и уютный. По воскресеньям и в праздники людей на службу приходит столько, что заполняют не только храм и коридор, но и лестницу, и даже во дворе стоят. К сожалению, сестры не могут получить разрешения на строительство нового храма, поскольку монастырь находится в охраняемой архитектурно-исторической зоне, где запрещено всякое строительство. Позволено лишь им было соорудить во дворе маленькую звонницу, пение которой мне посчастливилось услышать. Я поняла, почему звон церковных колоколов называют малиновым. Все время, пока я там была, не прекращался поток людей. Заказывали службы, сорокаусты, поминовения. Покупали иконы и крестики. И просто сидели во дворе на скамейках. Посидят, послушают соловьев и уйдут, подпитанные неуловимой энергией этого места.
Монастырь маленький, только 20 с небольшим сестер. Но на работы во дворе и в мастерских приходят и сестры-мирянки. При мне за шитьем сидели две. Здание все еще ремонтируется, достраивается. Только-только заканчивается ремонт крыши. Все-таки этим зданиям почти 200 лет, а в Войну они были расстреляны и разбомблены. Поэтому не так просто исправить эти потери. Но сестры не унывают, работают, стараются и надеются на Божью помощь.
На прощание м. Арсения преподнесла мне на память бесценный подарок: пакет материалов для шитья. Она сказала: "Когда я начинала, тоже ничего не было. Мне тоже дарили материал, во славу Божью учили, не жалея информации. Огромную помощь оказал Убрус, за что низкий им поклон. Я не имею права теперь скрывать то, что пришло ко мне с помощью Божьей. Теперь я имею возможность и честь помогать тем, кто в этой помощи нуждается. Не надо благодарить, помолитесь вместе с нами и за нас."
Когда я вышла с территории монастыря, то показалось, что и солнце иначе светит, и деревья иначе шумят, птицы иначе поют, даже сам воздух показался иным, дышалось легко и глубоко. И я поняла: коль на моем пути встречаются такие люди, коль оказывает мне Господь такую помощь - я обязана все свои силы положить на работу во славу Его!
- Darakw's blog
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Людмила, как здорово, что Вы добрались до монастыря! Я ужасно рада, что мастерская развивается!
Сейчас мастерская работает над обновлением раки для мощей Преподобной Евфросинии Полоцкой для монастыря в Полоцке (это один из наистарейших городов Киевской Руси, ныне - в Витебской области Беларуси)
Мы тоже в Полоцк к празднику преп. Евфросинии вышиваем катапетасму:
Елена, это и правда незабываемое впечатление. М.Арсения показала целый альбом фото, на которых засняты все их работы. Показала папки, в которых собраны все встреченные ими узоры и орнаменты, близко снятые старинные работы. Предложила мне следующий раз, когда будет больше времени, переписать все, что пожелаю, на диски или отксерить. Это просто чудо!
"...вышиваем катапетасму" - как здорово, что границы не смогли разделить наши народы. Нашему поколению очень трудно привыкнуть к этому разделу, и такие отношения вселяют надежду на то, что не все еще потеряно.
И я присоединяюсь к благодарному хору прочитавших твой рассказ, Людмила! Бог тебе в помощь.
Если можно, вопрос к Елене Юрьевне: а как вы шьете тонкую полосочку-отделку витков орнамента, и каким швом цепочку внутри креста? Судя по 3-м катушкам, используете разной толщины нитки
Сегодня в нашей церкви Иоанна Богослова престольный праздник. Приехало много священников, представителей властей. Все было очень красиво и торжественно. После крестного хода пердставители прихода подарили батюшке шикарный букет, так как он у нас тоже Иоанн. Он прослезился даже. К счастью, этот батюшка заслуживает уважения и почтения. Он у нас всего полгода, а сделал для прихода гораздо больше, чем многие предыдущие, потихоньку восстанавливает то, что испортил и разграбил (да простит меня Господь!) его предшественник.
Была у нас и церковная лавка из Минского монастыря. Я разговорилась с послушницей Аллой, у нас завязался очень интересный и, я бы сказала, плодотворный разговор. Землячки все-таки. Я выбирала ламинированные иконки для того, чтобы сделать под них что-то вроде пелен. В конце получается вещь, похожая на одностороннюю хоругвь без хвостов. Не знаю даже, как это правильно называется, но мне, когда я увидела где-то на фото, очень понравилось. Все-таки вышить личное самой на пелене мне пока еще не под силу, а вот с готовой иконкой... Так вот, разговор как-то плавно перешел на церковное шитье. Оказалось, что сестра Алла понятия не имеет, что это такое. Говорит, видела когда-то на выставке икону, вышитую гладью (может и не гладью вовсе), и очень понравилось. Хотела подойти к монахине, которая ее вышила, попросить, чтобы научила, но не вышло. Говорит, в монастыре много всяких мастерских, не знает даже, чем они занимаются. Знает только, что есть золотошвейная. Теперь узнает обязательно и поищет ее. Очень заинтересовалась. Мы долго разговаривали. Я ей рассказывала о происхождении шитья, о приходе его на Русь, о возникновении стилей и мастерских, о технике исполнения. Она слушала это все, как откровение. Так что, сестры, ваша наука даром не прошла, я сама уже пытаюсь потихоньку прсвящать других.
Завтра сестра Алла будет с лавкой на престольном празднике в городе. Я собираюсь туда поехать. Завезу ей весь "Убрус", что у меня есть, материалы, которые помощью Божьей мне достались, пасхальные яйца, которые я попыталась сделать под влиянием Убруса. Пусть посмотрит, полюбуется. Может быть заинтересуется и у нас со временем появится еще одна мастерица.
Кстати, наш городской собор, фото которого я выложила в теме "Мой город", является собором Святой Троицы. Он двухэтажный, и второй этаж был освящен как Николаевский, поэтому завтра там праздничная служба.
А вот с нашими приходскими церквями история еще интереснее. Старая деревянная церковь конца 1700-ых годов носила когда-то название Вознесенской. Не знаю, по какой причине, после войны была построена новая каменная, через три дома от старой, и ей присвоили звание Вознесенской, а старая стала Иоанна Богослова. Хотя до сих пор на потолке купола изображено Вознесение.
Говорит, в монастыре много всяких мастерских, не знает даже, чем они занимаются. Знает только, что есть золотошвейная.
Очень странно... Если речь идет про Елизаветинский монастырь в Минске, то, мне казалось, там народ должен знать, что в монастыре творится. Всё-таки их золотошвейная мастерская - это явление. Может, в Минске еще есть женский монастырь?
Нет в Минске другого женского монастыря, кроме Свято- Елизаветинского. Но в Минске много монахинь на послушании из других белорусских монастырей. А Елизаветинский очень разросся, ну о-о-очень. Много сестер новых, а мастерская действительно, по их масштабам, маленькая да и находится даже не на территории монастыря (а на территории городского интерната для болящих - психохроников).
За рассказ спасибо !!!!! Все так "вживую"
Точно, сегодня узнала. Она из Елизаветинского монастыря. Других в Минске нет. Но она не монахиня. У нее есть семья, живет в городе, но имеет длительные послушания при монастыре. Чаще всего разъездные. Вот и сейчас она приехала на два месяца сюда в Польшу с монастырской лавкой. В самом монастыре бывает, я так поняла, не так уж часто. У нее и одежда сестры милосердия: черное платье, белый передник и белый же плат.
Сегодня рассмотрела внутренности собора. Не наше это! Иконостас с Райскими Вратами больше похож на вход в римские бани, какими их изображают историки (прости, Господи!". Куча мозаичных икон, стены расписаны так, что нигде ни сантиметрика чистого. Как в восточном дворце. Один комплект хоругвей "крестиковых", один - выложенный шнуром по контуру и простые кресты на "хвостах", остальные - контур и кресты выведены краской. Ни одной шитой! И митры у приезжих гостей, после виденных на Убрусе, показались бледными и ни на что не похожими. Аж обидно стало. Но, увы, я ничего изменить не могу.
А вот этого никто не ведает, Людмила, кроме Господа.Кто знает, может Вам и предстоит что-то изменить в Вашем приходе и с митрами и с остальным шитьем?Будем надеяться на помощь Божию и Его промысел о каждом из нас.
Спаси Господи за рассказ чудесный о Вашем паломничестве в монастырь.Мне было очень тепло читать его и приобщиться к Вашей радости, ибо сама не имею возможности ездить.
На днях снова была в Бресте в монастыре. К сожалению, у м. Арсении было мало времени на встречу со мной. Но это не помешало ей показать все новые работы и альбомы с фотографиями старых. Шьют сейчас покровцы: жемчуг в шнурах на зеленом бархате. Жемчуг такой крошечный! Но больше всего поразила реставрируемая старая Господская плащаница. Люди! Это такое!.. Видеть вживую! У нас тут нет доступа к музеям, к сожалению, поэтому для меня это было верхом восторга. Старая ткань совершенно истлела, они срезали все абсолютно элементы, нашивали на новую ткань, обшивали тонким шнуром (нашли где-то в старых запасах темный, имитирующий старое золото), подновляли кое-где истертую живопись. Шитье выполнено по высокой (около 1 см) карте: серебряные гроздья и золотые листья винограда, крупные, как живые. Так хотелось сфотографировать, но совесть не позволила задерживать больше Матушку. Сняла только монастырский двор. Как я уже писала, монастырь располагается в старой, царской еще казарме, в архитектурно-исторической зоне, поэтому строиться им не позволяют. Только колоколенка во дворе, да крылечко. Ага, и над храмом поставили новую... тоже колоколенку?
.
.
Спасибо огромное.